Писатель-сатирик олег чорногуз: «ничего вкуснее растертой с сахаром и залитой молоком земляники я нигде не пробовал! А повидал свету немало »
«Если всякая мало-мальски уважающая себя птица может свить гнездо, то почему я не могу этого сделать?» -- рассуждал в середине 80-х годов известный украинский писатель-сатирик Олег Черногуз, обдумывая проект своей будущей дачи. И взвилась ввысь в писательском поселке в Конче-Озерной под Киевом, где еще совсем недавно прогуливался Олесь Гончар, а еще раньше -- Андрей Малышко, симпатичная, в стиле средневековья, башенка, а над крышей закрутился флюгер с изображением исконно украинской птицы -- чорногуза.
«Здоровенную «волчью» яму на своем участке я приспособил под гараж»
-- Помню, давным-давно привели меня, совсем молодого писателя, к классику Андрею Малышко во двор, -- вспоминает Олег Федорович. -- Разговаривали мы с Андреем Самойловичем, и я поверить не мог, что все происходит наяву. Тогда промелькнула мысль: наверное, никогда в жизни не буду иметь дачу в этом месте.
-- Но чудеса все же случаются, не так ли?
-- Все сложилось на удивление просто. Первая моя дача была даже в более красивом месте, нежели Конча-Озерная -- в селе Стайках на берегу Днепра. Там, в простой рыбацкой хате, я писал свои романы. Мне нравилось по ночам смотреть на Днепр, по которому ходили ярко освещенные большущие речные лайнеры. И вот однажды по большому секрету я узнал, что неподалеку от моей дачи будет строиться тюрьма, а совсем рядом собираются расположить склад горюче-смазочных материалов. Как представил я себе, во что превратится вода Одним словом, продал ту дачу. А тут вскоре Чернобыль бахнул.
Будучи тогда в должности директора издательства «Український письменник», приехал я как-то в Кончу-Озерную к своему сотруднику Владимиру Пьянову, с которым давно дружил. Посмотрел на замыкающий писательскую улицу участок и спросил Владимира Яковлевича: «А чья это земля?» -- «Если хотите, может быть ваша. Только заявление напишите». Так у меня появилось четырнадцать соток земли. Надо сказать, рельеф местности был «замечательный» -- со здоровенной волчьей ямой посередине. Я потом приспособил ее для гаража. О почве уже не говорю -- раньше здесь был пляж
-- И вы отважились приручить дикую природу?
-- Да, это романтично -- жить среди вековых сосен. Но когда ты решил посадить сад, встает серьезная дилемма: либо лес, либо плодовые деревья. Нам пришлось срезать четыре высоченных сосны. Мне знающие садоводы говорили, что корень у этого дерева -- своеобразный насос, он может выбрать из почвы все питательные вещества, ничего не оставив культурным растениям. И все же несколько сосен я оставил для экзотики. Но если бы наши деревья посадить в более благодатный грунт, думаю, что урожаи получали бы просто баснословные, а так -- средненькие.
«Хорошо знаю цену каждому выращенному огурчику или помидорчику»
-- И вы ударились в цветоводство. Кажется, на вашем участке только голубых роз нет!
-- К цветам у меня особое отношение -- это от мамы. В нашем селе на Виннитчине цветов было целое море. Никогда не забуду последние мамины слова: «Сынок, полей цветы » А голубые розы сегодня не фантастика, как казалось когда-то. Ученые научились их выводить, удобряя специальным веществом землю вокруг куста белой розы.
-- Зато у вас растут черные тюльпаны
-- Их было бы намного больше, если бы не кроты. Но меня уже научили, как найти управу на этих зверушек. Оказывается, крот боится различных скрипящих звуков. И один из способов борьбы с ним -- ветрячок, который при дуновении ветра издает характерный звук. Я, как ребенок, радуюсь тому, что не приходится прибегать к «услугам» лопаты. А этот инструмент использую в мирных целях.
Знаете, у писателей профессиональное выражение существует: «переключиться на лопату». Это очень важно для физического самочувствия, ибо, войдя в художественный мир своих образов, можно забыть о времени, о сне, а лопата в таком случае возвращает в реальность.
-- Да, сегодня она нужна на ваших грядках. Овощи собираетесь посадить?
-- Это инициатива жены. Пытался уговорить ее не делать этого, а она свое: «Не представляю, как жить без своего огородика». Я ведь хорошо знаю цену каждому выращенному огурчику или помидорчику: столько раз за лето приходится ему кланяться. Потому, кстати, и на рынке не торгуюсь.
А с годами решил переключиться на английские газоны. Конечно, мои газоны далеки от идеальных, но я стараюсь все делать, чтобы в любое время года они выглядели ухоженными. Первым делом нужно правильно высеять траву. Бросаю ее в увлажненную почву, а затем обязательно прижимаю семена катком. Особенно газону радуются мои внучки: можно бегать босиком, сколько хочешь. А когда на участке разбит огород и растут овощи, дети обделены свободой.
-- Олег Федорович, скоро у вас в саду поспеет клубника
-- Что-что, а клубника -- это символ детства. Меня она радует великолепным урожаем: ягоды сочные, крупные -- больше трех в стакане не помещается! А еще с удовольствием хожу с внучкой в лес собирать землянику. Из нее можно приготовить самое вкусное лакомство в мире: ягоду растирают с сахаром, а затем заливают молоком. В детстве этот деликатес мне готовила мама. Ничего вкуснее ни в одной из стран не пробовал -- а повидал свету немало!
1174Читайте нас в Facebook