Посол израиля в украине анна азари: «я очень жизнерадостный человек и люблю всяческие праздники»
17 апреля Государство Израиль отмечало праздник -- свой День независимости. То, что в самом Израиле торжественно и широко проходило это национальное торжество, сомневаться не приходиться. Однако и в Киеве это событие тоже не прошло незамеченным: возле Арки Дружбы народов собрался митинг, на котором присутствовало более 10 тысяч человек. И тем более горько осознавать, что буквально за несколько дней до этого дорогого для всех евреев праздника случились беспорядки возле Центральной синагоги в Киеве. Хулиганство подвыпивших молодчиков, разбивших камнями окна молельного заведения, не оставило равнодушными украинцев. И подтверждение тому -- прямая линия «ФАКТОВ», на которую Чрезвычайный и Полномочный Посол Государства Израиль в Украине Анна Азари пришла сразу после митинга в честь Дня независимости ее страны.
«Хулиганов, громивших синагогу, конечно, надо наказать. И не то чтобы сильно, а, скорее, громко -- чтобы другим неповадно было»
-- Госпожа посол, здравствуйте, меня зовут Александр, я из Киева. Скажите, в эти дни в адрес посольства и вас лично не было никаких угроз?
-- Открытых угроз не было. Скорее наоборот -- меня не покидает ощущение очень серьезной поддержки. Иногда на каком-то мероприятии кто-то подходит и выражает соболезнование, произносит слова поддержки…. И я не говорю о евреях -- я говорю об украинцах… Подходят, и выражают поддержку Израилю, израильскому народу.
-- Но вы же знаете, что в Москве в последнее время активизировались так называемые скинхеды -- бритоголовые, исповедующие фашистские лозунги… Честно говоря, до последнего времени у нас тоже не было ни ощущения, ни беспокойства, что эти люди представляют какую-то не то что силу, а даже организацию. Но сейчас эксперты все больше приходят к мысли, что все-таки именно скинхеды поучаствовали в организации этой провокации…
-- Мы все видели события в Нью-Йорке, поэтому не нужно зарекаться, что в Украине такого быть не может… Дело в том, что мы боимся не московских, а украинских террористов. Ведь для организации терактов можно использовать любую страну. Слава Богу, в Украине еще нет угрозы для нашей жизни. Я все-таки хочу не только надеяться -- больше чем надеяться! -- что те 10 лет хороших межконфессиональных, этнических отношений в Украине не сломаются.
-- Госпожа Азари, все-таки согласитесь, что проявлений бытового антисемитизма в нашей стране не было! Это не характерно для Украины, для сегодняшнего дня… В Украине царской это, может быть, было.
-- Я с вами согласна. Очень хорошо, что люди стали другими.
-- Здравствуйте, госпожа Азари! Вас беспокоит Мария Ивановна из Киева. Скажите, как вы считаете, какого наказания заслуживают те, кого милиция задержала за хулиганство? И еще, может быть, погром был задуман не столько против евреев, сколько с целью подпортить имидж Украины в глазах международной общественности?
-- Ни одна страна в мире не считает, что антисемитизм или расизм, в любом их проявлении, идут на пользу имиджу. Но в данном случае, когда 50 человек с камнями идут к синагоге… Надо должным образом отреагировать на такое! Если на государственном уровне выступить против этих проявлений, тогда это отразится не на имидже Украины, а имидже, если можно так сказать, этих 50 хулиганов. И не мой профессиональный долг разбираться, спонтанная это была акция или спланированная. Предположим, идет группа хулиганов по Крещатику и вдруг начинает бить кавказцев. Это проявление расизма или нет? По-моему, это страшное проявление расизма, независимо от того, организовано оно или спонтанно… Но бороться надо не с пацанами, а с теми, кто может им вдолбить в головы всякую чушь и послать громить синагогу. Что же касается наказания именно задержанных хулиганов, то я вам лучше скажу, какое наказание применять не надо! Не надо разбивать окна в их квартирах. Есть закон, и по закону их надо наказать. И не то что сильно, а, что называется, громко -- чтобы другим не повадно было.
«Несмотря на то, что страна у нас обетованная, деньги с неба на нас не падают!»
-- Добрый день! С вами говорит Оганов Рафаэль, я армянин, живу в Запорожье. Хочу выразить свое возмущение по поводу инцидента возле синагоги как целенаправленного шага антисемитов… А вопрос у меня такой: почему Ариэль Шарон не выступит и не расскажет миру, сколько мирных израильтян погибло в результате терактов? Почему все проарабские страны говорят об агрессии Израиля -- а вы молчите? Покажите статистику, сколько умерло израильтян, сколько среди них детей… Я скажу вам, что у меня дочка живет в Ганоне, в кибуце, на севере Израиля. Я боюсь за нее! Что я могу сделать? Ради нее могу пожертвовать собой. Но как помочь вам, людям, которые всю жизнь вот так мучаются? Я не еврей, нет! Я культурный, интеллигентный человек! Ответьте мне на этот вопрос.
-- Я постараюсь. Во-первых, спасибо за поддержку. Во-вторых, и премьер-министр Шарон, и все наши посольства в мире приводят эту статистику. Но ведь не всегда побеждает объективность. И «картинка», которую показывают в мировой прессе, зависит от идеологии публикующих… По моим данным, с начала этой волны насилия в 2000 году погибли 415 мирных жителей. За три недели после еврейской Пасхи погибли более 150 человек. А абсолютное число жертв я сейчас не могу назвать, потому что последние два часа не слушала новостей. Посмотрите, в течение почти двух последних недель с севера, из Ливана, обстреливается израильская территория -- города, кибуцы. Израиль, который всеми силами пытается не вовлечься в региональную войну и использует всех посредников, чтобы передать, что мы долго молчать не можем, пока находится в выжидательной позиции. Но мировая общественность, как нам кажется, не очень бывает взволнована обстрелами Израиля, пока мы на это не реагируем!
-- Здравствуйте, меня зовут Геннадий. Сейчас много сообщений о том, что сейчас в Израиле закрываются предприятия, что больше стало безработных. Страдает бизнес и, в первую очередь, туристический. Так ли это?
-- Конечно, нельзя сказать, что сегодняшняя нервозная ситуация не влияет на экономику. Понятно, что туризм пострадал, хотя есть места отдыха, очень привлекательные для многих -- скажем на побережье Мертвого моря, где все тихо. Так что я надеюсь, что туристы к нам вернутся. Ведь несмотря на то, что страна у нас -- обетованная, деньги с неба на нас не падают!
«Отводить армию нужно тогда, когда четко знаешь, что на оставленной территории будет настоящий, а не эфемерный мир!»
-- Считается, что первопричиной всех бед, происходящих сейчас в Израиле, являются неурегулированные взаимоотношения с Палестиной. Вы представляете интересы государства. C государственной точки зрения -- существует ли сейчас договоренный, утвержденный нулевой вариант, при котором могут исчезнуть эти противоречия, способные провоцировать военные действия, теракты?
-- Понимаете, когда идет столкновение двух народов по вине одного из них, этот вопрос решить или вообще невозможно, или очень трудно. Происходящее у нас на северной границе -- это еще одно свидетельство того, что дело не только в территории. Израиль отвел -- абсолютно вывел! -- войска из Ливана под эгидой ООН, но это не помогло. Правда, больше года была тишина, а потом… Конечно, проблема должна решаться переговорным путем. Но вспомните, когда в 2000 году предыдущий премьер-министр Израиля Эхуд Барак в Кемп-Дэвиде пошел на солидные уступки, это не улучшило ситуацию: именно после этих уступок началась нынешняя интифада. А Ясир Арафат, между тем, теоретически мог бы уже полтора года быть президентом независимого палестинского государства… Последние события вызвали ужасный шок у израильтян не только из-за количества жертв, но и потому, что у большинства моих сограждан есть ощущение, что о мире не с кем разговаривать! Нет возможности договориться. Отводить армию нужно тогда, когда четко знаешь, что на оставленной территории будет настоящий, а не эфемерный мир!
-- Госпожа Азари, а кто может выступить гарантом того, что на оставленной израильтянами территории будет мир? Может ли, например ООН, выступить таким гарантом? И будут ли это только словесные гарантии или что-то посерьезнее?
-- В том-то и вопрос. Пока мы видим совсем другую картину.
-- Добрый день, мне нужна госпожа Азари. Меня зовут Анатолий, я из Киева. Когда открывали в Киеве Центральную синагогу, вас пригласили зайти в зал, объяснив, что вы тут присутствуете не как женщина, которым не разрешается туда заходить, а как посол. Но вы все-таки отказались. Почему?
-- Я ни от чего не отказывалась. Мы решали организационные вопросы. Вместо того чтобы напрягать религиозных раввинов, я участвовала в открытии: перерезала ленточку снаружи… А вообще я в синагоге была, и не один раз.
-- Но ведь женщин допускают только в определенное помещение, а вас пригласили именно в зал синагоги…
-- Я была внутри зала синагоги, только когда в ней был президент Израиля -- Моше Кацав.
-- У меня, если позволите, еще один вопрос. Сейчас идет арабо-израильский конфликт… Как вы думаете, он продолжается потому, что арабы-палестинцы поставили себе цель уничтожить Израиль, или потому, что Израиль в свое время захватил территории, которые когда-то принадлежали палестинцам?
-- Все постоянно говорят о территориях… А они до 67-го года были частью территории страны, с которой у нас мирное соглашение, -- Иордании. Я хочу отметить, что палестинского государства, земли которого якобы захватил Израиль, просто никогда не существовало! Эта территория была в арабских кругах, и палестинцы не хотели иметь отдельное государство. А в 2000 году в Кемп-Дэвиде, когда на переговорах с участием Билла Клинтона было, по сути, предложено создать палестинское государство, Арафат от этого отказался. А взять обстрел севера Израиля со стороны Ливана… Ни песчинкой, ни клочком его территории мы ведь не владеем…
«Когда первый премьер-министр провозгласил независимость Израиля, наше государство дружно атаковали все арабские страны»
-- Когда-то эти территории принадлежали Англии, и англичане, уходя, поделили их между арабами и израильтянами…
-- У вас хорошая память… И я благодарю, что вы напоминаете. 29 ноября 1947-го года ООН решил поделить территорию, которая была под мандатом Великобритании, на два государства: одно -- арабское, (палестинского тогда не существовало), другое -- еврейское. Еврейские лидеры согласились на решение, а арабские начали войну, еще до отвода войск. И в день, когда первый премьер-министр Израиля провозгласил независимость, нашу страну атаковали со всех сторон все арабские страны. Мы тогда победили! И извиняться за это не собираемся.
-- Здравствуйте, госпожа Азари! Я Светлана Павловна из Киева. Правда ли, что в арабских школах на территории Израиля детей вместе с обучением грамоте готовят к терроризму?..
-- К сожалению, это правда. Это происходит на палестинских территориях, и это просто страшно. Вы, наверное, видели по телевизору теракты -- для них используют и детей. У меня перед глазами стоит шестнадцатилетняя девочка, которая себя взорвала. Во всем мире запрещено детей в этом возрасте даже принуждать работать, не то чтобы идти по приказанию политического движения убивать людей… Посылать человека и говорить ему, что чем больше людей он заберет с собой, тем большим праведником станет, -- это циничное использование религии.
-- Один из ваших национальных героев Яков Кедми считает, что нужно устроить нормальную границу между палестинскими и израильскими территориями. Как, по вашему, она должна выглядеть?
-- Я хорошо знаю Яшу, и при случае передам ему, что его считают национальным героем. Нормальная граница должна быть согласована с обеих сторон, и неважно, какие пограничные меры при этом будут соблюдаться. Но подобное вряд ли вскоре станет возможным.
-- В Израиль выезжают евреи из разных стран, в том числе и из мусульманских стран Африки. На чьей стороне они находятся?
-- Я не знаю, какую политическую партию каждый из них поддерживает, но, безусловно, все они могут находиться только на стороне Израиля, а не воюющих с ним соседей.
-- Каждый день показывают ситуацию вокруг храма в Вифлееме. Как бы вы это прокомментировали?
-- Ситуация в Вифлеемском храме -- ужасна: вооруженные люди используют святое место. Из этого храма были произведены выстрелы и были ранены шесть израильских солдат, после чего и начались ответные действия. Почему-то об этом никто никто не говорит. Задействованы несколько известных террористов. Они знают, что Израиль не станет обстреливать и бомбить это место, и пользуясь этим обстоятельством, засели там и периодически стреляют.
-- Расскажите, как вы лично отпраздновали День независимости Израиля?
-- В Израиле это не домашний праздник, типа Нового года или Пасхи. Это, я бы сказала, уличный, шашлычный праздник. В посольстве мы хотели выехать на пикник, но решили перенести его на другое время. Вообще я очень жизнерадостный человек и люблю всяческие праздники…
Прямую линию подготовили Елена ШЕРЕМЕТА, Светлана КОРИНЕВИЧ и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ».
Читайте нас в Facebook