ПОИСК

Жизнь полуторагодовалого малыша, брошенного родителями на железнодорожном вокзале в киеве, успели спасти столичные кардиохирурги

0:00 13 декабря 2002
Виолетта КИРТОКА «ФАКТЫ»
У мальчика обнаружили смертельно опасный порок сердца, но операцию сделали вовремя

-- В сердце малыша, в межжелудочковой перегородке обнаружилась дырочка размером с двухкопеечную монету. Кроме того, была сужена легочная артерия, -- говорит заведующий отделом кардиохирургии и трансплантации сердца Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Борис Тодуров. -- В легкие ребенка попадало недостаточное количество крови, из-за чего вскоре Денис мог задохнуться. Но малыш вовремя попал к нам: ему сделали операцию, и теперь только тоненький шрам напоминает о смертельно опасной болезни.

-- Его оставили одного на железнодорожном вокзале в июле этого года, -- объясняет врач-педиатр Дома ребенка «Березка» Галина Помаз. -- Милиционеры, не найдя родителей, передали мальчика нам. Как обычно в такой ситуации, мы провели полное медицинское обследование малыша и выявили у него серьезный порок сердца. Денису срочно требовалась помощь кардиохирургов, иначе он бы не прожил и полгода.

-- С этим маленьким пациентом нянчатся все наши медсестрички, приносят любимые им бананы и апельсины, -- рассказал при первой нашей встрече с мальчиком сотрудник отдела кардиохирургии и трансплантации сердца Гаврил Ковтун. -- После операции прошло пять дней. Денис чувствует себя нормально, и можно сказать, что его сердечко работает, как часы…

Во время операции сердце Дениса пришлось остановить на двадцать минут

После того как Дениса выписали из больницы и он вернулся в Дом ребенка «Березка», мы решили вновь проведать его. Мальчик встретил нас улыбкой.

РЕКЛАМА

-- Пока он находится в изоляторе, а не в своей группе, -- объяснила врач-педиатр Галина Помаз. -- Ему нужно окрепнуть после операции, снова привыкнуть к режиму.

-- В клинике Дениса разбаловали, он стал капризным, -- заметила медсестра Дома ребенка «Березка» Тамара. -- Да и распорядок дня, к которому он привык, нарушался постоянно: то лечебные процедуры, то медсестрички забегут поиграть с ним, а он любит компании. Денису чуть больше полутора лет, он очень ласковый.

РЕКЛАМА

… Почти три часа длилась операция, во время которой сердце маленького Дениса на двадцать минут пришлось остановить, подключив аппарат искусственного кровообращения.

-- Дырочку в межжелудочковой перегородке мы закрыли синтетической заплатой, вырезали суженную часть легочной артерии, -- объясняет Борис Тодуров. -- Обычно для такой операции родители ребенка сами покупают необходимые расходные материалы. Но у Дениса нет родителей, а в бюджете Дома ребенка не предусмотрена такая статья расходов. И вновь, уже не в первый раз, помог директор нашего института Валерий Саенко: он выделил из резерва все необходимое для операции. Сотрудники Международной ассоциации помощи семьям Чернобыля, в частности ее президент Георгий Бацула и вице-президент Галина Брежницкая, никогда не отказывают, если нужно купить лекарства и аппараты для операций на сердце, уже несколько лет передают нашему институту гуманитарную помощь.

РЕКЛАМА

-- В Дом ребенка «Березка» попадает много детей с больным сердцем, -- продолжает Галина Помаз. -- Некоторым из них делают операции, пока они еще являются нашими подопечными, но в большинстве случаев о лечении заботятся уже приемные родители: за последние двенадцать месяцев в нашем учреждении усыновили одиннадцать детей с пороками сердца. А у Дениса оно теперь в порядке, хотя раньше из-за порока он отставал от сверстников в росте, весе, а когда бегал, у него начинали синеть губы и кончики пальцев.

… В любом детском хирургическом отделении можно увидеть одну и ту же картину: застывших в ожидании родителей оперируемого ребенка. Когда оперировали Дениса, за него волновались сотрудники детского дома. Они, правда, не смогли приехать в клинику, ведь в их внимании нуждаются и другие дети. Но в отделении рядом с малышом всегда находилась нянечка млм медсестра из детского дома «Березка»: ребенка нужно было кормить, купать, вовремя выполнятьназначения врачей…

-- Мы привыкаем к «своим» малышам, радуемся их первым шагам, первым словам, поэтому волнуемся, когда кто-то из детишек заболевает, -- говорит Галина Помаз. -- И очень радуемся их возвращению из больницы. Был у нас и очень печальный случай: к нам поступила семимесячная девочка, очень слабенькая, со сложным пороком сердца. С каждым днем ей становилось все хуже. Хирурги одной из столичных клиник предупредили, что не могут гарантировать успех операции. Мы все очень переживали за малышку. Она умерла на операционном столе…

«Еще несколько лет назад наши сограждане практически не усыновляли детей»

Глядя на Дениса, возившегося за столиком с яркими игрушками, я подумала: что с этим славным мальчонкой будет дальше?

-- Надеюсь, его скоро усыновят, -- словно прочитав мои мысли, ответил главврач Дома ребенка «Березка» Александр Таволжан. -- Денис теперь здоровый ребенок. Таких усыновляют в первую очередь. Кстати, здоровые дети-»отказники» чаще всего даже не попадают к нам: если мать сразу написала отказ от новорожденного, его «забирают» прямо в роддоме. Но не нужно думать, будто дети с врожденным нарушением здоровья остаются без семьи. Ежегодно в наш дом попадает около 100--120 детей, и всех их усыновляют. Приемными родителями почти половины малышей становятся граждане Украины. А ведь еще несколько лет назад наши соотечественники практически не брали «приемышей».

-- А что, если найдутся родственники Дениса?

-- По закону женщина, написавшая отказ от ребенка, в течение двух месяцев может передумать -- и ей отдадут малыша. От Дениса же никто официально не отказывался, но и его судьбой родственники не интересуются уже полгода. Так что, согласно всем документам, мальчика могут усыновить. Кстати, кроме Дениса, в нашем доме есть еще дети, от которых мамы не отказывались. Это одинокие женщины, которые в силу разных причин не могут сами присматривать за малышами. Но за 23 года моей работы было всего три-четыре случая, когда такая мама забирала своего ребенка.

-- Иностранцы имеют право усыновлять в Украине только больных детей?

-- Не обязательно: если здорового ребенка не берут в семью граждане Украины, приемными родителями могут стать иностранцы. Но не так давно пара из Западной Украины даже усыновила ребенка, которого родила женщина, больная сифилисом. А семья из Германии, усыновившая малыша, родившегося без обеих ног, до сих пор пишет нам и шлет фотографии. «Наши» дети живут в Америке, Италии, Израиле, Испании, Германии, Ирландии, Аргентине, Греции. Верю, что всем им хорошо в приемных семьях.

-- Вы стараетесь поддерживать связь со всеми усыновителями?

-- Мне кажется, в нашей стране нужно создать комитет, который опекал бы приемного ребенка до 18-летнего возраста независимо от того, в какой стране он живет. Тогда мы были бы уверены, что детям действительно в семьях лучше, чем у нас. Ведь случается и по-другому. В Великобритании есть такой комитет, его сотрудники следят, достаточно ли внимания уделяют ребенку приемные родители, не обижают ли его.

-- Не нарушается ли в таком случае тайна усыновления?

-- Думаю, ребенок должен знать о том, что люди, которые его воспитывают, не его родители. Ведь рано или поздно такие дети узнают об этом: находят документы об усыновлении, слышат разговоры взрослых. И тогда, бывает, обозляются на весь мир, считая, что обмануты. Кроме того, нельзя лишать ребенка права найти своих настоящих родителей.

-- Но как же Денис сможет найти своих родителей, если они бросили его, крошечного и больного, на вокзале? Не обидно ли ему будет знать это?

-- Он тоже должен знать правду. И самостоятельно принимать решение, как поступать. Но для Дениса это в далеком будущем. Сейчас для него главное -- найти семью, где его будут любить и оберегать.

217

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров