ПОИСК
Политика

Во время первого тура спикериады народные депутаты согласились с тем, что «прерывать процесс очень неприятно и вредно для здоровья»

0:00 17 мая 2002
Виктория АНДРЕЕВА специально для «ФАКТОВ»
Поэтому и покинули сессионный зал после одиннадцати вечера, но Председателя Верховной Рады так и не избрали

Памятуя события спикериады-98, когда глава парламента был избран на 54-й день после начала действа, депутаты нового созыва к срокам отнеслись очень ревностно. В среду, на второй день пленарных заседаний первой сессии, для обсуждения и голосования было предложено четыре так называемых «пакета» (это когда за набор кандидатур на пост спикера и двух его заместителей голосуют одновременно). Постановили: никаких долгих выступлений соискателей, лишь десятиминутный тур ответов на вопросы. После прений было решено продолжить заседание до победного конца. Но «кавалерийский наскок», увы, не удался, никто не набрал необходимого количества голосов.

В каждом пакете -- по коммунисту Адаму Мартынюку

Пакетная форма избрания руководства Верховной Рады -- это именно то, за что безуспешно боролись, скажем так, конструктивно и прогрессивно настроенные депутаты во время приснопамятной спикериады прошлого созыва. В самом деле, если «связка» трех престижных должностей, согласованная заранее, голосуется одновременно (значит, не будет подозрений, мол, мы за «вашего» проголосуем, а вы нас потом обманете), то это уже определенная заявка на коалиционность и, как говорят на политическом жаргоне, «проходимость».

Итак, заседание от 15 мая явило миру следующие пакеты. Предложение фракции коммунистов: спикер -- Адам Мартынюк, первый заместитель -- Виктор Мусияка (из фракции «Наша Украина»), заместитель -- Петр Толочко (фракция блока Тимошенко). Фракция «Единая Украина» назвала кандидатуры Владимира Литвина, Адама Мартынюка, Виктора Мусияки, соответственно. Блок «Наша Украина» -- Ивана Плюща (пока внефракционного), Адама Мартынюка, Александра Турчинова (из блока Юлии Тимошенко). От СДПУ(о) шли: Владимир Литвин, Адам Мартынюк, Александр Зинченко (в этом пакете фракция предложила собственного представителя не на председателя, а на зама). Фракция социалистов и блок Тимошенко своих пакетов не вносили.

Депутаты 231 голосом (против 202-х за открытое голосование «кнопками») приняли решение провести тайное голосование, то есть бюллетенями, через кабинки, спешно установленные в холле. Вопрос формы голосования дебатировался достаточно остро. Исходя из двух основополагающих аспектов. Первый, тайное голосование, дает широкую возможность, образно говоря, продать голоса фракции, группы депутатов, да что там -- каждого в отдельности, и при этом сохранить, как говорится, лицо -- это не я, мол, за «врага» не голосовал. Второй, открытое поименное голосование, дает не менее широкую возможность ввести в действие пресловутый админресурс, попытаться «выкрутить руки» и потом свести счеты. Наиболее последовательно тайную форму отстаивали коммунисты, а за открытую ратовали депутаты из «Единой Украины».

РЕКЛАМА

Претенденты на председательство в Верховной Раде ответили на вопросы коллег. Адам Мартынюк (в прошлом созыве, до так называемой «бархатной революции», он был вице-спикером) прошел «чистилище» сравнительно мягко. «Всенародный» Иван Степанович, рассуждая о парламентаризме с высоты действительно уникального опыта, был, как всегда, афористичен: «Тут сказали про вытирание ног об парламент — думаю, это не лучший образ, я грязных пятен на своих брюках или пиджаке не видел, хотя, не спорю, проблемы есть». С Владимиром Литвином зал повел себя достаточно жестко. И он, наименее опытный в делах публичной политики из всех трех соискателей, заметно нервничал, а в полемике оперировал чем-то вроде невнятных угроз: «Хочу напомнить: архивы не горят, особенно партийные».

За стенами накрапывал майский ночной дождик, а в зале прозвучало: «Осень наступила»

Голосование по трем пакетам (четвертый, предложенный фракцией «Единая Украина», развалился, так как Виктор Мусияка снял свою кандидатуру) -- дело долгое, предполагающее немалые перерывы для подготовки бюллетеней и подсчета голосов. Депутаты выходили покурить, подышать майской свежестью парка у Мариинского дворца. Несмотря на неурочный час, трудились усталые работницы буфета. Судя по наблюдениям, наибольшим спросом в нем пользовалась не пища, а питие (пусть никто не подумает дурного: депутаты пили соки и минералку, впрочем, некоторые позволили себе «отужинать» пивом). С балкона было видно, как в проходе зала неподражаемый анекдотчик Владимир Филенко рассказывал группке коллег что-то смешное, но, наверное, совершенно пристойное, ибо рядом стояла женщина, Юлия Тимошенко. Журналисты рассуждали, какую из «крылатых» фраз считать сегодняшним хитом. Номинировался аргумент Владимира Черняка в пользу продолжения заседания до победного конца: «Прерывать процесс очень неудобно и вредно для здоровья», слова Александра Бандурки о возросшей до 176 народных депутатов фракции «Единая Украина»: «Цыплят осенью считают. Так вот, осень наступила», реплика Владимира Литвина: «Это уровень, что человек не может опуститься ниже плинтуса», объяснение Адама Мартынюка, дающего слово после завершения дебатов: «Наполягала жiнка. Я дам. У нас жiнок i так мало».

РЕКЛАМА

Впрочем, все ожидали результатов дела вполне серьезного. А результат таков. За пакет, возглавляемый Адамом Мартынюком, было отдано 172 голоса. За руководство во главе с Иваном Плющем -- 140. (После этого голосования счетная комиссия огласила неприятный факт: в урне оказалось 18 листов бумаги, по цвету и форме идентичных бюллетеням. Неужели кто-то из руководителей фракций повторяет старую недобрую практику -- изымать бюллетени у подчиненных в качестве доказательства их лояльности?) За список во главе с Владимиром Литвином отдали свои голоса 209 народных депутатов. А нужно, как известно, минимум 226.

Что ж, межфракционные договоренности, видимо, не сработали. Не удалось, перефразируя известную сказку, в рекордный срок «для батюшки царя родить богатыря». Речь, конечно, идет о первой попытке избрания первых лиц Верховной Рады, и обвинять парламент в затягивании времени было бы несправедливо, ведь парламентарии решительно остались на ночь, значит, не считали это раскачкой, надеялись на результат. Да и политические фигуры, соревновавшиеся за кресло, вряд ли можно назвать пробными. Кто же в таком случае остался «в засаде»? Возможно, об этом мы узнаем уже ко времени выхода номера газеты.

РЕКЛАМА

186

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров