Рассказывая следователю о совершенных ими квартирных кражах, 18-летние девушки так весело смеялись, как будто речь шла о безобидной забаве
Когда дверь захлопнулась на защелку, Ольга Смирнова (имена и фамилии изменены, исходя из этических соображений. -- Авт. ) полезла в сумочку за ключами, чтобы закрыть ее на второй замок. И тут вспомнила, что оставила ключи в прихожей. Ольга снимала квартиру, и тащиться к хозяевам в пригород ей не хотелось. Сосед по лестничной площадке посоветовал вызвать из жэка слесаря. Тот действительно за каких-то две минуты открыл дверь, а Ольге посоветовал обзавестись запасными ключами. Мастерская была рядом, и через пять минут Смирнова держала в руках новенький ключ. «Надо же, как быстро», -- подумала она. Внезапно Ольгу осенила мысль, которая привела ее в необычайный восторг. «Как же я раньше до этого не додумалась »
Воры брали только золото
-- Квартирные кражи -- бич нашего города, -- рассказывает начальник Заречного райотдела милиции УМВД Украины в Сумской области Сергей Чмиль. -- Район у нас «спальный», сплошные многоэтажки. Пару лет назад случалось и такое, что воры за день по десять квартир успевали «обчистить». Чтобы остановить этот «девятый вал», решили, что на все кражи будет обязательно выезжать один из руководителей уголовного розыска. Дело в том, что когда следователь по пять раз на день выезжает на место происшествия, то глаза у него «замыливаются», и он может пропустить мелкую, но важную деталь. А тот же заместитель начальника уголовного розыска, обладая куда большим опытом и объемом информации, нежели рядовой следователь, «копает» глубже. И результат не замедлил сказаться.
Однажды наши оперативники выехали на очередную кражу. Как обычно, опросили потерпевших, свидетелей, зафиксировали отпечатки пальцев. И ничего понять не могут. Подозрительных субъектов в доме никто не видел. Никаких следов взлома, дверь открывали, скорее всего, ключом. Согласно показаниям хозяев, воры унесли только золото -- серьги, кольцо с бриллиантом, браслет и пару цепочек. Видеоаппаратура, компьютер и норковая шуба их не заинтересовали.
Прошло несколько дней, и ситуация повторилась. Так же, как и в первый раз, похитители проникли в квартиру и не оставили никаких следов. Они прихватили с собой только золотые украшения и пренебрегли очень дорогим музыкальным центром.
-- В том, что воры находили золото, не было ничего удивительного, -- объясняет Сергей Чмиль. -- Женщины чаще всего прячут украшения в шкафах, сервантах или секретерах. Опытный вор сразу обращает внимание на чашечки или шкатулочки, которые обычно стоят на видном месте.
Пострадавшие клялись, что ключи не теряли и посторонним не отдавали. А когда оперативники спрашивали, не подозревают ли они кого-то из знакомых, просто обижались.
« Хорошо одетые симпатичные девушки вели себя вполне прилично»
На третью «чистую» кражу вместе с оперативниками выехал начальник уголовного розыска Геннадий Пономаренко, который и обратил внимание на то, что во всех трех случаях свидетели видели в подъезде двух незнакомых молодых девушек. Это были хорошо одетые симпатичные особы, и вели они себя вполне прилично. Но чутье подсказало Пономаренко, что ими стоит заняться.
Воры редко заводят знакомство со специалистами, которые могут тут же переплавить украденную вещь и таким образом уничтожить самую важную улику. Большинство из них сдают золото в магазины. Именно на это и надеялись оперативники. С помощью свидетелей были составлены фотороботы девушек, и продавщица одного из ювелирных магазинов опознала их. Остальное было делом техники. Когда девиц задержали, то у одной из них в сумочке нашли ворованное колечко с бриллиантом. Девушка решила оставить его себе.
-- Барышням было по восемнадцать лет, -- рассказывает Сергей Чмиль. -- Но меня удивило даже не это обстоятельство. Они с таким удовольствием вспоминали о кражах, так весело смеялись, как будто речь шла о совершенно безобидных забавах, а не о преступлении, за которое УК Украины предусматривает срок наказания до пяти лет!
Когда мастер изготовил запасной ключ, Ольга вспомнила о знакомой, у которой однажды была в гостях. Та похвасталась колечком с бриллиантом, которое ей подарили родители, и Ольга увидела, куда девушка его спрятала. Явившись к своей подружке Наде, Ольга предложила ей обокрасть знакомую. «Я на занятиях незаметно вытащу у нее ключ из сумочки, а ты сбегаешь к мастеру, который за пять минут изготовит дубликат. Мы положим ключ на место, а на следующий день прогуляем пару лекций и сходим «в гости», -- предложила Ольга. Надя согласилась.
«Операция» прошла успешно, и это вдохновило девушек, но других жертв в техникуме не нашлось, и в субботу подружки пошли в кафе, где познакомились с двумя хорошо одетыми мужчинами. Компания веселилась больше двух часов, и один из парней не заметил ловкую женскую руку, «заглянувшую» в его барсетку. Потом Надя ненадолго отлучилась и, вернувшись, весело подмигнула подруге. Ключ был возвращен хозяину, а узнать, где он живет, особого труда не составило. Примерно по такому же сценарию был сделан дубликат третьего ключа. Следующей жертвой был парень, который настолько разомлел в обществе двух очаровательных дам, что не заметил, как одна из них достала связку ключей из его кармана.
«Почерк у наркоманов довольно простой»
-- Кстати, обе девушки из благополучных семей, и деньги на карманные расходы родители им давали, -- продолжает Сергей Чмиль. -- Когда я спросил, чего же им не хватало, сказали, что хотели жить по кайфу.
-- Кто сегодня занимается квартирными кражами?
-- Молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. Причем многие из них -- сельские жители. И это понятно: в селе работы нет, а в городе без специального образования устроиться на работу сложно. 70 процентов квартирных краж происходит до обеда, когда хозяева отсутствуют. Распространенное мнение, будто квартиры чаще всего «бомбят» наркоманы, ошибочно. Такие кражи не превышают десяти процентов от общего количества. И почерк у наркоманов достаточно простой -- они выламывают дверь, хватают что попало и тут же убегают, не вникая в ценность похищенных вещей. Наркоманы в основном «работают» в дачных поселках. А что касается более или менее профессиональных воров, то я заметил, что все они свою «трудовую» деятельность начинают с того, что обкрадывают ближайших родственников. Если первый опыт удается и дело о краже остается нераскрытым (а это чаще всего происходит потому, что родственники делают все возможное, чтобы отвести подозрения от «невинного ребенка»), то юноша идет «вразнос», и его в таком случае может остановить только милиция.
-- Вы можете назвать верный способ защиты жилища от взлома?
-- Самый надежный -- поставить квартиру под охрану. Я не знаю ни одного случая, чтобы такую квартиру обворовали. Попытки предпринимались, но воров задерживали на месте преступления.
Читайте нас в Facebook