ПОИСК
Происшествия

Глава госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству александра кужель: «первой фразой, которую я услышала от своего будущего мужа, был вопрос: «девушка, вы не собираетесь повеситься? »

0:00 5 июля 2002
Елена ШЕРЕМЕТА «ФАКТЫ»

Представлять Александру Кужель нет необходимости. Ее, без преувеличения, знает практически вся страна, возможно, во многом благодаря ее открытости и коммуникабельности. Возглавляемый ею Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства приобрел значимость именно в результате ее деятельности. Однако уровень «бизнес-просвещения» народа в целом далек от идеала, поэтому некоторые звонящие в приемную иногда спрашивают: «Алло, это Госкомитет по регулярной политике?». А ведь развитие малого бизнеса -- лакмусовая бумажка демократических преобразований в стране. «Малый бизнес не может купить постановление Кабмина или решение суда, заказать нужный закон, -- говорит Александра Кужель, -- поэтому ему необходима господдержка».

Сильной женщине также необходима поддержка, иногда пусть даже небольшой знак внимания. На днях совершенно незнакомый мужчина преподнес г-же Кужель вазончик с карликовой розой просто в супермаркете. Она растрогалась до слез… А вчера Александра Владимировна принимала поздравления по случаю своего дня рождения. Даже не сомневаемся, что приятных неожиданностей и теплых искренних слов было в изобилии…

«Меня, что называется, «ставили» на аварию. Случайно об этом узнала и даже написала заявление в СБУ»

-- Насколько неожиданным стало для вас, скажем так, непопадание в в ряды парламентариев, ведь шли по списку такого уважаемого блока? Получается, раз вы все-таки баллотировались, быть народным депутатом более престижно, чем главой даже такого «козырного» Госкомитета?

-- Я член команды и делала то, что считала нужным команда. А быть народным депутатом -- не просто престижно, это четыре года ровной, очень спокойной для нервной системы жизни. Мне лестно, что вы назвали мой комитет «козырным», но когда я четыре года назад его возглавила, многие предприниматели даже не знали о его существовании, не было материальной базы. Да и сейчас уровень просвещенности в сфере малого бизнеса крайне низок. Когда на одном из заседаний Кабмина я предложила «накрыть» всю Украину образовательными бизнес-программами (ведь завтра уже будет не из кого выбирать на рынке труда!), один из министров сказал, мол, Кужель замахнулась на новую национальную идею. И пусть! Более того, я бы с удовольствием занялась тем, чем у нас никто не хочет заниматься, -- административной реформой, которая, как и регуляторная политика, притягивает один лишь негатив, «помогает» приобретать большое количество влиятельных врагов. Но я уже это прошла, мне не страшно.

РЕКЛАМА

-- А что, были какие-то инциденты?

-- Меня, что называется, «ставили» на аварию. Случайно об этом узнала и даже написала заявление в СБУ. Мои охранники услышали такую фразу: «Ну сколько можно с ней возиться, вы же знаете, где она ездит». С тех пор мой водитель всегда следит за тем, кто нас «ведет» на дороге.

РЕКЛАМА

-- Если я правильно понимаю, Госкомитет наделен некими разрешительными функциями. Как говаривал классик, этакое доходное место. Вам часто предлагают увесистые конверты?

-- Мне предлагали не конверты, а очень серьезные деньги. Когда-то Игорь Митюков (экс-министр финансов. -- Авт. ) спросил, почему я все время прошу выделить средства из бюджета, ведь я же работаю с предпринимателями! Но как я могу попросить у них денег, если сама с «этим» борюсь. Функции же у нашего комитета не «разрешительные», а еще хуже… Мы анализируем проекты, касающиеся предпринимательства, на соответствие программе Президента. И более 38 процентов предложений отсеиваем, как раньше в ОТК на заводах. Ну какое, образно говоря, предприятие выжило бы с таким количеством брака? Наша работа -- прямое указание спецслужбам отслеживать тех, кто проталкивает такие проекты. Что же касается взяток, то секретарь знает: если без меня в кабинет что-то занесут -- она будет уволена. Когда же подобное происходит в моем присутствии, то в кабинете могут остаться лишь цветы и конфеты. Единственная «взятка»: вот стоит замысловатый деревянный стол -- его принесли, как потом мне рассказали, какие-то донецкие предприниматели.

РЕКЛАМА

Правда, был еще уникальный случай. Ко мне прибежала наша бухгалтер с круглыми от удивления глазами и сказала, что пришла женщина и хочет подарить нам тысячу долларов на развитие комитета, просто так, даже не назвала себя. Мол, что делать? Мы их оприходовали как благотворительную помощь.

-- Глядя на вашу блестящую карьеру, невольно задаешься вопросом: «А не было ли у нее влиятельных покровителей?»

-- Когда-то в одной из газет меня назвали Золушкой в коридорах власти. Отчасти это так. Прямых покровителей у меня не было. Еще когда у меня была своя аудиторская фирма, я как-то в приемной застала женщину. Подумала, наверное, клиентка. А она вдруг встает и говорит: «Ну что ж, девочка, ты мне нравишься. Пожалуй, мы тебя поддержим». Это была Татьяна Ивановна Ефименко, уникальная женщина, когда-то она заведовала экономическим отделом обкома партии. Я считаю ее своей крестной матерью. За все время нашей дружбы Татьяна Ивановна ни разу не дала мне понять, что я ей чем-то обязана.

Еще многие говорят, что Кужель покровительствует Кучма. Это неправда. Покровительство -- это когда осыпают благами, а такого не наблюдается. За все время нашего знакомства, а это -- восемь лет, я никогда ничего не просила у Леонида Даниловича ни для себя, ни для своего сына (например, помочь в бизнесе). Этим, наверное, и заслужила доверие: за четыре года работы в комитете он ни разу не позвонил мне и не приказал отменить какое-либо решение.

«Свекровь -- это состояние, которое обретаешь не тогда, когда сын женится, а практически сразу после его рождения»

-- Вы упомянули своего сына. Расскажите, чем он занимается, имея такую влиятельную маму…

-- Дима с женой и двумя моими внучками живет в Запорожье. Он закончил тот же, что и я, Запорожский индустриальный институт, затем курсы по работе с ценными бумагами. Вот ими и занимается. Сейчас они с другом пытаются открыть магазин, стать диллерами по мобильной связи. Кроме того, имеет какое-то отношение к реализации госзаказа. В основном сын старается меня не беспокоить -- любит меня и поэтому очень жалеет. Если честно, Дима ко мне обратился с просьбой помочь единственный раз, когда на него был страшный наезд в Херсонской области. Тогда у него украли баржу и, несмотря на милицию, тупо резали ее на металлолом.

-- Если в свои 28 лет у сына уже двое детей, то, вероятно, у него ранний брак. Вы не были против? И тогда уж заодно расскажите о невестке -- она дочь влиятельных родителей?

-- Встречаться с этой девочкой сын начал, действительно, рано. Потом они год жили у нее дома. Я тогда как раз стала народным депутатом и уехала в Киев. А Диму оставлять дома одного на четыре года как-то непривычно. По гороскопу он Водолей, а я знаю, что люди этого знака либо женятся очень рано, либо не женятся вообще. Поэтому как-то я пришла к сыну со словами: «Сынок, ты год живешь с девочкой в гражданском браке. Ты задумывался, насколько это больно для женщины, для ее родителей, что, наконец, скажут ее соседи?». Он, как любой мужчина, ответил, мол, а что здесь такого? Я ему предложила, если у него серьезные намерения, идти свататься. Один день он думал, а потом мы пошли к Ирочке домой…

У меня красивая, умная, женственная невестка. Очень ее люблю, она родила прекрасных внучек -- Александру и Елизавету. Я не стала вредной свекровью, не люблю сына больше, чем невестку. Для меня они одинаковы. К тому же, свекровь -- это такое состояние, которое обретаешь не тогда, когда сын женится, а практически сразу после его рождения. Сын у меня очень ухоженный, невестка его любит -- это видно. Поэтому я счастлива.

Что же касается «происхождения» невестки, то многие недоумевали: на ком Кужель женила сына? У моей невестки мама работает в кассе продажи железнодорожных билетов, а папа кадровый военный. Они прекрасные люди, я их тоже очень люблю.

«Недавно младший сын Никита мне заявил: «Я в своей жизни достигну большего, чем ты -- мои дети мусор выносить не будут!»

-- Вообще-то не секрет, что вы состоите во втором браке. А как старший сын воспринял вашего нового мужа?

-- Я не могу сказать, что легко. Но они с первого дня на «ты». Я ни одной женщине не посоветовала бы развестись, и не потому, что жалею о первом муже. Мы все равно бы расстались: не из-за несовместимости характеров -- он был умнейший, интеллигентнейший человек. Просто так сложилось. По сей день мне звонит сестра бывшего мужа, называет меня сестрой, недавно мы похоронили мою первую свекровь. Они все остались для меня родными. А для Димы главным оказался момент, когда возник вопрос, сменю ли я фамилию после повторного замужества. И когда этого не произошло, сын успокоился.

А вот уже мой младший сын, Никита, -- на фамилии нынешнего мужа. Он такой смешной. Мы воспринимаем его как большого снежного человека. В четырнадцать с половиной лет у него рост 1 метр 96 сантиметров. Он блондин с голубыми глазами, все время хочет казаться взрослым и обладает просто сумасшедшим протестным потенциалом. Иногда это превращается в настоящий кошмар. Мне с ним тяжело. Например, если Дима никогда и никому не говорит, чей он сын, то Никита, даже имея другую фамилию, рассказывает об этом. Недавно он мне заявил: «Я в своей жизни достигну большего, чем ты -- мои дети мусор выносить не будут!». Может, потому, что у меня не хватает для него времени, он обделен материнским вниманием, поэтому сам пытается привлечь к себе наше внимание негативными поступками. И это при том, что он очень добрый и щедрый!

-- Ну и какой же самый дерзкий поступок он совершил?

-- На уроке химии открыл окно, сел и свесил ноги. С учительницей случился обморок. Потом еще оказалось, что целую четверть он вместо выполненной контрольной отдавал на проверку чистые листки. При этом красиво их подписывал и нагло сдавал -- в знак протеста, что его девочку перевели в другую школу. Мне обидно, что учителя не заметили этот детский протест и боролись с ним. Теперь у нас проблема, переводить ли его в другой лицей. К сожалению, у меня нет денег, чтобы отправить его учиться за границу, где он не сможет сказать: «Моя мама -- Александра Кужель».

-- Расскажите, чем занимается ваш муж?

-- Саша, в принципе, еще протестнее, чем сын, потому что всю жизнь посвятил мне. Когда я пошла в политику, ему пришлось бросить медицинскую карьеру и сидеть с Никитой-первоклассником. Домработница у нас появилась только год назад, когда я от переутомления просто «умирала».

«Мужчины не любят сильных женщин, им нужны рядом «киски». У меня же никогда не достает ума казаться слабой»

-- Если уже есть домработница, то почему же вас часто можно встретить вечером в супермаркете «Ля Фуршет»?

-- Мне кажется, некорректно людей заставлять таскать сумки, когда у меня машина. К тому же, как правило, хочется самой купить что-то из продуктов по настроению. Вот сейчас у меня на даче в Вышгороде такая куча народа отдыхает: сыновья, внучки, невестка, две племянницы, муж и так далее… Так вот, супруг занимается бизнесом, они там придумали какие-то удобрения и пытаются их продавать, но подробностей он мне принципиально не рассказывает. Саше и так сложно, его везде представляют как мужа Александры Кужель. Наш друг семьи, ректор Академии внешней торговли, когда приглашал на юбилей, то очень тонко прочувствовал этот момент и написал: «Приглашаем Александра Леонидовича и его супругу… » Такие мелочи очень важны.

-- А насколько романтической была история вашего с мужем знакомства?

-- У меня было совершенно дикое состояние после защиты второго диплома. Мы с друзьями еще и отметили это событие у кого-то в частном доме. И вот утром я, в вечернем платье, сшитом мамой, возвращаюсь на автобусе домой (чего со мной уже давно не случалось, так как уже была своя машина). Рядом -- компания парней, тоже откуда-то возвращавшихся. Видимо, Саша на меня стал заглядываться, потому что друзья ему сказали сразу, мол, эта девушка не по тебе. Я вышла из автобуса, а он пошел за мной следом. И вдруг говорит: «Вы случайно не собираетесь повеситься». Я ответила: «Неужели так плохо выгляжу?». Оказалось, он заметил, какие у меня были уставшие глаза. Разговорились.

На первое свидание он пригласил меня в пивной бар, что вызвало у меня шок. Потом еще сходили пару раз в кино. А в это время у меня дома жили друзья, ребенок которых заболел ветрянкой. Я же с сыном ночевала у мамы. И вот, когда мы уже собирались переехать опять к себе, Саша, как медик, заявил, что мне туда возвращаться нельзя, нужно провести в квартире дезинфекцию. Я отдала ему ключи. И тут выяснилось, что ключи от его комнаты в общежитии мединститута один в один подходят к замку моей квартиры! Что делать? Не могу же я обидеть человека, врезав другой замок. А мы с сыном как раз собрались на море. Я тогда была младшим научным сотрудником, да еще бардовкой -- в квартире вечно полно народу. Ну что у меня воровать? Так и уехала. Когда же вернулась, то обнаружила, что… Саша живет в моей квартире! Он, правда, поменял все розетки и так далее, словом, сделал то, чего не может одинокая женщина. А после этого заявил мне, что остается у меня жить! Я была просто в шоке. Извини, говорю, я живу с сыном и не позволяю ему просто так видеть мужчин в моем доме, незачем травмировать психику ребенка. Тут Саша опять ошарашил меня, сказав, что с Димой они уже обо всем договорились. И я согласилась. В качестве эксперимента. Было сложно, я не верила, что получится… Честно говоря, расписались мы только тогда, когда родился Никита.

-- При всей вашей потрясающей женственности все же видно, что у вас сильный, «мужской» характер. Что оказало решающее влияние на его формирование?

-- Знаете, мне кажется имя. Как это ни странно. Не зря говорят: как вы яхту назовете, так она и поплывет. А еще -- мой папа очень хотел сына, но родилась я. С детства с мальчишками каталась на велосипедах. Папа научил меня защищаться, бороться за правду. Чувствую, мне в жизни это очень мешает, так как мужчины не любят сильных женщин, им нужны рядом «киски». С сильными женщинами интересно общаться, вместе работать, но дома, считают мужчины, должна быть слабая «половина». У меня же никогда не достает ума казаться слабой.

«Агрессивные женщины начинают утро с тренажеров. А я с утра готовлю завтрак семье»

-- А с кем из женщин-политиков вы дружите?

-- Стараюсь ладить со всеми. Но два года назад я перестала здороваться с Валентиной Семенюк. Мы живем с ней в одном подъезде и она меня почему-то патологически ненавидит, так что я устала с ней пытаться примириться. Был забавный случай в лифте, когда маленькая девочка как-то мне сказала: «Ой, Александра Владимировна! Я вас так люблю!». Оказалось, что это дочка Вали Семенюк. Когда же мне совсем-совсем плохо, я прошусь на прием к Людмиле Николаевне Кучме. У нее хватает терпения меня выслушивать, когда я чисто по-бабски плачусь ей. Мужикам в этом отношении проще: они могут в сауне попариться, сесть выпить где-нибудь в охотничьем домике. Еще мы с Катей Ващук регулярно (ближе к ночи) перезваниваемся, треплемся часами и бегаем друг к другу в гости, благо, живем через этаж в одном подъезде. При этом шутим, мол, если нас «пишут», то думают, что бабы ненормальные: говорим-то об урожае, о судьбах Родины и так далее…

-- Екатерина Ващук мне в интервью как-то рассказывала, что за всю жизнь сшила себе единственное платье на заказ, потому что у нее нет времени бегать на примерки. А у вас как с этим?

-- Катерина ленится, так и напишите. Неправда, что женщина не может найти время для примерок. Хотя… Все зависит от того состояния души, в котором находишься. Я с удовольствием хожу на примерки, поскольку мне иногда хочется надеть то, чего не выпускают на мою фигуру. Я стараюсь поддержать и наших дизайнеров. И Анечку Бабенко, и Оксану Караванскую, и Ольгу Симонову, и фирму «Рито», и «Видиван». При случае люблю походить по магазинам в Америке, там можно найти очень дешевые вещи. Например, у нас приличный костюм за 40-50 долларов не купишь, поэтому там я покупаю сразу несколько. А в Киеве слежу за системой скидок и карточек -- этим (пока еще новшеством для Украины) завлекаю всех вокруг. Недавно была в Москве по делам и заехала в магазин «Марина Ринальди». Там меня знают и сразу звонят, когда у них распродажа. Как-то давно Юра Полунеев сказал мне немецкую пословицу, которую я тогда не поняла. «Богатый человек не тот, который много зарабатывает, а тот, который умеет ждать своей покупки».

-- Вы скажете коллеге, если, на ваш взгляд, у нее что-то не так с гардеробом?

-- Обязательно. Вначале девочки на меня обижались, а теперь и сами спрашивают мое мнение. Был случай, когда я привезла из США синий в горошек костюм. Одна из женщин-депутатов его увидела и сказала: «Шура, это не твой костюм, это мой костюм!». Я сразу все поняла и отдала его. Причем за те же 40 долларов, что и купила.

-- Юлия Тимошенко и Елена Голубченко как-то рассказывали, что свое утро они начинают с занятий в тренажерном зале. А как начинается ваше утро?

-- Вы соединили эти две фамилии и тем самым, может быть, открыли для меня какую-то аксиому. Наверное, агрессивные женщины начинают утро с тренажеров. А я с утра готовлю завтрак семье. Это мое право и никто меня его не лишит. Утром, да еще на тренажер? Это не мое! По субботам я хожу на йогу. Тренер такое количество любви выдает на-гора за одну тренировку! Когда ты слышишь что-то вроде «открой сердце небу, подними уголки губ, расправь брови», то появляется чувство самодостаточности… Мне ближе это.

 


382

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров