Телеведущую утн вплотную окружили мороз, тимошенко, симоненко. По студии ходили турчинов, шкиль. На дверях, блокировав их, стоял один из помощников народного депутата
В ночь на вторник телестудии Украины были взяты милицией под усиленную охрану в связи с тем, что в понедельник вечером лидеры оппозиционных фракций Верховной Рады Петр Симоненко, Александр Мороз и Юлия Тимошенко, пользуясь статусом неприкосновенности народных депутатов, на полтора часа захватили Первый национальный телеканал «УТ-1», добиваясь выступления на телевидении. Как заявила экс-глава корпорации ЕЭСУ Ю. Тимошенко, «если эфирное время не будет предоставлено, то будет еще хуже». Что будет, можно предположить, вспомнив историю. А именно -- события 1917 года, когда для прихода власти большевиков Владимир Ленин отдал распоряжение захватить мосты, банки, вокзалы, телеграфы.
Практически по тем же установкам сейчас действует оппозиция: только вместо телеграфа ее представители попытались взять штурмом телестудию, вместо мостов -- блокировали вчера движение на одной из центральных улиц Киева. На очереди остались банки? Действительно, зачем изобретать новые способы отнять и поделить власть, деньги, должности, материальные блага, если уже есть апробированные методы…
Милиция не препятствовала действиям депутатов, находившимся в телецентре
Понедельник, 20. 45. По сообщениям информационных агентств «Украинские новости», «Интерфакс-Украина», за 15 минут до начала выпуска новостей на УТ-1, в студию, предъявив мандаты народных депутатов, вошли Юлия Тимошенко, Петр Симоненко, Александр Мороз, Юрий Луценко, Александр Турчинов и ряд других парламентариев. Они стали за спиной диктора УТН Людмилы Томанек и заявили, что намерены обратиться к народу Украины. Ведущая вынуждена была покинуть студию. Александр Мороз, Петр Симоненко и Юлия Тимошенко, ссылаясь на статус депутата, заняли ее место, а остальные прибывшие -- аппаратную для режиссеров и коридор студии. В результате в 21. 00 выпуск программы новостей на канале УТ-1 в эфир не вышел. На телеэкранах появилась бегущая строка с надписью: «Выпуск новостей не может выйти в эфир из-за захвата эфирной студии народными депутатами А. Морозом, Ю. Тимошенко и П. Симоненко и их сторонниками общим количеством свыше 200 лиц».
21. 20. Александр Мороз, Юлия Тимошенко и Петр Симоненко в кабинете президента телекомпании УТ-1 Игоря Сторожука требуют предоставить им эфирное время. Игорь Сторожук отказывается, ссылаясь на то, что прямой эфир может быть предоставлен только Президенту страны.
21. 39. В телецентр прибыли первый замначальника управления столичной милиции Анатолий Слипченко, который объявил о том, что в действиях парламентариев есть состав преступления, и начальник административной милиции МВД Александр Савченко, сообщивший, что милиция не препятствовала и не планировала препятствовать действиям депутатов, находившимся в телецентре.
21. 40. Аппаратно-студийный комплекс УТ-1 закрыт. Перед входом собрались журналисты украинских и зарубежных телекомпаний, которые должны были передавать свои видеоматериалы.
21. 50. По наблюдениям корреспондента телеканала ICTV, депутаты ведут себя спокойно, только Юрий Луценко и Александр Турчинов «наиболее агрессивны, размахивают руками, громко кричат». «Я агрессивно доказываю, что закон не может быть ужат постановлениями Кабмина. Но пока морду никому не били», -- заявил в комментарии «Украинской правде» Юрий Луценко. Видимо, его очень впечатляет сама возможность, пользуясь депутатской неприкосновенностью, захватывать телестудии, помогать устанавливать палатки на территории режимных объектов, раздавать пощечины милицейским начальникам. Между тем, по наблюдениям журналистов, присутствовавших возле телецентра, милиция вела себя достаточно толерантно, зачитывала оппозиционерам их права и объясняла, что они неправильно себя ведут.
22. 11. П. Симоненко, А. Мороз, Ю. Тимошенко покинули помещение телецентра. Как заявил Мороз в интервью многочисленным журналистам, «нет необходимости продолжать блокировать работу студии, поскольку на место событий прибыло около 20 телекамер и прорыв информационный состоялся». Был доволен достигнутыми результатами и член Соцпартии Станислав Николаенко. При этом народный депутат даже удивился: «Никакого захвата студии УТ-1 не было. Пришли депутаты к Сторожуку, председателю телекомпании, и попросили предоставить оппозиции 10 минут эфирного времени, мотивируя это тем, что обращались письменно и устно с этой просьбой… »
Владимир Семиноженко: оппозиция, кроме радикализма, не может ничего нам предложить
22. 30. Прибывший глава Госкоминформполитики Иван Чиж заявил журналистам, что попытка захватить студию УТ-1 -- это анархия. «Люди, которые работают на телевидении, планируют заранее выход в эфир телепрограмм. А нарушать график их работы -- это полное безобразие». По словам Ивана Чижа, у народных депутатов есть законные основания получить допуск на телевидение. Они определены статьей 18 Закона Украины «О статусе народного депутата» (о правах народных депутатов в их отношениях со СМИ). И парламентариям необходимо соблюдать принятые ими же нормы. В интервью «ФАКТАМ» Иван Чиж заявил: «Я понимаю желание оппозиции получить доступ к телеэфиру. И это желание было бы вполне нормальным, если бы оно не противоречило цивилизованному методу решения подобных вопросов».
Присутствовавший возле здания вице-премьер Владимир Семиноженко заявил журналистам, что «события в телецентре -- это проявление той самой так называемой оппозиции, которая, кроме радикализма, не может ничего нам предложить».
Цель участников захвата -- не попасть в эфир, а показать всем, что их не пускают в эфир?
Ситуацию в телецентре «ФАКТАМ» прокомментировал директор Творческого объединения новостей НТКУ Артем Петренко:
-- О том, что студия захвачена народными депутатами, мне сообщила ведущая новостийной программы. Я позвонил президенту телекомпании Игорю Сторожуку. Он сразу же пошел в студию. Туда отправился и я. Было 20. 57. В студии сидела на своем месте Люда, ее вплотную окружили народные депутаты Александр Мороз, Петр Симоненко и Юлия Тимошенко. По студии туда-сюда ходили Александр Турчинов, Андрей Шкиль. Возле двери стояло, по моим оценкам, около 25 человек, среди которых я узнал народных депутатов Владимира Яворивского, Михаила Волынца, Степана Хмару. Затем я пошел в эфирную аппаратную, попросил группу готовиться к эфиру, несмотря ни на что. Не теряться, потому что новости должны выйти при любой погоде. На дверях, блокировав их, стоял один из помощников народных депутатов, так и не признавшийся мне, кто он. В студию начало заходить все больше и больше парламентариев. Мороз, Симоненко и Тимошенко по-прежнему стояли за Людой, они требовали 10 минут прямого эфира, независимо от того, какие у нас планы. Мне кажется, цель участников этой акции была одна -- не попасть в эфир, а показать всем, что их не пускают в эфир. Заполучив при этом автоматическое попадание в выпуски новостей других телекомпаний.
Я отправился искать возможность выхода в эфир. К тому времени, когда я повторно вернулся в студию, Томанек там уже не было. На ее месте сидела Тимошенко, рядом на студийных стульях -- Симоненко и Мороз. Томанек я нашел спустя некоторое время в ее комнате, она была очень расстроена. Рядом с ней находился неизвестный мне человек, который явно получил задание не выпускать из поля зрения Людмилу, не дать ей выйти в эфир из другой студии. Когда нам, наконец, удалось провести Томанек в шестую студию, из которой обычно после программы новостей выходит «Свiт спорту», дорогу нам преградили народные депутаты Турчинов, Волынец, Яворивский и Луценко. Это уже было в 21. 30. За их спиной стояли сотрудники охраны, которые встали на защиту студии, но это было бесполезно -- в студию уже никто не мог зайти. Тогда мы попытались найти возможность выйти в эфир из другой студии телекомпании -- пятой, но это оказалось очень сложно, потому что над программой работает достаточно большая группа людей. К тому же, когда мы уже собрали эту группу, было 22. 30. Тогда же было принято решение не выходить в эфир.
Игорь Сторожук: надеюсь, депутаты осознают необходимость соблюдения законов в своей политической деятельности
Вторник. В связи с утвержденными народными депутатами законами вчера к парламенту Украины обратился и президент Национальной телекомпании Игорь Сторожук. В частности, он утверждает, что «НТКУ освещает деятельность Верховной Рады, четко придерживаясь требований соответствующего постановления украинского парламента. Предоставление дополнительного эфирного времени для представителей высшего законодательного органа возможно только в случае принятия дополнительных нормативных актов Верховной Радой Украины».
Игорь Сторожук надеется на то, что народные депутаты Украины осознают необходимость соблюдения в своей политической деятельности действующего законодательства и в дальнейшем будут воздерживаться от действий, подобных предпринятым 23 сентября, не станут вмешиваться в программную политику телерадиоорганизаций и осуществлять давление на журналистов. В связи с этим президент НТКУ обратился к Верховной Раде с просьбой рассмотреть и, в случае необходимости, урегулировать порядок предоставления народным депутатам эфирного времени в случаях, не предусмотренных действующим законодательством.
В связи с захватом телестудии столичная прокуратура возбудила уголовное дело
А вчера СМИ было передано сообщение пресс-группы столичной прокуратуры, в котором говорится о том, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 171 и ст. 341 Уголовного кодекса Украины (умышленное препятствие законной профессиональной деятельности журналистов, захват государственных или общественных зданий или сооружений). Расследование дела поручено следственному отделу столичной прокуратуры.
Степан Гавриш: оппозиция старается как можно дольше оставаться на виду
Вчера Верховная Рада активно тему захвата телецентра не обсуждала. Потому что накануне открытия пленарного заседания обстановка была и без того напряженной: здание Верховной Рады пикетировали участники акции оппозиции. По предварительной информации, на этот раз к стенам парламента людей позвали коммунисты и Народный рух Украины. Что же касается ситуации вокруг телеканала УТ-1, то «ФАКТЫ» с просьбой их прокомментировать обратились к народным депутатам.
Лидер фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук:
-- Очень бы хотелось, чтобы действия оппозиции не нарушали права других граждан. Например, 16 сентября мне пришлось добираться в парламент окружными путями, поскольку многие центральные улицы Киева были заблокированы. Это же могут сказать и другие киевляне. А 23 сентября из-за желания лидеров оппозиции рассказать о себе были нарушены мои права на получение информации. Ведь их действия в телестудии помешали выходу в эфир новостийной программы. Что я хочу сказать? Да, власть не имеет права ограничивать права оппозиции, но и оппозиции не имеет права ограничивать права граждан.
Координатор фракции «Аграрники Украины» Иван Кириленко:
-- События на телецентре не приближают нас ни к Европе, ни ко всему остальному цивилизованному миру. Подобные методы оппозиции становятся лишь катализатором адекватных действий в стенах парламента. Я имею ввиду создание большинства. Те депутаты, которые сейчас колеблются, вынуждены будут определиться. И их выбор будет не в пользу оппозиции, некоторые моменты поведения которой выходят за цивилизованные рамки.
Член фракции Партии промышленников и предпринимателей и «Трудовой Украины» Сергей Бычков:
-- Оппозиция хотела трибуну для выступления, так и надо было показать их во всей красе, их методы достижения цели! Сегодня телевидение захватили, завтра пойдут брать вокзалы, банки. Это уже было в нашей истории. Мотивы же подобных акций очевидны. Для некоторых их участников -- это возможность заработать, для других -- последний шанс достичь определенного положения в политике. А все списывается на противостояние власти и общества. Много шума, конкретики мало. Вот уже который день парламент не может принять ни одного эффективного решения, крайне важного экономического закона. Ведь та же оппозиция, кроме законопроекта об импичменте, ни одного серьезного законопроекта не предложила.
Координатор фракции «Демократический выбор» Степан Гавриш:
-- Оппозиция с максимальной агрессивностью оперирует инструментами, которые есть в ее арсенале, для того, чтобы как можно дольше оставаться на виду и в сознании общества. Как говориться, запоминается не «что», а «как». Вот они и работают по такому сценарию. При этом определенной программы у них нет. Только один лозунг — импичмент. Но мы живем все-таки в демократическом государстве, поэтому хотелось бы, чтобы все вопросы решались цивилизованным путем и исключительно в рамках закона.
Вчера под стенами Верховной Рады, как и обещали коммунисты, состоялся митинг. С традиционными для сторонников Петра Симоненко лозунгами?
Материал подготовили Александр АРТАЗЕЙ, Ирина КОЦИНА, Таисия БАХАРЕВА, «ФАКТЫ»
Читайте нас в Facebook