10 сентября 2001 года женщину-сенатора, которая обладала информацией о готовящихся терактах, вице-президент сша пообещал принять только через Шесть месяцев
Прошлым летом американские спецслужбы допустили несколько ошибок, которые оказались непоправимыми и привели к тому, что исламской экстремистской организации «Аль-Каида» удалось осуществить теракты на территории США. Нынешним летом ЦРУ и ФБР приходится держать ответ за свою прошлогоднюю некомпетентность. На сегодняшний день сложилась уже достаточно ясная картина того, что происходило летом 2001 года в Белом доме, Конгрессе США и штаб-квартирах ЦРУ и ФБР.
Еще в 1995 году террористы планировали протаранить самолетом штаб-квартиру ЦРУ
Придя к власти, президент США Джордж Буш завел следующий порядок: каждое утро ему кладут на стол краткий отчет Центрального разведывательного управления. У этого документа, благодаря которому люди из Ленгли получают возможность ежедневно обращать внимание главы государства на важные с их точки зрения проблемы и вопросы, есть даже условное название -- «PDB».
После победы Джорджа Буша-младшего на президентских выборах международный терроризм не был в числе тех вопросов, которым новый хозяин Белого дома уделял первостепенное внимание. Администрация Буша занималась сокращением налогов, продвижением плана создания новой системы противоракетной обороны и другими проблемами. Надо учитывать и то, что с приходом нового президента почти полностью сменилось руководство во всех министерствах и ведомствах, включая силовые. Новичкам, конечно, сообщили при передачи дел, что на территории США находятся люди, подозреваемые в связях с террористами, но это не было в тот момент воспринято как нечто очень важное, требующее немедленного расследования. Это была первая непоправимая ошибка.
Она вполне объяснима. Весь опыт борьбы с исламскими террористами говорил о том, что они предпочитают наносить удары за пределами США. Исключение составлял лишь взрыв во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке, осуществленный в 1993 году. После этого теракта ФБР и ЦРУ провели ряд арестов и раскрыли заговор: «Аль-Каида» планировала взорвать тоннели и мосты в Нью-Йорке. Руководство спецслужб решило, что разоблачение отпугнуло террористов. В 1995 году совместно с филиппинской полицией был предотвращен угон 12 американских лайнеров над Тихим океаном. Один из террористов, пакистанец Абдул Хаким Мурад, признался, что учился летному делу в США. Он же рассказал, что один из 12 самолетов должен был протаранить штаб-квартиру ЦРУ! Но к его словам отнеслись без должного внимания. Потом были взрывы у зданий американских посольств в Кении и Танзании (лето 1998 года). И тогда тоже была получена информация, что «Аль-Каида» посылает своих людей на учебу в летных школах США. В 2000 году исламские террористы атаковали в Йемене американский корабль «Коул»
Постепенно позиция Буша и его помощников менялась. 26 июня 2001 года директор ЦРУ Джордж Тенет на утренней встрече с президентом сообщил, что, по данным разведки, террористы готовятся нанести удар 4 июля -- в День независимости США -- и речь, скорее всего, идет об американских гражданах, находящихся за рубежом. 2 июля подобные предупреждения делает и ФБР -- звучит название «Аль-Каида». Не исключается возможность терактов на территории США, вот только какого характера, никто сказать не может. А днем раньше член сенатского комитета, осуществляющего контроль за деятельностью американских разведслужб, Дайан Фейнстейн в эфире телекомпании Си-эн-эн заявляет, что разведка предупредила ее о большой степени вероятности проведения крупного теракта в ближайшие три месяца. Сенатор поднимает вопрос о срочных дополнительных мерах по обеспечению безопасности американских граждан.
5 апреля ЦРУ предупреждает Буша, что успокаиваться рано, хотя День независимости и прошел спокойно. Разведданные по-прежнему указывают на возможность проведения терактов летом. В тот же день президент поручает своему советнику по национальной безопасности Кондолиззе Райс выяснить, что делается различными спецслужбами в отношении «Аль-Каиды». 6 июля собирается Совет национальной безопасности под председательством Ричарда Кларка. На совете обсуждается полученная разведслужбами информация. Делается вывод, что отмечена незначительная активизация в перемещениях лиц, подозреваемых в связях с террористами. Очевидно, это решение на многих в Белом доме и Конгрессе действует успокаивающе. Спокойствие передается и среднему звену в ФБР, где и без того царит бюрократия.
Вот почему донесение агента ФБР из города Финикс Кеннета Уильямса хоронят в куче других бумаг где-то на уровне начальников отделов регионального представительства бюро. Чтобы предупреждение мистера Уильямса попало на стол к мистеру Ричарду Кларку, который, безусловно, бы обратил на него внимание после заседания Совета национальной безопасности, этой бумаге необходимо было пройти еще четыре, а то и пять уровней внутри ФБР! А ведь 42-летний агент Уильямс предлагал провести тщательную проверку всех иностранцев, обучающихся в американских летных школах, полагая, что «Аль-Каида» может использовать их для осуществления своих террористических планов.
В середине июля ЦРУ вновь предупреждает Белый дом о возможном покушении «Аль-Каиды» на Джорджа Буша во время его пребывания в Генуе, где с 20 по 22 июля должна состояться встреча «большой восьмерки». Об одном из вариантов покушения управлению тайно сообщило правительство Египта: исламские террористы могут угнать самолет, чтобы попытаться осуществить воздушный таран здания, где будет проходить саммит.
В конце июля агент Уильямс получает резолюцию по своему донесению -- для проверки в летных школах нет никаких оснований. И это была вторая непоправимая ошибка.
28 июля ЦРУ узнает об аресте в Дубае террориста Джамеля Бегала. На допросе он сообщает о планах «Аль-Каиды» взорвать посольство США в Париже. Руководство ЦРУ об этом никому не докладывает, полагая, что террористы вновь сконцентрировали свои усилия на акциях за пределами Америки.
Понять, что «Аль-Каида» готовит воздушные атаки, участникам совещания на ранчо Джорджа Буша помешала 40-градусная жара?
В начале августа Джордж Буш отправляется в отпуск на свое ранчо в Техасе. Но утренние «PDB» он получает так же регулярно, как и в Вашингтоне. 6 августа в Техасе стояла 40-градусная жара. Президент, как обычно, в 8 утра получил отчет ЦРУ. Это был лист бумаги, наполовину заполненный печатным текстом -- своего рода анализ деятельности организации «Аль-Каида». Буквально в двух предложениях речь шла о том, что террористы могут попытаться захватить пассажирские самолеты для оказания давления на Белый дом -- возможно, чтобы освободить из заключения членов «Аль-Каиды». В тот же день Буш пригласил к себе директора ЦРУ Джорджа Тенета, Кондолиззу Райс и еще нескольких человек. Президент потребовал, чтобы Тенет внятно объяснил ему, что может сделать «Аль-Каида» на территории США.
Именно тогда, 6 августа, на ранчо Буша была допущена третья непоправимая ошибка. Угроза угона самолетов была определена как достаточно реальная. Но никто из участников совещания не мог и предположить, что террористы попытаются использовать лайнеры для воздушного тарана. Ни Буш, ни его ближайшие советники не знали о донесении агента Уильямса из Финикса и не могли свести воедино все то, что содержалось в прежних данных.
В тот же день Джордж Тенет встречается с группой сенаторов и доводит до их сведения краткое содержание отчета ЦРУ о деятельности «Аль-Каиды». Сенаторы полагаются на мнение специалистов из Ленгли.
15 августа руководство летной школы из Миннеаполиса сообщает местному агенту ФБР Колин Роули о подозрительном арабе, который обучается управлению «Боингом», но интересуется только фазой полета и игнорирует взлет и посадку. Роули с коллегами арестовывает Закариаса Моссау за нарушение визового режима. «ФАКТЫ» уже писали о том, как Колин пыталась получить разрешение своего начальства на тщательную проверку арестованного, включая изучение информации, содержащейся в памяти его персонального компьютера. Но безуспешно. Разрешение не было дано даже после того, как 27 августа французская разведка сообщила агенту Роули, что Закариаса Моссау подозревают в связях с исламскими экстремистами. В начале сентября Колин пишет аналитическую записку по делу Моссау, в которой не исключает возможности воздушной атаки Всемирного торгового центра в Нью-Йорке! Но о ее донесении не докладывают ни директору ФБР, ни президенту Джорджу Бушу. И эта была еще одна непоправимая ошибка.
10 сентября на столе президента США появляется план ЦРУ о проведении широкомасштабной операции в Афганистане против «Аль-Каиды» при поддержка стран НАТО. Но Буш был во Флориде и не успел прочитать этот документ.
В тот же день сенатор Фейнстейн просит вице-президента США Дика Чейни о немедленной встрече по проблеме терроризма. Помощник Чейни заявляет сенатору, что на подготовку детального и обстоятельного разговора понадобится шесть месяцев. Сенатор с горечью отвечает: «Боюсь, у нас нет шести месяцев!» Госпожа Фейнстейн была права -- у Америки не было даже суток
Почему все подробности этих событий всплыли только сейчас? Буш и его помощники решили, что будет лучше, если они сохранят в тайне тему своего совещания на техасском ранчо 6 августа 2001 года. Но им это не удалось. Кроме того, сразу после трагедии 11 сентября американцам было не до поисков виновных. Все понимали, что спецслужбы США совершили серьезные ошибки, но в первую очередь нужно было не допустить повторения терактов, организовать и провести акцию возмездия в отношении Усамы бен Ладена и «Аль-Каиды», ликвидировать последствия терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне Америка находилась в состоянии войны, а в такие времена раскол внутри руководства страны только на руку противнику. Да и невозможно было трезво оценить ситуацию сразу после столь сокрушительного удара. Теперь у американцев появились и время, и возможность проанализировать прошлогодние события. И выводы весьма неутешительны.
460Читайте нас в Facebook