ПОИСК
Происшествия

Еду так экономили, что луковицы с кетчупом в смятом пакете хватило на пять суток, а кусочек сала остался вообще нетронутым

0:00 5 апреля 2002
Юрий ГАЕВ «ФАКТЫ» (Запорожье)
В борьбе с разбушевавшимся морем двое жителей Бердянска вышли победителями, доказав в очередной раз, что физические и психологические возможности человека неисчерпаемы

Друзья-соседи Николай Атапин, 46-летний пенсионер-подполковник, и Виталий Будько, 49-летний старшина-моторист Бердянской межрайонной рыбной инспекции, в субботу 23 марта приехали на Бердянскую косу. Они собирались испытать на воде купленный недавно Виталием для своей лодки «Прогресс-4» мотор «Крайслер», поискать попутно браконьерские сети и, пользуясь нормальной погодой, подергать бычков… В десять утра лодку сбросили на воду. Взяли с собой все необходимое: якорь, две котовки (металлические болванки с крючьями для вытаскивания браконьерских сетей), компас, спасательные жилеты, запас бензина. Из еды и питья -- полтора литра воды, грамм 200 колбаски, кусочек сала, немного хлеба, луковицу, в смятом пакете остатки кетчупа.

Негусто, так как рассчитывали управиться часа за четыре. Спиртного не брали -- Коля совсем не употребляет, Виталий пьет только пиво. Оделись, правда, потеплее: вязаные шапочки, теплые брюки и куртки, шерстяные носки.

«Таких волн мы еще не видели: когда одна поднимает, другая догоняет, третья с головой накрывает»

Они ушли в море уже на несколько километров, когда порывы ветра усилились. Виталий -- все-таки в рыбинспекции много лет -- понял: погода скоро ухудшится. «Прогресс» развернулся и пошел к берегу. Внезапно движок, работавший все время без перебоев, загудел, и лодка остановилась. Оказалось, что слетел гребной винт. Как это могло случиться с надежным иностранным мотором, где запасной винт даже не предусмотрен? Волна и ветер усилились, но бывалых мужиков это не беспокоило. Они сели на весла и погребли к маяку на краю косы.

До суши оставалось не более 200--300 метров, когда подувший с берега ветер (так называемый оттяжной) потащил лодку обратно. Вскоре над морем бушевал ураган. Обычно суда при скорости ветра 17 метров в секунду в море не выходят. 23 марта, как потом выяснили Будько и Атапин, ветер дул со скоростью 25 метров.

РЕКЛАМА

Чтоб удержать лодку, бросили якорь. Через стекло на носу внутрь сразу же обрушились волны. На большом гребне моторка развернулась и сильно накренилась набок. Мгновенно среагировав, Николай и Виталий упали на левый борт, не дав лодке перевернуться. Опоздай они на секунду, их бы навсегда поглотило холодное в эту пору Азовское море.

-- Таких волн мы еще не видели, когда одна за другой идут «три сестры»: одна поднимает, другая догоняет, третья с головой накрывает, -- вспоминают они начало своей эпопеи. -- Но опыт был, мы волне не позволили нас накрыть. Обрезали ножом якорь, сели на весла и погребли, не глядя куда. Главное было -- удержать лодку, не подставиться под волну.

РЕКЛАМА

В первую ночь, разглядев во тьме огонек, решили, что это маяк, и направили лодку на него. Оказалось -- буй, стоящий на судоходной трассе. Атапина и Будько спасло чудо, когда внезапно выплывший из тумана какой-то корабль пронеся совсем рядом с их беспомощной лодкой. В следующие ночи и дни им явятся много интересных видений, но это уже будут галлюцинации.

-- Любопытно, что мы «видели» одни и те же картины: деревья, растущие из воды, заборы, дома с европейским ремонтом, трамвай… -- говорят Виталий и Николай. -- Синхронно слышали женские голоса, лай собак. Однажды обоим представилось, что канистра с бензином превратилась в приемник и стала сообщать новости.

РЕКЛАМА

«На случай, если перевернемся, договорились: на дно пойдем вместе»

Пять суток они гребли в шторм, в тумане, под постоянным дождем. Продрогшие, обессилевшие от колоссальной нагрузки: один работал веслами, второй вычерпывал воду, потом менялись. На мозоли не обращали внимания, пальцы побелели, распухли. Из-за постоянной болтанки не могли даже воду из сапог вылить. Тела под мокрой тяжелой одеждой до крови разъели пот и морская соль. Ничтожные полтора литра пресной воды умудрились растянуть на четыре дня. Потом стали пить морскую. Холодная морская вода, на удивление, хорошо утоляла жажду. Потом от нее, правда, животы разболелись. Попробовали собрать дождевую -- несколько накопленных глотков разделили по-братски.

Еду так экономили, что луковицы с кетчупом хватило на пять суток, а кусочек сала остался вообще нетронутым. От голода и истощения у Николая началась рвота. Но два сильных духом человека выжили благодаря самообладанию и крепкой дружбе. «Мы понимали: если упадет за борт один, второму не выжить. Заботились друг о друге. На случай, если перевернемся, договорились, что на дно пойдем вместе. Больше двадцати минут в ледяной воде просто не выдержать. Но были уверены: продержимся и спасемся».

Несколько раз пытались поспать. Виталий ложился на дно лодки, на него укладывался более легкий Николай. В таком положении удавалось согреться и подремать. Переговорить успели о многом. Всех вспомнили -- от жен и детей до Бога. Но ни разу, уверяют в один голос Будько и Атапин, не прокляли свою долю, не обронили ни одного матерного слова! А заругаться ведь было от чего!

Однажды они заметили судно. Хотели поджечь приготовленный заранее факел (смоченную в бензине и намотанную на весло тряпку), но из зажигалки, которая до этого работала, выпал кремень и выскочила пружинка. Несколько раз, когда до берега оставалось две-три сотни гребков, ветер вдруг менял направление, и лодку опять относило далеко в море. Было такое впечатление, что какая-то сила просто не дает им добраться до спасительной суши.

Полностью обессилев, решили попытаться смастерить винт. Оторвав от дюралевого настила на дне лодки пластину, умудрились зубилом и пассатижами вырезать прямоугольник и пробить в нем отверстие. Согнули лопасти и надели самодельный винт, закрепив на валу двигателя. Когда завели мотор, лодка пошла вперед. Движок выл, бешено сжирая топливо, но они двигались!

Берег был рядом, но… снова налетел отжимной ветер. Стали помогать мотору веслами, однако ветер оказался сильнее.

Таких попыток пробиться к суше сделали не меньше пяти. Когда бензин кончился, многострадальный «Прогресс» отнесло так далеко, что берег исчез из виду. А потом, не выдержав нагрузку, сломалось весло. Но и в безвыходной, казалось, ситуации Будько и Атапин сохранили самообладание, смастерив из оставшегося куска дюралюминия вполне работоспособное новое весло.

«Сколько я съел на берегу! Молока, киселя, чая, воды литров пять выпил!»

Все пять суток, по их выражению, в море было настоящее месиво. На шестой день погода наладилась, вышло солнце. Изможденные скитальцы подняли весло -- рыбацкий сигнал о помощи, и стали ждать. Вскоре показались две лодки, в каждой было два человека. Заметив терпящих бедствие, подошли. Первое, что попросили Виталий и Николай -- попить. Им дали бутылку с газировкой, спросили: «Вы кто, рыбаки? Откуда?» -- «Бердянские, заблудились. Довезите нас». Вдруг один из четверки, узнавший, очевидно, Будько, крикнул: «Это рыбинспекция. Заводи!». Лодки взвыли моторами и умчались.

-- Они ведь видели, насколько мы ослабевшие, и все равно бросили нас, -- говорят Виталий и Николай. -- Одна лодка была «Амур», ее номер УЗБ 1659. (УЗБ -- это Украина, Запорожье, Бердянск). Когда выздоровеем, найдем ребят. Вернем бутылку воды и посмотрим в глаза. А пока через «ФАКТЫ» «поблагодарите» их от нашего имени.

Лодки умчались, а туман продолжал рассеиваться. И когда вокруг все очистилось, они увидели перед собой остров. «Не имело значения, какое до него расстояние. Мы легли на весла и погребли. Золотой остров блестел и переливался. Море было прозрачно, как стекло, его дно плавно переходило в берег. Это было райское место», -- поэтично описывает увиденное Николай Атапин. Его восторг можно понять.

Земным раем оказалась коса Бирючий Остров. Вытащить лодку из воды у них уже не было сил. Виталий упал на берегу, а Николай поплелся к домику, стоявшему невдалеке.

-- Я «плыл» медленно, как крейсер, -- шутит Атапин. -- Вижу, впереди женщина в синем, бегут собаки. Говорю: мы не пьяные, там на берегу мой товарищ. А женщина, ее зовут Любовь Александровна, спрашивает: «Вы из рыбинспекции? Мы вас ждем». -- И подает тарелку с борщом. И начинает собирать сумку с едой для Виталия. Сколько я тогда съел!.. Молока, киселя, чая, воды литров пять выпил. Потом на «УАЗе» приехал лесничий Саша, съездил на берег, привез Виталия.

Для нас нагрели ведра с водой, переодели в сухие свитера, брюки. И уложили спать на втором этаже, поставив в комнату обогреватель. Мы только позвонили женам и на работу. Часа через два приехали пограничники, которые отвезли нас в Кирилловку. Оттуда на машине рыбинспекции мы вернулись в Бердянск. Нет ничего лучше, чем после таких приключений очутиться у себя дома!

Николаю и Виталию еще трудно ходить, болят опухшие руки-ноги, ноют незажившие раны

Конечно же, их искали.

-- Первые три дня поиски велись силами самой рыбинспекции, к нам родственники пропавших обратились только 26 марта, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник Бердянского управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения Александр Кулинич. -- Мы действовали по обычной в таких случаях схеме: оповестили суда в море, погранзаставы, милицию. Всего было задействовано человек 80. 28 марта по заявлению Игоря Будько, племянника одного из пропавших, вызвали из Донецка вертолет Ми-2. Больше часа вертолет летал над акваторией Бердянского залива, но людей не нашел. По моим данным, вертолет обошелся племяннику в четыре тысячи гривен.

В тот же день нам позвонила с Бирючего Острова женщина. Связь прервалась, но она успела сказать, что на остров выбросило двух живых рыбаков. Мы связались с пограничниками, те дали команду на заставу в Кирилловку, чтобы выслали за людьми машину. Сейчас на косу с материка можно добраться по суше.

По прямой от Бердянска до Бирючего Острова около 200 километров. Какое расстояние прошли Виталий и Николай за пять дней скитаний по морю, сказать сложно -- лодку часами швыряло из стороны в сторону.

-- Мы выжили, потому что человек в силах выдержать бешеные нагрузки. Сам не верил, что такое возможно, -- говорит Николай Атапин.

Что пережили их семьи, пока над Азовским морем бушевал ураган? «Не хочу вспоминать, мне до сих пор плохо, -- тихо говорит Галина, жена Виталия. -- Даже Кузя, наш кот, понимал, что хозяин не просто отсутствует, он в беде. Кот ничего не ел, похудел. Когда Виталий вернулся, Кузя проспал с ним рядом более полусуток. Поблагодарите чужих и знакомых людей, которые звонили, старались поддержать нас добрым словом… »

Родня обращалась с вопросом, живы ли Николай и Виталий, к трем экстрасенсам в трех городах. Все трое ответили: «Живы, но нуждаются в помощи. Ждите, вернутся». Они вернулись, отоспались, отъелись. И сейчас не могут решить, какой день считать вторым днем рождения? Виталий уверен -- 23 марта, когда в первый раз избежали смерти под накрывшей волной. Николай настаивает на 28 марта -- дне высадки на Бирючий. Обоим еще трудно ходить, болят опухшие ноги-руки, ноют незажившие раны, но выздоровление -- дело времени.

Первого апреля друзей несколько раз разыгрывали. Лучшей шуткой признан звонок от «кинопутешественника Юрия Сенкевича», пожелавшего сделать фильм об их приключениях.

 


340

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров