Спасаясь от огня и дыма во время пожара в общежитии харьковской авиационной академии, студент-четверокурсник бежал босиком по битому стеклу и даже не поранился
В 3. 05 ночи 8 апреля в дежурную часть городского управления пожарной охраны поступил сигнал о том, что в 6-м корпусе общежития Харьковской авиационной академии имени Жуковского занялся пожар. Сомнений в том, что это ЧП, не было -- обычно в ночь на понедельник студенты и преподаватели сладко спят, устав от выходных
-- Через четыре минуты мы уже были на месте, -- вспоминает начальник караула государственной пожарной части 27 по охране Киевского района Харькова Сергей Карабанов. -- Из окон второго этажа вырывался огонь. Третий и четвертый этажи были в черном едком дыму. Люди, по пояс высовываясь из горящего здания, просили о помощи. Первым делом нужно было обесточить высоковольтный провод, ведущий к пятиэтажке. Без этого нельзя начинать тушение огня -- ток, перейдя по струе воды, может убить пожарного.
Оценив обстановку, мы поняли, что не сможем своими силами справиться с пожаром. В 3. 36 вызвали подкрепление. Кроме нескольких цистерн и автолестниц, к месту ЧП подъехал автомобиль газодымозащитной службы с запасом аппаратов сжатого воздуха АСВ-2 (теми самыми баллонами, с которыми не страшно входить в задымленное помещение. -- Авт. ). Прибыла единственная в Украине, разработанная в Харькове ПТМС-1 -- пожарная техническая машина связи, одновременно осуществляющая функции химзащиты, дымоотсоса, связи и освещения. Но в первую очередь нужно было спасать людей.
Когда мы поднялись на третий этаж, там царила паника. Люди метались в сплошном дыму, натыкались на двери и окна. Голыми руками, разрезая их в кровь, они разбивали стекла, чтобы глотнуть свежего воздуха. Это играло «на руку» пламени -- на сквозняке оно разгоралось еще сильнее. Пожар шел вспышками, как будто по очереди взрывались бочки с порохом.
«В суматохе кто-то сбил с ног Виталика, и он потерялся»
Для того чтобы услышать подробности произошедшего, корреспондент «ФАКТОВ» отправилась в общежитие будущих авиастроителей. Спустя несколько дней после пожара в здании вовсю шел ремонт. На всех этажах хрущевской пятиэтажки красили, белили, цементировали. Несмотря на открытые окна, в комнатах стоял едкий запах гари. В комнатах второго этажа выгорело все -- полы, обои, мебель. Остовы железных кроватей и холодильников были выгнуты, как в предсмертной агонии.
Говорят, первой пожар заметила студентка-третьекурсница, которая той ночью готовилась к семинару. Подняв голову от тетради, девушка вдруг увидела, как по стене фейерверком рассыпаются огненные искры. От них тут же загорелись обои. Все происходило как во сне. Сбросив оцепенение, студентка закричала, разбудила соседок по комнате. Девушки распахнули дверь в коридор, и оттуда ударил столб черного дыма. В чем были они бросились на первый этаж к дежурному, который и вызвал пожарную охрану. Еще один из жильцов, разбуженный криками, набрал «01» с мобильного телефона
В экскурсии по обгоревшему корпусу меня сопровождала комендант общежития Лидия Полянская.
-- Накануне мы легли часа в два ночи, -- рассказал студент 4-го курса Максим Цеховской, обитатель пятого этажа. -- А через час проснулись от стука в дверь. Из коридора валил дым, в окно был виден огонь. Мы побежали по комнатам будить товарищей. Сначала хотели связывать простыни, но скоро поняли, что с пятого этажа вряд ли сможем спуститься таким образом. Тогда мы обмотали головы мокрыми полотенцами, взялись цепочкой за руки и побежали. В коридоре было черно от дыма. Навстречу нам тоже неслись люди. Бегущие смешались в кучу. В толпе кто-то сбил с ног бежавшего последним в нашей цепочке первокурсника Виталика. Он отпустил руку и потерялся. Нас осталось три человека. До площадки третьего этажа мы спустились на одном дыхании. Там остановились на секунду для вдоха -- но глотнули такого дыма, что чуть не попадали! Внизу, на площадке второго этажа, уже занимался огонь. Нам ничего не оставалось, как промчаться сквозь него в надежде добраться до выхода. Мы рванули -- и проскочили! Наверное, только на адреналине. Я бежал босиком по битому стеклу и даже не поранился.
-- А девочки, соседки ваши, тоже выбежали?
-- Нет, девочек снимали пожарные. Следом за нами побежала только одна, Таня Олийник. Она на лестнице ухватилась за горящие деревянные перила -- получила ожог 2-й степени.
Уже позже, спустя некоторое время, когда ребята немного пришли в себя в стенах соседней общаги, им рассказали, что потерявшийся в обезумевшей толпе 18-летний Виталик бросился вниз из окна пятого этажа.
-- Он испугался, что не сможет добежать, что ему не хватит воздуха, -- объяснил Дима Маслов, навещавший своего друга в больнице. -- Хотя Виталик здоровый парень, спортсмен. Дело в том, что у него полотенце было не мокрое. Он вернулся в нашу комнату, подбежал к окну. Но оттуда уже никакого воздуха не проникало, сплошная гарь. Из коридора тоже пер дым. Тогда он решил прыгать на дерево. (Надо видеть это дерево -- длинная тощая хворостинка, чудом дотянувшаяся до пятого этажа! -- Авт. ) Прыгнул неудачно: повис на ветке, она обломалась но спасла парня от возможных более тяжелых травм.
«Защищавшая от огня кладовую комендант обморозила палец»
Вместе с комендантом мы спустились на третий этаж. Кстати, сама Лидия Полянская во время переполоха одной из первых получила травму, причем для пожара очень необычную. С огнетушителем в руках защищая кладовую, Лидия нечаянно приложила палец к раструбу аппарата. А в работающем огнетушителе температура -- минус 70 градусов. Вот палец и примерз.
В одной из комнат третьего этажа мы застали 19-летнюю Аню Михайлевич. Впрочем, не застать ее было бы трудно -- девочка второй месяц неподвижна. Из-за сложного перелома обе ее ноги -- от пояса до колен -- стянуты гипсовым коконом. Даже по кровати Аня передвигается с трудом. О том, чтобы встать на пол, не может быть и речи. В таком же положении, как мы ее застали, Анна лежала и в ту ночь.
-- Нас с мамой охватила паника, -- рассказывает Аня. -- Надо бежать от опасности -- а как? Я ведь не смогу сама выйти. Мы открыли дверь -- оттуда повалил дым. Хорошо, что почти сразу к нам в комнату вбежали пожарные. Сначала меня хотели выносить через дверь. Посовещались -- поняли, что не получится, потому что на этаже уже занялся пол. Тогда они решили эвакуировать меня через окно. Один мужчина кричал, что надо выбивать окно. Второй спокойно снял с подоконника горшки с цветами, открыл щеколду. Мама успела надеть на меня пальто. Снизу к окну подтянули две лестницы. Пожарный первым встал на стремянку, чтобы меня подстраховать. И вдруг лестница под ним сложилась! Оказывается, надо было ее здесь, наверху, привязать веревкой. Он, чудом удержавшись, повис на карнизе, цепляясь за него руками. Товарищи втянули его обратно в окно. Потом все же приготовились вытаскивать меня. Но я тяжелая: вместе с гипсом килограммов 80! Меня ногами вперед перекинули через подоконник. Уцепившись за одну лестницу, я руками держалась за перекладины, а пожарный, спускаясь рядышком по второй лестнице, все время поддерживал меня. В одном месте, между ветками деревьев, мы даже застряли
(Комментируя эту ситуацию, заместитель начальника государственной пожарной охраны УМВД Украины в Харьковской области Александр Волобуев с белой завистью вспоминал применяемые за рубежом лестницы, оборудованные люльками для переноса лежачих больных).
В соседней комнате молодой преподаватель академии, представившийся Михаилом, размешивал цементный раствор, готовясь к ремонту. Он также был одним из тех, кого пришлось спасать с помощью выдвижной лестницы.
-- Михаил, вы собирались за считанные минуты. Что прихватили с собой в первую очередь -- деньги, документы?
-- Об этом даже не подумали Схватили кошку, на клетку с попугаем набросили мокрое одеяло и всей семьей побежали по коридору. Но вернулись с полдороги -- ребенок начал задыхаться. Высунувшись в окно, увидели, как с пятого этажа сиганул парень. Поняли, что дела плохи. Мы с соседом связали покрывала и простыни. Получилось метров тридцать. Взрослых эта связка вряд ли бы выдержала. Хотели хотя бы детей вниз спустить. Только дочку обвязали -- смотрим, еще две пожарных лестницы подоспели. Тут кошка удрала
Для Мишиной кошки, равно как и для попугая, приключение закончилось благополучно. Наутро хозяева, вернувшись в свою комнату, нашли их целыми и невредимыми. Кошка сидела за шкафом, попугай так и коротал время под мокрым одеялом. А вот рыбки в аквариуме у соседей сварились заживо.
-- На моих глазах какой-то парень вылез с верхнего этажа на стационарную пожарную лестницу, -- вспомнил пожарный Юрий Ганшин. -- В это время заржавевшая металлическая конструкция резко сложилась пополам. Все стоящие внизу оцепенели. Ведь мальчишку могло бы убить при ударе об землю! К счастью, от падения спасло дерево, растущее как раз в нужном месте. Оно-то и задержало «акробата». Лестница зацепилась за ветви. Парнишка на руках полез наверх, до места сгиба, а потом по этой же лестнице спустился вниз. Спрыгнул и исчез в толпе.
Вскоре после первокурсника из окна четвертого этажа выбросилась вторая жертва паники -- 35-летняя сотрудница академии монтер связи Любовь Дудойть. Когда мечущаяся Люба оказалась на лестнице, где сверху был дым, а снизу огонь, она не нашла лучшего выхода, как броситься в распахнутое окно.
В 4. 43 пожар удалось локализовать. На языке пожарных это означает, что открытого пламени нигде не было видно. А долгая и нудная работа -- вскрытие полов и перекрытия, потопление в водных реках не желающих сдаваться тлеющих углей -- продолжалась до 8 утра.
«Увидев, что одному погорельцу плохо, командир отделения пожарных отдал ему свой аппарат с воздухом»
К счастью, пожар в студенческом общежитии обошелся без жертв. Несколько пострадавших были доставлены в больницу. Трое малышей поступили в клинику с подозрением на отравление угарным газом. С таким же диагнозом лежит в больнице и командир отделения пожарной части 1 Игорь Попко. Выводя людей из задымленного помещения, он увидел, что одному погорельцу стало совсем плохо -- позже выяснилось, что этот человек давно страдал астмой -- и отдал ему свой аппарат АСВ-2. Любовь Дудойть через несколько минут после падения была доставлена в 4-ю городскую больницу скорой помощи.
-- Больная поступила к нам в крайне тяжелом состоянии, -- рассказал заведующий отделением Юрий Костиков. -- Закрытый перелом левого бедра со смещением, двойной перелом нижней челюсти, сотрясение головного мозга, черепно-мозговая травма. Сознание женщины замутнено. Она сразу же поступила на операционный стол.
К сожалению, поговорить с Любовью так и не удалось -- в день моего приезда пациентку направили на повторную операцию. Зато Виталик, прыгавший с пятого этажа, оказался уже выписан! Никаких повреждений, слава Богу, у него не оказалось. Он переночевал в больнице одну ночь и был отпущен восвояси.
-- Комиссией установлено, что пожар в общежитии возник из-за короткого замыкания электропроводки на втором этаже, -- подвел итог заместитель начальника управления государственной пожарной охраны УМВД Украины в Харьковской области Александр Супрун. -- Это и немудрено. В каждой комнате -- по нескольку бытовых электроприборов: холодильник, электроплитка, телевизор. Ясно, что электрическая сеть, изначально не рассчитанная на такие мощности, работала с недопустимой перегрузкой.
Здание студенческого общежития построено в 1965 году. Стены кирпичные, перекрытия железобетонные, перегородки гипсокартонные. По идее, это здание не должно было так сильно гореть. Однако уже в процессе тушения пожара в конструкции общежития выявился вопиющий строительный брак: в перекрытиях остались пустоты, заполненные смесью опилок с песком. Сверху постелили полы на лагах. Таким образом, оказалось, что под полами вдоль всей длины коридора имеются полости, по которым огонь может распространяться с неимоверной, чудовищной быстротой. За тридцать лет работы в пожарной охране я с таким не сталкивался! Это счастье, что кто-то в общежитии не спал и люди вовремя заметили пожар. Иначе последствия могли бы быть куда более печальными.
536Читайте нас в Facebook