Сто лет назад дама, желающая выйти замуж, в объявлении международного брачного агентства обязана была сообщить размер своего Приданого
«Имея в настоящее время в своем распоряжении поручения от многочисленных дам, желающих выйти замуж, мы предложим Вам, согласно Вашему желанию, подходящие партии с фотографическими карточками для выбора», -- обращался основатель международного агентства для устройства браков немец Леопольд Шлезингер к какому-нибудь господину, решившему устроить свою судьбу.
Основанное в 1903 году агентство кроме Берлина, имело генеральные представительства в Вене, Париже, Лондоне, Будапеште, а также отделения во всех крупных городах мира. Словом, заочное сватовство еще в позапрошлом веке было весьма популярным.
Замуж хотели и шестнадцатилетние девушки, и шестидесятилетние вдовушки
Визитные карточки с реквизитами бюро выдавались дамам бесплатно. Однако те, кто решил воспользоваться услугами Леопольда Шлизенгера, должны были предоставить для публикации в списках желающих выйти замуж так называемые оправдательные документы. Конечно, каждая из барышень могла сказать о себе, что она красивая и одинока. Однако женихи интересовались прежде всего возрастом, национальностью, вероисповеданием, социальным происхождением и уж тем более -- размером приданого. Все эти сведения заносились в анкету, заявительнице присваивался цифровой код.
В одной анкете читаем: «Дочь фабриканта, лютеранка 21 года, в наследство получила 100 тысяч марок и наличные», в другой: «22-летняя сирота, американка, имеет 50 тысяч долларов приданого». А чтобы потенциальные женихи из России могли быстро определить «ценность» предполагаемой супруги, агентство в конце списков печатало курс валют: 1 германская марка -- 46 коп. , 1 крона -- 49 коп. , 1 франк -- 37 коп. , 1 доллар -- 2 рубля. По этим меркам американская сиротка получалась не из бедных, хотя и у русских дам водились деньжата: одна из кандидаток в невесты предоставила документы на приданое в 175 тысяч рублей. Но это было скорее исключением из правила, наши соотечественницы в большинстве своем располагали значительно меньшими суммами -- кто заявлял о 15 тысячах, а кто был богат не более чем на тысячу рублей.
Отдельно составлялись списки господ, желающих покончить с холостяцкой жизнью. Им предлагалось изложить требования к будущей избраннице и тоже указать свое финансовое состояние. А если поиск увенчался успехом и дело дошло до венчания, новоиспеченный супруг должен был с одной из предложенных ему претенденток заплатить агентству один процент от приданного невесты.
В Украине -- тогда Малороссии -- на свадьбах гуляли, как и сколько могли
В Украине, или как ее тогда называли, Малороссии, заграничный способ знакомства был популярен скорее у городских жителей. В селах о нем и слыхом не слыхивали. Казак девку мог приметить возле криницы, в которой воду брала вся улица. Парни поили волов, и заодно, как бы между прочим, высматривали себе невесту.
Впрочем, бывало, засылали сватов в хату к дивчине и без ее согласия выйти замуж за хлопца. Если родители считали, что он достойный жених, то садились со сватами за стол и распивали бутылку первака, ну, а если свадьба была нежеланной, то встречали сватов на пороге с гарбузом. Зато когда дело сладилось, то уж на свадьбе гуляли, как и сколько могли. Не переставая, играли троистые музыки, и ноги присутствующих сами шли в гопак. Правда, ежели после выпитого некоторые гости вообще не могли передвигать нижними конечностями, их укладывали проспаться в укромных местах под вишней или грушей.
Бывало, однако, что семейные пары не знали счастья. Попробуй жить с немилым человеком, за которого тебя отдали родители, чтобы было легче прокормить меньших детей! На открытках XIX века, собранных известным полтавским коллекционером Юрием Мелеховым, художники пытались, однако, с улыбкой смотреть на неурядицы между мужем и женой. В конце концов, с нелюбом можно расстаться: «Та iзгинь, пропади, i до мене не ходи!» -- говорит обладательница дородной ножки в туфле стареющему «парубку». Муж тоже мог сказать жене-неряхе: «Iди пiд три чорти, а ми й кращу знайдемо!».
Художники, конечно же, старались запечатлеть только праздничную жизнь наших предков. Посмотришь на картинки: сплошное веселье, да гулянье. Чернобровые украинки с лентами в косах, золотыми серьгами в ушах, веночками на головах, увесистыми монистами на шее, в вышиванках, корсетах и плахтах. Все такие дородные, красивые -- прямо кровь с молоком! А на черно-белых фотографиях подлинной жизни -- подслеповатые окна убогих хаток под соломой, мужчин в оборванной одежде, изможденные ежедневным тяжелым трудом лица молодиц, на головах у них не веночки, а платки, длинные юбки не прикрывают босых ног
Для мужчин единственной, может, отрадой в череде унылых будней было зайти в шинок, где красивая молодая шинкарка плеснет в кружку первачку. Правда, возвращение домой не всегда было приятным: пьяниц встречала жена со скалкой в руках. Бывало, что жены, не дождавшись благоверного, брали возок или санки, и отправлялись к шинку, чтобы забрать своих мужей, утративших способность передвигаться. Пока перебравший муж спал, можно было наслаждаться в объятиях другого.
Даже не верится, что все это было всего сто лет назад
251Читайте нас в Facebook