ПОИСК
Происшествия

Вернуть 2800 гривен абитуриентке, расторгнувшей договор и не посетившей ни одного занятия, школа актерского мастерства согласилась только после вмешательства милиции

0:00 27 июня 2002
Роберт ВАСИЛЬ, Мария ГАЛЬЧЕНКО «ФАКТЫ»
Если сотрудники фирмы не дают ознакомиться с документом и настаивают на его немедленном подписании, значит, вас хотят обмануть

На экранах телевизоров постоянно появляется реклама новых модельных агентств, школ сценического, театрального или актерского мастерства. Мелькают лица известных фотомоделей, любимых артистов, которые приглашают желающих в свои школы, чтобы всего за три месяца научить всему тому, что умеют сами…

Но уже через несколько недель после демонстрации этих роликов в нашу газету начинают звонить люди и слезно просят помочь им вернуть деньги, отданные неизвестно за что: нет ни серьезных занятий, ни мастер-классов известных актеров. Да и предложений от ведущих рекламных агентств и знаменитых режиссеров они не получают. А деньги, между прочим, актерские школы и модельные агентства просят немалые. Чтобы за пару месяцев стать топ-моделью, нужно заплатить 300--400 долларов, артистом -- 500 долларов.

«Из-за вашей фамилии произошла перегрузка компьютера и теперь некуда записывать новых абитуриентов!»

Поговорив с несостоявшимися звездами, мы тоже решили записаться в школу актерского мастерства. Корреспондент «ФАКТОВ» позвонила по указанному в телевизионной рекламе телефону и представилась частным лицом. Диспетчер школы, не ответив ни на один вопрос (есть ли у них лицензия, какие преподают дисциплины, какой документ будет свидетельствовать об окончании курсов), настоятельно попросила оставить номер телефона. Буквально через несколько минут в редакции раздался звонок: нашу будущую «кинозвезду» спросили об образовании (вернее, о том, не имеет ли оно отношения к театральному искусству), о возрасте и записали на кинопробы:

-- Девушка, у вас именно такой голос, какой мы ищем. Дело в том, что сегодня заканчивается набор артистов для съемок молодежного сериала. Обязательно приезжайте, мы вас будем ждать.

РЕКЛАМА

Увы, но приехать на съемку корреспондент «ФАКТОВ» не смогла. И уже вечером телефон редакции буквально обрывался от звонков: менеджер была встревожена, мол, как же без нашей кинодивы будут снимать сериал? На следующий день настроение менеджера изменилось: оказывается, из-за данных (имя, фамилия, возраст), занесенных в память компьютера, произошла перегрузка, и теперь некуда записывать новых абитуриентов. Места не хватает! Еще через день из телефонной трубки зазвучали настоящие угрозы:

-- Мы вам звоним! Мы тратимся на телефонные разговоры! Мы на вас в суд подадим за растрату наших денег! Мы пришлем вам счет за телефон! Вы внесены в нашу базу данных!!!

РЕКЛАМА

Пришлось успокоить взволнованного менеджера: мол, передумала наша девушка, вычеркните ее из вашей базы данных. Но на этом история не закончилась. Буквально на следующий день в редакции раздался звонок:

-- Пожалуйста, выручите меня, помогите мне вернуть деньги! -- взволнованно говорила девушка.

РЕКЛАМА

Представившись Алисой, она рассказала, что заинтересовалась телевизионной рекламой, обратилась в школу актерского мастерства, «с блеском прошла кинопробы», подписала договор и заплатила 2800 гривен за обучение.

-- Понимаете, я не смогла сосредоточиться и внимательно ознакомиться с документами. За те десять минут, пока я читала договор, наверное, все сотрудники школы промелькнули у меня перед глазами. Сначала появился один: «Рад вас видеть! Меня зовут Максим, я менеджер. Вот, пожалуйста, ознакомьтесь, наш типовой договор». Он ушел и сразу передо мной оказался другой, потом третий, четвертый…

Только по дороге домой Алиса наконец внимательно прочитала документ и ахнула: она подписала договор вовсе не со школой актерского мастерства, а с совершенно другой частной фирмой, которая действует от имени и по поручению какого-то частного предпринимателя. Оказалось также, что продолжительность курса обучения составляет не год, как рассказывали менеджеры, а всего 35 часов. Выходит, одно занятие стоит 80 гривен. Дороговато…

В общем, Алиса передумала учиться на артистку и решила расторгнуть договор. Но не тут-то было -- школа отказалась возвратить ей деньги. И только благодаря вмешательству милиции все закончилось благополучно: после звонка следователя сотрудники школы все-таки вернули девушке деньги.

«Опоздал на занятие -- плати неустойку, заболел, не предупредив фирму за два дня(!), -- опять же раскошеливайся»

К сожалению, среди наших сограждан до сих пор весьма распространен обычай одним махом подписывать договоры, не вчитываясь в их содержание. Внимательно изучать подписанный документ они начинают только после того, как возникают какие-то проблемы. Но, увы и ах, в этот момент спасти положение зачастую бывает уже невозможно. Ведь при составлении текстов договоров фирмы иногда применяют уловки, которые позволяют им уйти от ответственности за нарушение прав потребителей.

Рассказать о таких уловках «ФАКТЫ» попросили начальника отдела по вопросам соблюдения законодательства в сфере услуг Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины Сергея Литвиненко:

-- Когда потребителю предлагают к подписанию договор об оказании каких-либо услуг, он должен быть очень внимателен, поскольку именно в тексте этого документа могут скрываться ловушки, которые не позволят ему впоследствии эффективно защищать свои права.

-- На что нужно обратить особое внимание?

-- В первую очередь, конечно, на то, с кем вы заключаете договор. Документ со стороны исполнителя должен подписывать директор предприятия, выполняющего услуги. Если это делает другой сотрудник, он обязан предъявить потребителю заверенную нотариально доверенность.

Если же договор подписывает фирма, действующая от имени и по поручению другого предприятия, то она обязана предъявить документ, удостоверяющий ее право на такие действия. Желательно, чтобы это был договор между фирмами с четким указанием полномочий, которые одно предприятие передает другому. Следует внимательно изучить этот документ и удостовериться в том, что фирма, которая предложила подписать договор, действительно имеет право оказывать все обещанные вам услуги. Если договора между предприятиями нет или вам отказались его показывать, то не стоит сотрудничать с такой фирмой. Ведь вам не с кого будет впоследствии спросить. Предприятие, заключившее договор, будет кивать на фирму, оказывающую услуги, а та, в свою очередь, резонно возразит, что никого не уполномочивала обещать что-то от своего имени.

-- Но если потребитель все же подписал договор, в котором фигурирует несколько фирм, к какой из них он впоследствии может предъявить претензии?

-- К той, с которой он заключил договор. Однако для эффективной защиты своих прав нужно проследить, чтобы все документы были в порядке. В частности, не мешает изучить свидетельство о регистрации фирмы и удостовериться, что все реквизиты указаны правильно.

Если деятельность фирмы подлежит лицензированию, нужно потребовать лицензию. Причем она должна быть выдана предприятию, с которым вы заключаете договор и находящемуся именно по тому адресу, где происходит подписание. Лицензия, выданная другой фирме, в этом случае силы не имеет. Напомню, что обязательному лицензированию подлежат фирмы, занимающиеся организацией туризма, посредничеством в трудоустройстве на работу за границей, профессионально-техническим образованием, к которому относятся и всевозможные курсы по обучению моделей и артистов.

«Еще до подписания договора клиенту должны показать документ, который он получит по окончании курса»

-- Каковы должны быть условия договора?

-- Некоторые фирмы в обязательствах сторон четко описывают обязанности заказчика, назначая за их нарушение множество штрафных санкций. Опоздал на занятие -- плати неустойку, заболел, не предупредив фирму за два дня (именно такое абсурдное требование присутствовало в договоре, который принесла в редакцию наша читательница. -- Авт. ) -- тоже раскошеливайся.

В то же время обязательства фирмы бывают описаны очень обобщенно, таким образом, что их почти невозможно нарушить. Например, выдать по окончании курса «документ установленного образца». Сразу возникает вопрос: кем установленного? Заказчику еще до подписания договора обязаны предъявить образец документа, который он получит, закончив учебу, и четко разъяснить, на какую именно работу и в каких учреждениях он может впоследствии рассчитывать. А в договоре должно быть четко указано название документа.

-- А может быть в договоре и такое обязательство -- привлечь квалифицированные кадры в качестве преподавателей?

-- Если речь идет об актерской школе, то квалифицированными кадрами могут считаться все -- от третьекурсника театрального института до народного артиста. Это вопрос индивидуального восприятия. В договоре должно быть четко указано, какие именно преподаватели будут заниматься со слушателем, какие занятия проведут и какие знания дадут ученикам.

-- Многовато для текста договора…

-- Все это не пишется непосредственно в договоре. Составляется отдельный учебный план с указанием предметов, преподавателей и тематики занятий. Он является приложением к договору и должен быть упомянут в этом документе. Кроме того, расписание занятий заранее согласовывается с потребителем. Потому что фирма может назначить заведомо неудобное для клиента время занятий и затем взимать с него неустойку за опоздания и пропуски.

-- Иногда в документ включается пункт о том, что в случае расторжения договора потребитель возмещает фирме убытки.

-- Необходимо помнить, что убытки ни в коем случае не могут превышать сумму договора. То есть в худшем случае вы просто не получите назад уже уплаченные деньги (сумма неустоек определяется договором, и эту часть нужно читать очень внимательно, чтобы потом не удивляться, куда делись деньги). Но требовать от клиента дополнительных средств, например, на том основании, что для обучения было приобретено специальное оборудование или арендовано помещение, фирма не может.

-- Но если человек все же заключил неприемлемый для себя договор, как ему быть?

-- Если с потребителем случилась такая неприятность, то он может обратиться в территориальное управление Госстандарта по делам защиты прав потребителей. И в случае, если проверка установит факт нарушения прав потребителя, он сможет в судебном порядке решать вопрос о возмещении материальных и моральных убытков.

Чтобы избежать неприятностей, советуем очень внимательно читать договор. По возможности не подписывайте ничего при первом визите в фирму. Если ее сотрудники оказывают на вас психологическое давление, не дают подробно ознакомиться с документом и настаивают на немедленном подписании -- это первый признак того, что вас хотят обмануть. Постарайтесь вырваться и прихватить с собой бланк договора. Дома в спокойной обстановке прочитайте его. Желательно вместе с кем-нибудь из родственников или друзей. Возможно, после этого у вас вообще пропадет желание подписывать документ.

267

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров