Начальник госавтоинспекции мвд украины александр миленин: «говорить об ограничении сроков действия водительских удостоверений пока рано. А вот талоны предупреждения хотим отменить»
На прошлой неделе украинских водителей изрядно огорчило сообщение средств массовой информации о намерении отечественной Госавтоинспекции внедрить практику ограничения действия водительских удостоверений. По истечению установленного срока обязательным будет экзамен по Правилам дорожного движения. И лишь после этого водители получат новые «права».
Подобное новшество предполагалось внедрить уже в ближайшее время. Не удивительно, что за несколько дней на Министерство внутренних дел обрушилась лавина писем возмущенных водителей, протестующих против подобной практики как утомительной и требующей дополнительных финансовых затрат.
Комментируя по просьбе «ФАКТОВ» ситуацию, начальник Главного управления ГАИ МВД Украины генерал-лейтенант милиции Алексей Миленин считает, что для волнений нет никакого повода.
«Некоторые водители, имея «бессрочные» права, годами не садятся за руль и теряют навыки вождения»
-- Действительно, предложение об ограничении срока действия «прав» прозвучало на одном из наших совещаний, где обсуждались вопросы повышения безопасности дорожного движения, -- говорит Александр Миленин. -- Но говорить об этом как о свершившемся факте еще рано. Пока никаких наработок или проектов подобного документа у нас нет, да и не так просто все это сделать.
Чтобы ограничить водительские удостоверения во времени с обязательной пересдачей экзаменов по истечению срока их действия, надо внести изменения в несколько законодательных и нормативных актов. То есть такое предложение следует прежде утвердить на уровне Кабинета министров и провести «через» Верховную Раду. Поэтому водителям волноваться пока не стоит.
Однако есть несколько аргументов в защиту подобной практики, существующей во многих зарубежных странах. К примеру, часть водителей, получая сейчас бессрочные «права», автомобилем долгое время не управляют и теряют практические навыки. Легче станет контролировать состояние здоровья шоферов, которые от обязательного медицинского освидетельствования зачастую уклоняются. Да и Правила дорожного движения в Украине периодически изменяются, и не каждый водитель знает о вводимых новшествах.
Естественно, пока не известно, на какой срок (если такую практику вообще утвердят) станут выдавать «права», но в большинстве стран, откуда заимствуется опыт, -- это, как правило, десять лет.
И если ограничение срока действия водительского удостоверения -- пока далекая перспектива, то новые пластиковые водительские удостоверения -- уже реальность. Недавно после удачно завершившегося эксперимента их начали выдавать в Днепропетровске. Документ имеет 17 степеней защиты и, в отличие от существующих «собратьев», более практичен -- пластиковые «права» не рвутся, не ломаются, не вытираются со временем. Планируется, что до конца года системами для изготовления новых удостоверений оснастят регистрационно-экзаменационные подразделения во всех областных центрах, а в столице они могут появиться уже нынешним летом.
Чтобы избавить владельцев автомобилей от лишних затрат, обязательный обмен старых удостоверений на новые не предусмотрен. Более того, у водителей пока останется возможность выбирать между пластиковыми и существующими ламинированными «правами». А со временем в обиходе могут появиться и пластиковые технические паспорта (регистрационный документ) транспортного средства. Причина замены -- долговечность и практичность таких документов, более надежная система их защиты от подделок.
«На смену талону предупреждения придет специальная компьютерная база данных»
Еще одно нововведение, которое готовит украинская Госавтоинспекция, -- отмена талонов предупреждения к водительским удостоверениям. Сейчас существует два вида таких талонов: в один вносится запись о нарушениях правил, в другом делается специальная просечка. Получив в течение года три таких «отметины», водитель должен пересдать экзамены. Правда, многие автомобилисты жалуются, что талоны несовершенны, реальной пользы не приносят, а лишь дают возможность для злоупотребления инспекторам ГАИ. А после изменения порядка взимания штрафов (теперь это делает суд) роль талона несколько утратила свое значение. Посему их и собираются отменить.
Но, как отметил Алексей Миленин, на смену документу придет специальная компьютерная база данных. В общегосударственной информационной системе с рабочим названием «Админпрактика» будут фиксироваться все выявленные инспекторами нарушения правил, совершенные каждым водителем.
Существование такой базы данных, также практикуемой во многих странах, позволит суду, к примеру, выносить более объективные решения, учитывая «послужной список» нарушителя. Нужную информацию за считанные секунды получат также инспекторы ГАИ. Со временем системами оснастят подразделения Госавтоинспекции во всех регионах, стационарные и передвижные посты, патрульные машины.
Помимо фактов нарушений Правил дорожного движения, в базу данных намерены внести необходимые сведения об автомобиле и водителе, а со временем, к примеру, данные о том, уплатил ли владелец вовремя транспортный сбор или другие обязательные платежи. Тогда при проверке можно будет обнаружить, скажем, украденный автомобиль или преступника.
Одновременно с внедрением этой информационной системы намерены изменить форму протокола об административном нарушении. Ожидается, что его несколько упростят и подгонят под формат новой базы данных.
363Читайте нас в Facebook