«десять лет назад я распрощалась с жизнью, считая, что невозможно удалить опухоль, поразившую слуховой нерв»
«Увидев на двери надпись «Онкологическое отделение», я чуть не лишилась чувств»
-- 10 лет назад по дороге в Киев я думала, что еду умирать, -- вспоминает 38-летняя Галина. -- У меня перекосило лицо, не закрывался левый глаз. На консультацию в Институт нейрохирургии меня привезла сестра, поскольку сама я ходила, держась за стену. Увидев на двери табличку с надписью «Онкологическое отделение», я едва чувств не лишилась. После обследования врач вышел ко мне, посмотрел на меня с такой жалостью и состраданием, что я без слов поняла: худшие предположения подтвердились. На следующий день мне сделали операцию.
-- У женщины была доброкачественная опухоль слухового нерва (невринома) диаметром 5 см, -- говорит заведующий клиникой внемозговых опухолей, главный научный сотрудник Института нейрохирургии АМН Украины им. А. П. Ромоданова профессор Рустем Трош. -- Поскольку эти опухоли растут медленно, можно предположить, что Галина жила с ней не меньше восьми лет. За это время новообразование поразило лицевой нерв, стало «подбираться» к отделам головного мозга, отвечающим за двигательные функции, из-за чего у женщины нарушилась координация движения, появились сильные головные боли. Если бы больная обратилась к нам за помощью раньше, ей бы удалось сохранить слух и лицевой нерв, отвечающий за мимику. Но в таких запущенных случаях речь уже идет о спасении жизни. Ведь если опухоль не удалять, она может сдавливать дыхательный центр, и человек погибает. К сожалению, большинство пациентов обращаются с запущенной болезнью.
-- Я левша и раньше брала телефонную трубку левой рукой, -- рассказывает Галина. -- Однажды поднесла трубку к правому уху и обнаружила, что слышу им намного лучше. Меня это не насторожило. Я решила, что так осложнилась ангина. Слух постепенно снижался, но из-за того, что я хорошо слышала другим ухом, это было практически неощутимо. Сильные головные боли, тошнота, рвота появились у меня только лет через пять. Но и тогда я не сразу пошла к врачу. Решила, что у меня такая реакция на переутомление: в то время мне приходилось ходить на работу в выходные, а в будние дни засиживаться допоздна.
-- Организм приспосабливается жить с доброкачественной опухолью, -- объясняет Рустем Трош. -- Если же человек заболевает, оказывается в стрессовой ситуации, иммунная система ослабевает, и опухоль дает о себе знать болезненными симптомами. Невринома развивается в 3--4 раза чаще у женщин. Причем недуг поражает людей работоспособного возраста от 30 до 50 лет.
Только когда у Галины онемела левая половина лица, перестал закрываться глаз, она пошла в поликлинику. Ей поставили диагноз: рассеянный склероз. В больнице, куда женщину направили на лечение, врач заподозрил невриному и отправил больную на консультацию в столицу.
Больным с опухолью ошибочно лечат воспаление слухового нерва
-- Галине не сразу поставили верный диагноз, -- продолжает Рустем Трош. -- На ранней стадии невринома дает о себе знать снижением слуха, шумом в больном ухе, и человек обращается к отоларингологу. Как правило, больному безуспешно лечат неврит -- воспаление слухового нерва. По мере роста опухоли больному все труднее глотать, у него появляется головокружение, нарушается координация движения. Нередко ухудшается зрение, тогда больные идут к офтальмологу. Но если не удалить опухоль, человек теряет зрение, и восстановить его невозможно. И так больной может мучиться в течение многих лет. У нас был случай, когда женщине в течение 18 лет лечили воспаление слухового нерва, затем арахноидит (воспаление мозговой оболочки). Когда пациентка поступила к нам в отделение, у нее была уже семисантиметровая опухоль. К счастью, ее успешно удалили, и женщина осталась жива.
15 лет назад при удалении неврином погибало от 20 до 40 процентов больных. Поскольку головной мозг -- самый сложный и тонкоорганизованный орган, нейрохирургу нужно владеть техникой операций в определенном отделе мозга. 13 лет назад было создано наше отделение, в котором совершенствуются методики операций по удалению внемозговых опухолей. У нас есть все необходимое оборудование, хирурги обучены технике операций микрохирургическими инструментами под оптическим увеличением. Благодаря этому за десять лет удалось снизить послеоперационную смертность до 1%. Такое специализированное отделение в Украине единственное. Мы сотрудничаем со специалистами Института отоларингологии, консультируем их пациентов. Ведь если к отоларингологу приходит больной и жалуется, что у него снижен слух, нужно исключить опухоль слухового нерва. Мы назначаем пациенту компьютерную томографию, магнитно-резонансное исследование. Это позволяет выявить невриному на ранней стадии и удалить ее, когда у пациента сохранены слух, лицевой нерв. Тогда не понадобится операция по восстановлению функций лицевых мышц, которую делали Галине.
-- Когда я уезжала из больницы, врач сказал мне, что нужно избегать больших нагрузок, -- вспоминает Галина. -- Но я живу в селе, на мне все домашнее хозяйство. Дома у меня прошли головные боли, выровнялась походка, «ожило» лицо. Через год я уже чувствовала себя нормально. Решила попробовать принести воду из колодца, на следующий день прополоть грядку. Хуже мне не стало. Так постепенно стала управляться по дому, в огороде, как и до болезни. И сейчас чувствую себя отлично. Спасибо врачам за то, что вернули меня к нормальной жизни.
4677Читайте нас в Facebook