В 1945 году клементина черчилль, сопровождавшая мужа на ялтинскую конференцию, подарила артеку 15 превосходных английских медсанбатовских палаток
Когда «бахнул» Чернобыль, родители одной из нас достали путевку в пионерлагерь в Ростовской области. «Что ж ты хотела, в Артек, что ли?» -- сказала мама. С тех пор так и осталось: Артек -- нечто недосягаемое, рай для избранных! В артековской книге отзывов известный киевский режиссер-мультипликатор Александр Бубнов так и написал: « Рай для круглых отличников, спортсменов и прочих «супер»-пионеров. Попасть в Артек -- все равно, что слетать на Луну».
Но нашему собеседнику Владимиру Свистову повезло. Он приехал в Артек еще пионером, и это решило его судьбу. Более полувека Владимир Тихонович работал в лагере, пережив с ним все перемены в обществе. Общался с выдающимися людьми столетия: Юрием Гагариным, Германом Титовым, Никитой Хрущевым, Пальмиро Тольятти, Самуилом Маршаком и многими-многими другими
«Послевоенные годы были самыми тяжелыми в истории Артека»
-- Владимир Тихонович, о вас прямо легенды рассказывают. Говорят, будто работаете в Артеке уже -- ни много ни мало -- 57 лет! Что-то запионерились
-- Впервые я попал в Артек в 1936 году -- меня, шестиклассника харьковской средней школы N112, премировали путевкой за то, что организовал единственный в городе авиамодельный кружок. Мы с ребятами заняли призовое место на городских соревнованиях, где участвовали взрослые инструкторы. Вернувшись из Артека через два с половиной месяца, я задумал организовать секцию планеристов. Летать в те годы было желанием чуть ли не каждого мальчишки, так что «учеников» у меня набралось -- ого-го! А сам-то никогда и не садился в планер Сконструировав из подручных материалов (типа досок, оторванных от забора) свой собственный планер, я лично решил его испытать. Отчаянная попытка окончилась плачевным результатом.
-- Попали в больницу?
-- Да, с переломами: нога, ребра Зато после этого меня снова отправили в Артек, ребят всех наших пригласили в Харьковский аэроклуб учиться летать на настоящих планерах. Наверное, именно эта поездка в лагерь стала для меня судьбоносной. Будучи восьмиклассником, я в силу сложившихся обстоятельств занял место инструктора лагерного кружка по авиамоделированию. И благодаря этому надолго остался в памяти вожатых, что сыграло впоследствии решающую роль в моей жизни.
Ведь как получилось: по окончании средней школы-десятилетки в 1939-м я подал заявление в знаменитое Чугуевское училище летчиков-истребителей. Всех ребят-кружковцев приняли, а меня забраковали из-за перебитых ноги и ребер -- военные хирурги прощупали костную мозоль. Так «накрылась» моя летная карьера
И я остался в Харькове, пошел работать на 183-й танковый завод, ныне имени Малышева. Там сейчас делают Т-80, Т-84, в мою бытность как раз рождался под руководством генерального конструктора Михаила Кошкина легендарный Т-34, и я принимал участие в изготовлении дизелей.
Неожиданно на танковый завод приходит телеграмма из ЦК комсомола: «Просим откомандировать сроком на три года в распоряжение ЦК Свистова В. Т. » Как оказалось, приглашение было сделано с подачи бывшего артековского вожатого Николая Шерстнева, который, прямо скажем, чудом меня разыскал: ведь всегда знал просто как Владюнчика, даже без фамилии
-- Получается, ваша трехгодичная командировка затянулась почти на 60 лет. Вы успели побывать и вожатым, и начальником лагеря, и старшим методистом, и учителем Артековской школы Но интересно, каково приходилось послевоенным вожатым?
-- Послевоенные годы были самыми тяжелыми в истории Артека, в нем практически все было разрушено (в Великую Отечественную сотрудников лагеря эвакуировали в Сибирь, в поселок Белокуриха -- так называемый Алтайский Артек). Меня назначили начальником сезонного лагеря «Морской». В 1945 году Клементина Черчилль, сопровождавшая мужа на Ялтинскую конференцию, подарила Артеку от имени Международного Красного Креста 15 превосходных английских медсанбатовских 40-местных палаток. Мы примерили -- по периметру они в точности совпали с фундаментами снесенных домиков. Палатки служили потом жилыми «корпусами» для пионеров около 15 лет.
Дети очень любили отдыхать в «Морском», ведь это было так романтично! Представьте грозу в середине июля: с палаточной крыши капала дождевая вода, и ребята по полночи стояли с тазиками в руках. Теперешние дети сказали бы: «Какой ужас!» Но послевоенные подростки были другими. Мальчишек-сорвиголов приходилось снимать с обрывов Аю-Дага, разыскивать в лесу.
«Гагарин, приезжая в Гурзуфский военный санаторий отдыхать, дневал и ночевал в Артеке»
-- Говорят, в Артеке дети плачут дважды: в день приезда и в последний, когда нужно покидать рай
-- Был один забавный случай, который помог мне познакомиться с Героем Советского Союза, выдающимся летчиком-испытателем Владимиром Коккинаки. Его племянница Наташа отдыхала в палаточном лагере и в первый день написала родителям: «Заберите домой-- здесь скучно!» Владимир Константинович в это время испытывал стратегический бомбардировщик. Слетал на Дальний Восток и, возвращаясь и дозаправившись в воздухе, посадил самолет в Севастополе. По просьбе брата заехал в Артек за Наташей.
Встретился со мной, объяснил ситуацию и попросил вызвать племянницу. Прибегает Наташа и с порога: «А ты что здесь делаешь?» -- «Да вот за тобой приехал». -- «А я никуда не поеду!» -- выкрикнула девчонка и «ускакала» из кабинета. Время было позднее, так что Владимиру Константиновичу пришлось переночевать у меня в кабинете на диване. На этом же диване ночевала две ночи и дочь Сталина Светлана, которая привезла в «Морской» сына.
-- Да, кого у вас только не было! Никита Хрущев -- дважды или трижды, Брежнев А заголовок «Юрий Гагарин -- друг артековцев» в начале 60-х обошел все газеты
-- Гагарин каждое лето или осенью приезжал отдыхать в военный санаторий в Гурзуфе, так дневал и ночевал у нас. Шесть лет кряду, до его гибели в 1968-м Композитор Дмитрий Кабалевский часто устраивал в Артеке творческие встречи с пионерами. Буденный, Ворошилов, Микоян, Булганин -- до бесконечности можно перечислять людей, с которыми довелось, как говорится, неформально общаться.
Вячеслав Молотов был шефом Артека, и 9 марта 1958 года мы с группой мальчишек и девчонок гостили в его семье -- на даче в Новой Ореанде. А генсек итальянской компартии Пальмиро Тольятти в Артеке умер. Приехал в 1964 году гостем Всесоюзного сбора октябрятских вожатых, и прямо на празднике его сразил инсульт. Целую неделю лежал в детском изоляторе моего «Морского», ему сделали операцию, но он скончался, и его проводили в Италию
-- Давайте в праздник-то о хорошем! Говорят, будто две книги об Артеке вас заставил написать сам Самуил Маршак?
-- Это правда. Встреча с Маршаком была одной из самых запоминающихся и решающих в моей жизни. Он стал мне другом и наставником. Самуил Яковлевич каждый год отдыхал в Новой Ореанде и приезжал к нам в Артек, с ребятами встречался, устраивал творческие вечера. Его интересовали проблемы воспитания, история нашего лагеря. «Книгу, книгу, только книгу! -- повторял он мне. -- И пиши так, как ты рассказывал, ничего не выдумывай, не изощряйся в словотворчестве». Я так и сделал.
«В 1991 году встал вопрос о ликвидации всего и вся. У нас же крайности!»
-- Владимир Тихонович, Артек, наверное, потому и был уникальным пионерским лагерем, что его основатель Зиновий Соловьев проповедовал комплексную оздоровительно-воспитательно-учебную деятельность. В советское время «воспитание» превалировало. Возглавляя на протяжении 18 лет методический отдел Артека, именно вы разрабатывали программы тематических вечеров, пионерских слетов, международных детских фестивалей, спортивных соревнований Организовывали клубы юных друзей пограничников, юных моряков, юных друзей искусства. Как сегодня в Артеке обстоят дела с этим?
-- С началом перестройки почему-то решили, что все эти клубы никому не нужны. Чушь какая-то! Ведь все было направлено на то, чтобы максимально удовлетворить запросы ребят. Артековской киностудии уже больше 30 лет -- и это кладезь культурных кадров! Тем не менее в 1991 году вообще встал вопрос о ликвидации всего и вся. У нас же всегда крайности! Такого не бывает, чтобы сохранить построенное и использовать для решения новых задач Но Артеку все-таки в какой-то мере повезло: главное удалось сохранить.
-- А что с вожатыми? Раньше, мы знаем, была так называемая ШПР -- Школа пионерских работников, сейчас же ее заменил Гуманитарный институт «Артек», где обязательное требование для студентов -- летняя работа вожатыми
-- Гуманитарный институт, надо сказать, неудачно заменил ШПР, просуществовавшую почти 30 лет -- с 1965 по 1993 год. В ШПР программа была направлена на подготовку вожатого, то есть «студенту» преподавали все, что нужно для работы с детьми: крымоведение, педагогику, психологию, организацию и проведение массовых мероприятий, массовок, танцев. В институте же программа ВУЗОВСКАЯ, ничего общего с работой в Артеке не имеет. Поэтому вожатые, проходящие здесь летом, по сути, педпрактику, оказываются совершенно не подготовленными для работы с детьми. И мы сейчас прикидываем, как повернуть Гуманитарный институт лицом к Артеку
Как рассказал директор по маркетингу и реализации путевок Международного детского центра (МДЦ) «Артек» Александр Рябинин, 40% путевок МДЦ отдает по себестоимости в Администрацию Президента, где их распространяют по своему усмотрению, 60% продают.
Кто же едет сегодня в Артек? Из Российской Федерации в четыре раза больше детей, чем из Украины. Как-то в маркетинговой службе попытались отследить частных лиц, покупающих путевки: на 50% это руководители предприятий -- бизнесмены, 15 -- руководство госаппарата, 10 -- работники СМИ, 5 -- милиции, остальные не изъявили желания сообщить место своей работы.
Цена зимней путевки (на 30 дней) -- 1590 грн, летней (на 21 день) -- 2140 грн. Ежегодно «Артек» принимает около 27 тысяч детей -- если все хорошенько подсчитать, то выйдет кругленькая сумма. Однако если учесть то, что ежегодно «Артек» тратит 3-4 миллиона гривен на реконструкцию (в бюджете-то СССР была предусмотрена статья для содержания Артека), то большими прибыли не покажутся.
Можно бы и взгрустнуть по этому поводу, но под ласковым крымским солнцем среди душистых кипарисов это оказалось невозможным. Артек был и остается МЕСТОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. И меняется вместе с детьми. «Мы поняли, что родители сегодня платят не за впечатления, а чтоб ребенок чему-то научился,» -- говорит Александр Рябинин.
Поэтому в «Артеке» создается еще один структурный лагерь -- «Лагерь приключений» в горах. Обещают, что там ребенок освоит азы скалолазания, спелеологии, пройдет школу выживания, научится верховой езде. А кроме того, добывать огонь и питьевую воду, оказывать доврачебную помощь себе и другим, применять приемы самообороны, плавать и управлять автомобилем, ориентироваться на местности
16 июня 2002 года нашему Артеку исполнится 77 лет. И мы думаем, найдутся еще «фанаты», которые этак в 154-й день рождения славного лагеря скажут, как сказал Владимир Свистов: «Теперь, когда мне 80, и вся моя жизнь была связана с этим местом, могу сказать одно: я ни о чем не жалею! Артек подарил мне столько впечатлений, что их хватит на три жизни»
700Читайте нас в Facebook