ПОИСК
Происшествия

Когда авиаконструктор олег антонов отказался от второй золотой звезды героя соцтруда, брежнев не мог поверить, что есть люди, которых не интересуют награды

0:00 19 января 2002
Ирина ЛИСНИЧЕНКО «ФАКТЫ»
Об известном конструкторе вспоминает возвратившийся из Москвы после празднования 75-летия отечественного авиамоделизма ветеран АНТК «Антонов» Юрий Захаров

На галстуке моего попутчика по купе поблескивала необычная заколка в виде самолетика, а седовласая шевелюра и синий костюм делали его похожим на командира экипажа самолета. 80-летний Юрий Захаров с детства мечтал о небе и сумел осуществить свою мечту. До войны он был членом команды авиамоделистов Новосибирска. 25 лет проработал на киевском авиазаводе.

«На этом самолете мы и полетим», -- сказал Горбачев, принимая в подарок модель «Руслана»

-- Недавно наш АНТК «Антонов» отпраздновал свое 55-летие, -- рассказывает Юрий Васильевич. -- Вообще эту дату следовало отмечать 31 мая прошлого года, но из-за напряженной трехсменной работы антоновских рабочих и инженеров на Омском авиазаводе по восстановлению потерпевшего аварию Ан-70 в Якутии, юбилей перенесли. В числе приглашенных на праздничный концерт в Национальный дворец «Украина» были и 20 сибиряков, переехавших в 1952 году из новосибирского КБ Антонова в Киев. Вместе с ними во втором ряду сидел и я.

-- Какую должность вы занимали в АНТК?

-- До выхода в 1981 году на пенсию 25 лет проработал начальником модельного цеха. Наши модели украшают все международные авиавыставки и салоны. Обычно на авиационном заводе гостям дарят модели изделий. Например, к приезду Горбачева в Киев в 1985 году наш цех подготовил ему в подарок модель Ан-124 «Руслан».

РЕКЛАМА

Михаил Сергеевич в сопровождении первого секретаря ЦК Компартии Украины Щербицкого и других руководителей республики вел разговор с антоновцами о том, правильно ли он поступил, сократив торговлю спиртным. Женщины одобрительно улыбались. Наш директор Дмитрий Донец вручил подарок генеральному секретарю. Михаил Горбачев сказал: «Вот на этом самолете мы и полетим».

Все модели первых Анов (Ан-2 и его модификации), которые сегодня находятся в заводском музее, я делал еще в Новосибирске. Сельскохозяйственный самолет СХ-1 (позже Ан-2) свой первый полет совершил в 1947 году. В настояще время ему принадлежит абсолютный рекорд долголетия -- более пяти десятилетий эксплуатации.

РЕКЛАМА

-- Первые модели Анов вы делали в Новосибирске. Как вы оказались в этом городе?

-- Я коренной сибиряк. Авиамоделизмом занимался еще до войны. На всесоюзных соревнованиях 1938 года, традиционно проводившихся в 20--30-х годах в Коктебеле (с 1944 года переименован в Планерское. -- Авт. ), новосибирская команда поделила первое и второе место со сборной Москвы. Фото команд-победительниц тогда опубликовал журнал «Самолет». Столичные моделисты имели единую форму с надписью «Москва» на футболках. Нам же, одетым кто во что горазд, фотограф скомандовал: «А ну, абиссинцы, раздевайтесь!» (в то время как раз закончилась война Италии с Эфиопией). Узнав о победе, в Новосибирском обкоме партии нам пообещали выдать форму.

РЕКЛАМА

«После перелета инструктора на По-2 в Турцию соревнования планеристов и моделистов в Коктебеле не проводились»

-- Но с 1939 года соревнования в Коктебеле уже не проводились. Летчик-инструктор По-2 перелетел из Крыма в Турцию (по правилам соревнований модели, идущие на рекорд, сопровождались самолетами). Чтобы избежать подобных инцидентов, соревнования перенесли на хутор Вишневый под Константиновкой Донецкой области. Правда, на следующих состязаниях в Вишневом наша команда, хотя и была одета в форму, завоевала только третье место.

К соревнованиям нас готовил Николай Трунченков, звезда Западной Сибири по авиамодельному спорту, установивший девять мировых и 17 всесоюзных рекордов. Когда он привозил на соревнования новые модели, на них сбегались смотреть зрители и участники.

В те годы увлечение авиамоделизмом считалось престижным, повсюду висели плакаты: «От модели к планеру, от планера -- на самолет», «Моделист -- первое звено в авиации». В конце войны это первое звено авиации решили разместить в ОСОАВИАХИМовских лагерях под Новосибирском, где мы, бывалые планеристы, учили молодежь и готовили инструкторов для области.

-- Кто же вам сообщил военную тайну -- об открытии на военном заводе в Новосибирске нового конструкторского бюро?

-- Олег Константинович уважал и ценил своих работников. С удовольствием брал на работу авиамоделистов, считая их готовыми инженерами-механиками. Даже если у них не было дипломов о высшем образовании. Антонов лично приехал домой к Трунченкову, чтобы пригласить его на работу в КБ. И вот весной 46-го ко мне приехал Николай Трунченков: «Юрка, есть такая интересная работа! Антонов открывает новое КБ на заводе имени Чкалова, я там уже работаю!»

Надо сказать, что мы очень боялись серийного производства. Попадаешь, например, в фюзеляжный цех -- только это и будешь знать. А тут намечалось что-то новое! Через месяц, отведенный на проверку документов при поступлении на военный завод, я приступил к работе в конструкторском бюро под руководством Антонова. Кстати, из сибиряков, которые и сегодня, отработав по 55 с лишним лет, продолжают трудиться в АНТК, осталось только двое -- Анисенко (бывший начальник КБ, в настоящее время ведущий конструктор) и я.

«Посмотрев на модель, Антонов мог сказать: «У вас стабилизатор перекошен на столько-то миллиметров… »

-- Невозможно говорить о заводе Антонова и не вспомнить самого Олега Константиновича…

-- Олег Константинович Антонов лично принял меня в маленьком кабинете в КБ, рассказал об обязанностях, покорив своей интеллигентностью. Всегда подтянут, в белоснежном халате. Голос никогда не повышал, даже если внутри у него все кипело. Не курил. За столом мог долго-долго пить бокал красного сухого вина, в то время как остальные успевали опрокинуть не одну рюмку.

Как-то во время обеденного перерыва я отполировал подготовленную в подарок кому-то модель планера. У меня осталась смоченная в спирте ватка, которую я поджигал, разогревая оргстекло для его вытяжки. Ею я несколько раз протер модель, потом сухой тряпочкой -- она вся заиграла.

После перерыва ко мне в комнату заглянул Олег Константинович: «Что случилось с моделью?» «Пока обедал, отполировал», -- ответил я. «А чем?» -- поинтересовался главный конструктор. Я сказал, что спиртом. «О, это хорошее дело», -- похвалил меня Антонов и посоветовал описать эту технологию в авиационном журнале.

Кстати, в 1958 году на международной выставке в Брюсселе наша отполированная модель Ан-10 получила золотую медаль и диплом. А мне за то, что я рассчитал, сколько спирта потребуется для полировки каждой модели, выписали премию как за рацпредложение.

Главный конструктор замечал малейшие погрешности в работе. Мельком взглянув на модель, мог сразу сказать: «У вас стабилизатор стоит с перекосом на столько-то миллиметров». Перемеряем -- перекос.

У Олега Константиновича было правило: уволившихся работников обратно не принимать. Он считал их ненадежными. Но в нашей семье в 1950 году родился сын, и жене пришлось уйти с работы. Яслей в заводском поселке не было, а каждый день возить в город ребенка невозможно.

Когда через два года после рождения сына все уладилось, я подошел к Антонову и сказал: «Я вашу принципиальность знаю, но у меня совсем другое дело». Олег Константинович рассказал, что скоро КБ уезжает в Киев. Если я согласен на переезд, то он возьмет жену обратно. И начал мне рассказывать, какой цех будет в Киеве, какие станки, оборудование. А я слушал и думал: «Вот мечтатель!» Но Киеве все сложилось так, как «фантазировал» Антонов.

Во время восьмичасового полета Антонов записал в свой блокнот предложения по улучшению салона Ил-12, в котором мы находились

Перелет из Новосибирска в Киев длился восемь часов. Находясь в салоне Ил-12, Олег Константинович что-то рассказывал, а потом мне показалось, что он уснул. Я прекратил разговор. Антонов, сидя с закрытыми глазами, достал из внутреннего кармана пиджака блокнот, ручку и что-то записал, а затем объяснил, что надо сделать для улучшения салона Ил-12. Через некоторое время еще что-то отметил в блокноте.

Когда за создание «Антея» готовились документы к награждению Антонова второй золотой Звездой Героя Социалистического труда (первую ему присвоили в честь 60-летия в 1966 году), Олег Константинович отказался в пользу своего заместителя. Хотя Яковлев, Микоян, Ильюшин -- генеральные авиаконструкторы страны -- были дважды и трижды Героями Соцтруда. Позже в первом (секретном) отделе завода мне рассказали, что Брежнев, прочитав письменный отказ Антонова, очень удивился: «В наше время еще встречаются люди, которые отказываются от наград… »

Последняя памятная для меня фотография с Антоновым была сделана весной 1982 года возле легендарного Ан-2. Корреспондент ТАСС приехал на завод снимать известного авиаконструктора и попросил найти ему собеседника. Референт генерального послал за мной, так как знал, что я допоздна нахожусь на заводе. Олег Константинович спросил: «Ты был в Париже?» Я ответил, что нет. Антонов даже растерялся и некоторое время помолчал. Похоже, он не мог себе представить, что один из старейших работников завода не был в Париже. Если бы я попросил командировать меня во Францию, думаю, возражений не было бы. Но я считал, что конструкторам и инженерам посетить авиасалон в Ле Бурже гораздо полезнее, чем мне. Затем генеральный сказал: «Там есть еще музей под открытым небом, где стоят самолеты Бог знает каких времен!» Я ответил: «Олег Константинович, у нас такой же в Монино, под Москвой, есть. Там стоит наш «Антей» (Ан-22), покоривший специалистов в Ле Бурже». Вот и весь наш разговор перед фотокамерой.

Этот снимок некоторое время демонстрировался в «окнах» ТАСС на Крещатике, но я так и не собрался на него посмотреть. А через два года Олега Константиновича не стало…

711

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров