ПОИСК
Происшествия

На немецком суперлайнере «вильгельм густлов», потопленном знаменитым подводником александром маринеско, кроме сотен солдат и офицеров оказались более шести тысяч беженцев из восточной пруссии

0:00 30 января 2002
Владимир РУДЮК «ФАКТЫ»
Начиная торпедную атаку 30 января 1945 года, командир советской подлодки был уверен, что перед ним -- учебная база подводного флота фашистской Германии

До сих пор многие полагают, будто крупнейшей катастрофой была гибель «Титаника» в апреле 1912 года: 1523 погибших. Другие считают, что самым страшным «морским» военным преступлением стало потопление германской субмариной английского парохода «Лузитания» в мае 1915-го: утонули 1198 человек… В последние месяцы Великой Отечественной советские подводные лодки потопили в Балтийском море три немецких пассажирских лайнера «Вильгельм Густлов», «Генерал Штойбен» и «Гойя» -- каждый унес на дно больше жизней, чем «Титаник» и «Лузитания» вместе взятые.

Нет никакого желания демонизировать советских подводников: гитлеровцы не церемонились с пассажирскими судами, санитарными поездами и колоннами беженцев, фашистские бомбы обращали в прах больницы и детские ясли вместе с их обитателями. Но хотя бы спустя 56 лет выслушаем свидетельства немцев, переживших не меньший ужас -- гражданских пассажиров «Густлова», которых, как утверждали наши мемуаристы, на борту лайнера не было вовсе. В историю СССР эта катастрофа -- крупнейшая из когда-либо происходивших на море -- вошла под определением «Атака века». По одной из версий, вместе с этим кораблем в волнах исчезла и легендарная Янтарная комната…

«Густлов» единственный шел без охраны и при полном освещении, чтоб были видны красные кресты на бортах»

В конце января 1945 года у пирсов Готенхафена и Данцига (ныне польские города Гдыня и Гданьск) собрались практически все немецкие суда, находившиеся на Балтике: предстояло вывезти отсюда дальше на запад около ста тысяч беженцев из Восточной Пруссии. Для них оставался единственный путь спасения -- морем. Оба города уже были окружены.

-- Всего из Восточной Пруссии эвакуировались более двух миллионов человек. Жуткие новости принесли солдаты, которых успели вывезти из Кенигсберга (ныне Калининград. -- Авт. ), -- рассказывает Ганс Вельбир, для которого «Густлов» с ноября 1944-го заменял дом, как и для сотен других беженцев. -- Мол, когда город ненадолго отбили у «русских», то увидели, что те сделали с его жителями, особенно женщинами. За то, что крепость долго не сдавалась, за то, что «пруссаки»… Как только 25 января разрешили посадку на суда, десятки тысяч беженцев ринулись на штурм: мест явно не хватало, люди сталкивали друг друга со сходней и палуб в ледяную воду. С огромным трудом экипаж навел хоть какой-то порядок. Первым делом на «Густлове» разместили женщин с детьми, стариков и тяжелораненых. Потом -- триста девушек-связисток в возрасте от 18-ти до 21 года: их увозили, чтобы не повторился кошмар Кенигсберга. Девушек «поселили» в осушенном бассейне на одной из палуб. Во время торпедной атаки вторая торпеда попала в борт как раз под бассейном, и все связистки погибли.

РЕКЛАМА

… »Густлов», согласно предписанию, должен был принять на борт 4 тысячи беженцев, но принял 6600. Плюс раненые, беженцы, что уже жили в его каютах, полторы тысячи членов экипажа и медработников (все гражданские), а также связистки и молодое пополнение для экипажей подводных лодок. Возможно, именно тот факт, что огромный пароход «Вильгельм Густлов» с ноября 1940-го использовался как казарма для курсантов военно-морской школы, дал повод советским историкам называть его потом «учебной базой элитных нацистских подводников» и послужил причиной гибели судна.

Из досье «ФАКТОВ»: океанский лайнер класса люкс «Вильгельм Густлов» (названный в честь вождя швейцарских нацистов, убитого в 1935 году) спущен на воду 5 мая 1937-го. Длина 208 метров, высота -- 53 м. Стал флагманом целой «люксовой» флотилии, построенной по распоряжению фюрера для проведения отпусков представителями рабочего класса -- с сервисом, прежде доступным только привилегированным слоям общества. До начала войны совершил 44 круиза в Атлантике, Северном и Средиземном морях, перевез 65 тысяч отпускников. Весной 1939-го доставлял гуманитарные грузы в Испанию, с сентября -- плавучий госпиталь ВМС Германии на 500 коек. В 1940 году готовился стать транспортом для переброски войск в Англию. В январе 1945-го перепрофилирован в судно для перевозки беженцев.

РЕКЛАМА

-- Его переделывали на скорую руку, в результате на палубах осталось лишь 18 спасательных моторных лодок -- на 400 человек, -- вспоминает бывший санитар «Густлова» Карл Зайтц. -- Все суда, уходившие с беженцами из Данцигской бухты в конце января, были составлены в караван и взяты под охрану дивизионом сторожевиков. «Густлов» ушел в море последним в 12. 30, в сумасшедший шторм, практически один: его сопровождал только торпедный катер «Львы». Капитан лайнера распорядился не гасить огни -- надеялся, красные кресты на бортах и отсутствие маскировки дадут понять «русским», что это мирное судно. Кроме того, хотел избежать столкновения: встречным курсом где-то впереди шло соединение наших боевых кораблей…

«Дети падали в воду -- и в считанные минуты превращались в ледяные поплавки»

О том, что на «Густлове» были беженцы, умалчивается до сих пор. В 1968 году журнал «Нева» поместил воспоминания адмирала Н. Кузнецова: «Тысячи солдат, моряков и гражданских чинов погрузились на «Густлов», половина -- цвет фашистского подводного флота». В 1984-м в книге «Капитан дальнего плавания» А. Крон писал: «На борту «Густлова» находилось свыше семи тысяч фашистов: солдат, офицеров и высокопоставленных представителей нацистской элиты, а также свыше трех тысяч обученных подводников». В Большой советской энциклопедии (1997 г. ) речь идет уже о пяти тысячах военнослужащих, «в том числе около 1300 подводников», однако о гражданских -- ни слова…

РЕКЛАМА

-- Вечером я прилег в каюте на верхнюю койку, -- продолжает Ганс Вельбир. -- Вдруг ощутил толчок. Думал, это мой друг снизу балуется. Но второй удар вышвырнул меня вон. Только встал -- и упал от третьего. Свет вырубило, корабль стал быстро валиться на борт. В кромешной тьме я вылетел на палубу. Вопли, выстрелы -- люди дрались за места в спасательных шлюпках. С того борта, что задрался кверху, спустить их на воду было уже невозможно, а низкий захлестывали волны -- лодки примерзли к шлюпбалкам, не отодрать. В те, что были пригодны к использованию, тут же напрыгали десятки людей. Обезумевшие матери, оставшиеся на «Густлове», передавали им завернутых в одеяла детей с мольбами спасти хотя бы их. Но перегруженные лодки падали и разбивались о воду.

-- Торпеды ударили примерно в 21. 10 глубоко ниже ватерлинии, распоров брюхо корабля. Трюмы и нижние палубы были набиты беженцами -- никто не выбрался оттуда, потому что из входов в трюм сразу хлынула вода, -- вспоминает матрос «Густлова» Хайнц Бертрам. -- Все, кто был на верхних палубах, ринулись по трапам еще выше. Члены команды уходили последними, пытаясь сдержать напор воды, и видели на трапах задавленных детей… Минут через двадцать «Густлов» перестал крениться, люди немного успокоились, и офицеры сообщили, что встречная эскадра идет нам на помощь. А примерно в 10 часов вечера корабль затрясся и стал ложиться на борт, через несколько минут палуба встала вертикально.

-- Все, кто падал в огромные волны, почти мгновенно замерзали: мела пурга, мороз под двадцать градусов, -- рассказала стюардесса Ингеборг Ротшильд. -- Я упала рядом с бортом «Густлова», держа в руках мою двухлетнюю малышку Ингрид, но волна ударила меня и борт и вырвала ее. В тот миг моя крошка была еще жива! Я металась среди обломков, пытаясь найти дочку, и видела только замерзшие детские трупики, плававшие, словно ледяные поплавки. Взрослые, спеша спасти детей, наскоро надевали на них спасательные жилеты -- слишком низко, и малыши переворачивались в воде. Над волнами торчали только ножки. Увидела двоих крошечных мальчиков, обвязанных одним жилетом: они кричали, звали маму, которая мертвая плавала рядом с ними, зажав в замерзших зубах завязки. Когда я подплыла к ним, оба уже молчали, покрывшись льдом.

Из письма командира торпедного катера Т-26 Роберта Геринга, одним из первых пришедшего на помощь тонущим: «Мы слышали радиопереговоры «Густлова». Когда на мостике заметили русскую подлодку, капитан лайнера подал световые и радиосигналы, что это не военный корабль. Но в 21. 08 лодка вышла на дистанцию огня и пустила три торпеды. Командир советской подлодки выполнил свой долг: на борту «Густлова» находились военные, в том числе учебный дивизион моряков-подводников. По военным понятиям, такой корабль не может считаться гражданским. Вина за то, что произошло, лежит на Гитлере, развязавшем войну».

Из досье «ФАКТОВ»: подлодкой С-13, потопившей «Густлов», командовал капитан III ранга Александр Маринеско (1913--1963). О том, что на лайнере были беженцы, узнал по возвращении на базу из финских и шведских газет. Несмотря на то что потопление судна было названо «атакой века» и «проявлением беспримерного героизма», вспоминать об этом событии не любил и героем себя не считал. После войны впал в немилость командования, в 1949-м списан на берег, затем осужден якобы за воровство. В начале 60-х реабилитирован, в 1990 году удостоен звания Героя Советского Союза. Недавно в Калининграде ему установлен памятник.

… Корабли немецкой эскадры, шедшей навстречу «Густлову», успели спасти чуть более 1200 человек. Спустя годы немецкие эксперты, сверив списки и опросив тех, чьи родные пропали вместе с лайнером, подсчитали: погибли почти девять тысяч его пассажиров, примерно три тысячи -- дети. К тому времени в истории еще не было случаев, чтобы одно воинское подразделение уничтожило столько людей за один раз. Для сравнения: при бомбардировке Дрездена в конце войны, стершей город с лица земли, было убито около 25 тысяч жителей, однако над этим «трудились» сотни американских и английских самолетов.

«Наверное, корабль потрошили русские в поисках Янтарной комнаты»

Последним на борт торпедного катера Т-26 подняли окоченевшего годовалого мальчика. Он выжил. Теперь его сын пытается докопаться до трюмов «Густлова», лежащего на 50-метровой глубине. Ибо там, по рассказам выживших, может скрываться «восьмое чудо света» -- легендарная Янтарная комната, вывезенная из Кенигсберга накануне взятия города Советской Армией.

-- Очевидцы сообщали: незадолго до отплытия «Густлова» из Готенхафена офицеры гестапо грузили на пароход какие-то ящики размером два на полтора метра. В таких же, говорят, вывозили Янтарную комнату из музея Кенигсберга. Нынешним летом я с друзьями из дайвинг-клуба собираюсь исследовать останки лайнера, получив разрешение польской стороны, -- говорит «кладоискатель» Артур, пожелавший, чтобы его фамилия не была названа. -- Впрочем, это делали до нас неоднократно и очень тщательно. В 1963 году судно обследовали боевые пловцы и сообщили о громадных халтурно выполненных дырах в корпусе. Не знаю почему, но в докладе сказано: возможно, это русские потрошили его, ища янтарное сокровище. Я слышал, будто с России недавно восстановили комнату, для чего понадобилось три тонны янтаря.

Из досье «ФАКТОВ»: прусский король Фридрих I в начале XVIII века заказал датским и данцигским мастерам изготовить комнату с янтарными стенами для его берлинского замка. Наследник, «солдатский» император Фридрих Вильгельм I, подарил сокровище Петру I в надежде на помощь в войне против Швеции. Российский самодержец, в самом деле, отослал германскому «коллеге»… 55 гренадеров. А «Янтарная комната» до осени 1941 года украшала екатерининский дворец в Царском Селе, затем была разобрана и вывезена немцами в замок-музей Кенигсберга. 22 января 1945-го ее, упаковав в 27 деревянных ящиков, отвезли на железнодорожный вокзал, но выхода из города уже не было, и сокровище вернули в замок. Больше эту комнату никто не видел.

-- Говорят, она сгорела при штурме замка, но я в это не верю, -- заявила пресс-секретарь музея «Екатерининский дворец» Татьяна Жаркова. -- Директор кенигсбергского музея Альфред Роде был безумно влюблен в этот шедевр и без сомнения спас бы его. Думаю, комната спрятана где-то в подвалах города. В нашем музее создана новая «Янтарная комната». Решение о ее восстановлении было принято советским правительством в 1979 году, однако с 1999-го нашим практически единственным спонсором являлся немецкий концерн «Рургаз», выделивший примерно 3,5 млн. долларов. Всего понадобилось 11 миллионов.

P. S. В статье использованы материалы из книги очевидца катастрофы Хайнца Шона «SOS. «Вильгельм Густлов» и немецкого телеканала ZDF.

1543

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров