ПОИСК
Политика

«команда озимого поколения» предлагает воспользоваться кредо президента сша рональда рейгана: «чем меньше правительство лезет в экономику, тем больше она процветает»

0:00 22 марта 2002
Кирилл ЖУРАВЛЕВ журналист
На этом принципе была основана вся экономическая политика США начала 80-х годов. Его критиковали все кому не лень, но закончились эти насмешки… небывалым экономическим подъемом в Штатах

Предвыборная программа «Команды озимого поколения» представлена широкой публике. Экземпляры программы были разосланы в штабы крупнейших партий и блоков, в средства массовой информации, а также ведущим украинским экономистам, юристам, политологам. Уже получены первые отклики экспертов. Наиболее интересные представлены в этом материале.

У многих партий вся ответственность за качество жизни граждан возлагается на государство

Первая и основная особенность программы «озимых», которую отмечают многие эксперты, в том, что они не пытаются соблазнить избирателя популистскими обещаниями. По какому принципу построена большая часть программных документов остальных партий -- и у левых движений, типа коммунистов или СДПУ(о), и у тех партий, которые принято считать «правыми» и «проевропейскими»? «Вот мы с помощью ваших голосов придем во власть (вариант: «останемся у власти»), и тогда государство вплотную займется решением ваших проблем: повысит пенсии и зарплаты, снизит цены на хлеб, поддержит отечественного производителя, победит бедность, возродит аграрный сектор».

Иными словами, вся ответственность за качество жизни граждан возлагается на государство. Считается, что именно от усилий государственных чиновников и парламентариев зависит рост экономики, благосостояние населения, наполняемость бюджета… В общем, все в стране, за исключением разве что погоды. Дело не только в том, что такие обещания, как правило, невыполнимы, или их выполнение повлечет за собой экономическую катастрофу. В основе всех этих «социалистических обязательств» лежит порочная модель государства, доставшаяся нам в наследство еще от советских времен. Ее можно подправлять, осовременивать, добавлять к ней «либерализма» -- лучше она от этого не делается.

Рейган ограничил государственное вмешательство в экономику и достиг небывалого ее подъема

«Озимые» исходят из принципиально другой предпосылки -- из идеи инфраструктурного государства. Что это значит? В сущности, за этим научным термином стоит простая мысль. Именно на нее в свое время опирался президент США Рональд Рейган, сформулировавший свое кредо в очень простых словах: «Чем меньше правительство лезет в экономику, тем больше она процветает». На этом принципе была основана вся экономическая политика США начала 80-х годов. «Рейганомику», когда она начиналась, критиковали все кому не лень, но закончились эти насмешки… небывалым экономическим подъемом. Что же конкретно сделал Рейган? Ограничил государственное вмешательство в экономику; резко сократил расходы на социальные программы; отказался от государственного регулирования частного предпринимательства; существенно (с 50 до 28%) снизил ставки личного подоходного налога и налога на прибыль.

РЕКЛАМА

В комплексе эти меры привели к блестящим экономическим результатам. В Америке нет традиций «культа личности», но Рональда Рейгана, несмотря на это, к концу его правления буквально носили на руках. Его президентство до сих пор вспоминается как одно из самых успешных во всей истории США. Своего рода «рейганомику» для Украины предлагают и «озимые». Понятно, что речь идет не о слепом копировании американской модели двадцатилетней давности, а об использовании механизмов, доказавших свою эффективность во многих странах, к тому же с учетом украинской специфики. Но общий принцип либеральных реформ -- ограничение роли государства в экономике при внимании к инфраструктурам -- продуктивно работает в любой стране.

Сегодняшняя инфраструктура Украины не готова к ожидающим страну переменам

Не следует думать, что инфраструктурное государство -- это государство бездействующее, безответственное, неэффективное. Оно избавлено от выполнения несвойственных ему функций, но на него возлагается основная забота по поддержанию тех сфер, которые необходимы «всем сразу и никому в отдельности». Речь идет о таких разных вещах, как валютно-финансовая сфера, правовые институты, сфера общественной безопасности, образование. Не менее важна и «материальная» инфраструктура: связь, энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Некоторые из этих сфер могут быть частично, а иногда и полностью, переданы в частные руки, но все они требуют четкой государственной политики.

РЕКЛАМА

Сегодняшняя инфраструктура Украины не готова к ожидающим страну переменам. Если мы сейчас не начнем развивать национальное транспортное хозяйство, Украина может выпасть из основных европейских транспортных коридоров, потерять все преимущества, которые дает ей уникальное географическое положение. Если не либерализовать сферу образования, не привлечь в нее инвестиции из частного бизнеса, в стране просто не окажется квалифицированных кадров, необходимых для успешного развития экономики. Так же обстоит дело и с другими направлениями -- банковской сферой, связью, коммунальным хозяйством. По каждому направлению инфраструктурного развития «озимые» предлагают комплекс реалистичных мер. Эти меры не сводятся, как в большинстве других программ, к «государственной поддержке» (читай -- к обещанию бюджетных денег). В каждом конкретном случае обсуждается, как привлечь частные инвестиции, как мобилизовать самый главный фактор -- человеческую активность.

Государству следует отказаться от своей перегруженности обязательствами

По мнению Сергея Переслегина из исследовательской группы «Конструирование Будущего», в современном понимании инфраструктура -- это не только железные и автомобильные дороги, порты и аэродромы. И даже не только Интернет. Инфраструктура -- это система образования, это культура взаимопонимания, это, наконец, коммуникационные языки. Инфраструктурная революция потребует значительных средств, взять их неоткуда -- следовательно, государству следует отказаться от своей перегруженности обязательствами. Тем более что этих обязательств оно все равно не выполняет. Это подразумевает коллапс социальных программ, и не каждый политик решился бы прямо сказать об этом накануне выборов.

РЕКЛАМА

Тем не менее, «озимое поколение» считает государственную благотворительность, во-первых, пережитком советских времен, а во-вторых, -- глубоко безнравственным пережитком. С этим можно и должно согласиться: брать на себя ответственность (за положение стариков и детей, за свою судьбу, наконец) намного порядочнее, нежели взваливать ее на общество. Да и экономически -- намного эффективнее. Для право либерального «озимого поколения» характерна концепция индивидуальной ответственности и опоры на собственные силы. Это импонирует сильным, это пугает слабых.

Важной частью программы Команды озимого поколения, вытекающей из ее структурной логики, является, по мнению Сергея Переслегина, концепция новой регионализации Украины. Речь идет, прежде всего, о развитии регионов без оглядки на центр и без помощи центра, который все равно не сможет их содержать. Это приближает конец старых «топливных» областей, неконкурентоспособных и просто ненужных в современном проектном пространстве.

Принять этот сценарий непросто, поскольку «платить» придется уже «сегодня», а получать дивиденды в виде новых городов, новых профессий, новой жизни, единой с Европой, Россией, Польшей можно будет только «завтра». Однако региональная политика, которую предлагают более традиционно настроенные идеологи, альтернативна лишь в одном смысле -- дивидендов с нее не будет вообще. Правда, платить придется только «завтра», то есть, -- не нам, а нашим детям. Непонятно для избирателей? Не связано с их практическими сиюминутными интересами? Но в «мире существующем» есть вещи, которые придется понять, даже если понимать их трудно и больно. Потому что понять -- значит, выжить.

Марк Твен писал: «Если я вижу, что политические одежды моей Родины износились, и их надо сменить, мой долг громко и ясно сказать об этом. А долг остальных -- голосовать против, если они со мной не согласны». В этом -- суть демократии, но суть демократии еще и в том, что граждане, сделавшие свой выбор, лишаются права сказать потом: «нас не предупреждали».

Нас -- предупредили.

Новое поколение уже ответило на вопрос «что делать?», и приступило к ответу на другие: «как делать?» и «кому делать?»

Директор Ленинградского института проектирования городов Юрий Перелыгин по поводу инфраструктурного государства высказал мнение, что это государство, которое работает в идеологии оказания услуг своим гражданам. Борьба с бедностью, как задача срочная, удачно связана со ставкой на развитие среднего и малого бизнеса -- это, безусловно, зависимые задачи. Здесь нужно помнить (и не стесняться этого!) об опыте правительства большевиков -- когда оно решало задачи ликвидации безграмотности и беспризорщины. Обе задачи были блестяще решены неэкономическими способами. Видимо, в программе «озимых» целесообразно указать на те действия государства, которые помогут малому и среднему бизнесу в борьбе с бедностью.

Современна и стратегически оправдана ставка на молодое поколение -- то, которое усвоило традиции прошлого и закалилось, пережив время недавней смуты. Судя по программе, новое поколение уже ответило на традиционный вопрос «что делать?», и приступило к ответу на другие вопросы -- «как делать?» и «кому делать?»

На украинской политической сцене, как и на российской, не было политиков, способных самостоятельно и конструктивно строить образ будущего

Профессор Московского Архитектурного института, член Пространственной комиссии Приволжского Федерального округа Вячеслав Глазычев считает, что Украина имеет замечательный исторический шанс -- оказаться авангардом постсоциалистических преобразований. Однако шанс -- это не более чем возможность, и за последние годы вероятность прорыва последовательно уменьшалась. На украинской политической сцене, как и на российской, не было видно ни одной фигуры, ни одной группы, способной самостоятельно и конструктивно строить образ будущего. Вот почему программа «Команды озимого поколения» означает надежду.

Не более чем надежду на перелом, на решительный разрыв с социалистическим маразмом, но и не менее. За словами «Мы не хотим платить налоги этому «государству» -- потому что мы не хотим делиться заработанными тяжелым трудом деньгами с теми, кто не хочет работать», мог бы укрываться инфантильный анархизм. Но нет, в программе за этими словами просматривается стремление изменить то государство, которое так-сяк склепано из наличного материала, перестроить его в другое государство. И пусть пока еще в программе слово «проект» выражает более стремление к системной проектной работе, чем ее результат, важно то, что элементы такого проекта, что принципы его построения в программе намечены вполне внятным образом. Авторы программы находят опору в именах Драгоманова и Вернадского. Это не фигура речи, а ясное обозначение осознанной приверженности к универсальным, всемирным принципам правого либерализма.

Число задач развития безмерно, и потому так важно видеть, что определено как главное, ключевое. Ключом является понятие инфраструктурного управления экономикой -- управления путем развития энергетики, транспорта, связи, банковско-финансовой сферы, категорически не вмешиваясь в хозяйственную самостоятельность предприятий. Ключом является принципиальный переход от безнадежной, совершенно бесперспективной социальной защиты бедности к программе конструктивной борьбы с бедностью, парализующей постсоветские общества.

382

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров