Ссср и сша договорились никогда не раскрывать тайну гибели подводных лодок «скорпион» и к-129?
О трагедии «Курска» писали многие газеты мира, включая и «ФАКТЫ». А вот о гибели американской атомной подводной лодки «Скорпион» вспоминают очень редко. Субмарина затонула на глубине 3600 метров, похоронив в своем стальном чреве 99 членов экипажа. До сих пор неизвестно, что же на самом деле случилось со «Скорпионом», однако исследования последних лет позволяют утверждать, что к его исчезновению имели непосредственное отношение КГБ и ЦРУ. Лишь недавно выяснилось, что советская спецслужба, завербовав офицера связи ВМС США, в течение 18(!) лет подслушивала американский подводный флот. Это удовольствие обошлось ей в несколько миллионов долларов.
Подлодка пыталась уклониться от собственной торпеды?
Атомная подводная лодка «Скорпион» была создана для борьбы с ракетными атомоходами и в ее штате были лингвисты, занимавшиеся прослушиванием радиопередач советского подводного и надводного флота. Весной 1968 года субмарина в течение трех месяцев дежурила в Средиземном море в составе американского 6-го флота и должна была возвратиться на базу, однако получила приказ следовать к Азорским островам. Через пять суток капитан «Скорпиона» вышел на связь и доложил, что задание выполнено и 27 мая лодка прибудет на базу.
В тот день родственники вышли встречать моряков. Шел дождь и дул сильный ветер. Взволнованные женщины с надеждой вглядывались в мутную даль. Томительно текли часы, но лодка не появлялась. Когда встревоженные люди спрашивали дежурного офицера, что случилось, он недоуменно пожимал плечами. Ближе к вечеру встречающие разошлись по домам и узнали из передачи местного телевидения об исчезновении «Скорпиона».
Через девять дней командование базы призналось, что, скорее всего, экипаж подлодки погиб. А еще пять месяцев спустя стало известно, что затонувший «Скорпион» обнаружен, однако поднять его невозможно. И только через 25(!) лет, когда были обнародованы секретные материалы следственной комиссии, выяснявшей причины гибели подлодки, плотный туман таинственности вокруг «Скорпиона» стал постепенно рассеиваться.
«Скорпион» выполнял «задание высшей классификации», когда одна из торпед, находящихся на его борту, самопроизвольно запустилась и взорвалась рядом с корпусом. Не все эксперты соглашались с выводом следственной комиссии. Некоторые утверждали, что взрыв произошел внутри подлодки. Брешь в корпусе могли проделать неисправная торпеда или взорвавшаяся аккумуляторная батарея. Правда, среди американских подводников многие годы ходили слухи, будто «Скорпион» потопила советская подлодка, однако никаких доказательств этому не было. Кстати, автор знаменитого романа «Охота за «Красным Октябрем» Том Клэнси утверждает, что затонувшая субмарина лежит на океанском дне носом на восток, хотя шла на запад. По мнению романиста, это свидетельствует о том, что лодка пыталась уклониться от собственной торпеды.
Наиболее успешная операция в истории советской разведки
Если бы в американской газете «Сиэтл Пост-Интеллидженсер» не появилась скандальная статья военного корреспондента Эда Оффли, сегодня о «Скорпионе» вспоминали бы лишь вдовы и родственники погибших моряков. Сославшись на свидетельства целого ряда высокопоставленных американских и советских офицеров, журналист пришел к выводу, что США и СССР тайно договорились никогда не разглашать факты, касающиеся гибели «Скорпиона» и советской атомной подлодки К-129, которая при невыясненных обстоятельствах затонула в районе Гавайских островов в марте 1968 года. По одной из версий, К-129 столкнулась с американской подлодкой «Суордфиш» (подробнее об этой трагедии «ФАКТЫ» писали 6 марта сего года). Соглашение было достигнуто по инициативе высшего военно-морского командования США и Советского Союза с целью сохранить потеплевшие отношения супердержав.
Спустя три десятка лет после гибели субмарины американские военные уже не скрывают, что «Скорпион» должен был отслеживать ход учений соединения советских кораблей, маневрирующих юго-западнее Канарских островов. В этих учениях участвовала подлодка 675-го проекта, разработанная для нападения на американские авианосцы и вооруженная противолодочными торпедами. Один из бывших пентагоновских адмиралов не так давно заявил: «ЦРУ, проанализировав данные радиообмена советских кораблей, пришло к выводу, что Советы имели возможность выследить «Скорпион» и атаковать его».
На такой вывод наталкивают два самых громких шпионских скандала в истории ВМС США, связанных с вербовкой военнослужащего Джона Уолкера и с захватом американского разведывательного корабля «Пуэбло». По словам Эда Оффли, в результате блестящей операции советской разведке удалось взломать систему морской кодовой связи США. Эта победа долго оставалась секретом, и американские эксперты разведки не обсуждали ее в течение двух десятков лет. Адмирал Уильям Стьюдмэн, руководивший в 1986 году военно-морской разведкой ВМС США, считал операцию КГБ с Уолкером настолько успешной, что в случае возникновения потенциального конфликта между двумя супердержавами, советская сторона имела бы сильное преимущество в одержании победы. А офицер КГБ Виталий Юрченко, сбежавший в США в 1985 году, заявил, что работа с Уолкером была наиболее блестящим достижением в истории советской разведки.
Унтер-офицер Уолкер служил на подводных лодках и был специалистом по связи. В марте 1967 года он получил назначение в штаб атлантического соединения подводных сил в Норфолке, где расположен центр высокозащищенной связи, обрабатывающий радиосообщения патрулирующих субмарин. Кстати, этот центр обеспечивал связь и со «Скорпионом». Уолкер вышел на советское посольство в Вашингтоне и предложил купить секретный шифр-блокнот, использовавшийся в шифровальных машинах. Забегая вперед, следует сказать, что за 18 лет своей деятельности в качестве советского разведчика Уолкер со своим братом, сыном и другом продал СССР огромное количество совершенно секретных документов и получил за это несколько миллионов долларов.
Даже самая маленькая страна может посрамить зарвавшуюся супердержаву
Чтобы полностью «взломать» американскую морскую секретную связь, КГБ нужно было еще раздобыть несколько шифровальных машин. С этой задачей советская разведка справилась тоже блестяще. 23 января 1968 года северокорейские военные задержали в Японском море корабль-шпион ВМС США «Пуэбло». Вместе с судном и командой из 82 человек в руки корейцев, а значит, и советской спецслужбы, попали почти два десятка секретных шифровальных машин для кодирования радиосообщений. Замаскированный под океанографическое судно, «Пуэбло» был до отказа начинен самой современной разведывательной аппаратурой и работал по планам ЦРУ. Он выявлял в прибрежных водах советского Дальнего Востока, Северной Кореи и Китая радиорелейные станции, чтобы в случае вооруженного конфликта их можно было уничтожить.
Власти Северной Кореи заявили, что задержали «Пуэбло» в прибрежной зоне, и в перестрелке один член экипажа американского судна был убит, а трое ранены. Капитан подлодки Бучер, дескать, признал свою вину в нарушении территориальных вод и ведении незаконной деятельности. О захвате «Пуэбло» президенту США Линдону Джонсону доложили ночью, когда он спал. По своей привычке, Джонсон ответил: «Спасибо», и снова лег спать. Наутро Вашингтон выступил с официальным заявлением, расценивая захват судна как акт откровенного пиратства, и потребовал его немедленного освобождения.
Назревал грандиозный международный скандал, который вполне мог привести к ракетно-ядерному конфликту, поскольку между СССР и Северной Кореей еще в 1961 году был подписан дружественный договор. Американцы объявили немедленную мобилизацию военно-воздушных и военно-морских сил общей численностью почти 15 тысяч человек и направили к берегам Кореи эскадру, в состав которой входил атомный авианосец «Энтерпрайз». С японского острова Окинава в Корею перебазировали несколько десятков истребителей США, американские и южнокорейские войска были приведены в состояние боевой готовности. Северокорейские власти в ответ заявили, что готовы отразить агрессию, а «если США предпримут вооруженную акцию, американские моряки будут расстреляны».
Начались сложные многомесячные переговоры, в которых участвовали высшие должностные лица СССР, США и Северной Кореи. В конце концов Америка отвела войска и направила в Пхеньян извинительные грамоты. Экипаж «Пуэбло», включая убитого матроса, был передан американским военным, а сам корабль в качестве трофея остался у корейцев. В 2000 году он был выставлен на всеобщее обозрение в самом людном месте северокорейской столицы. По мнению Трудовой партии Кореи, памятник является наглядной демонстрацией того, что даже маленькая страна может посрамить зарвавшуюся супердержаву.
Капитана Бучера не отдали под суд военного трибунала, хотя он стал единственным американским морским офицером, впервые за 160 лет сдавшим неприятелю свой корабль! Оправдываясь, Бучер заявил, что его рапорт о необходимости оснащения корабля специальным оборудованием для оперативного уничтожения секретных материалов, был отклонен. «Я никогда не пытался выставить себя героем, -- написал он в 1989 году. -- Но история с «Пуэбло» на самом деле очень проста: военный корабль отправился на задание, а когда дело приняло крутой оборот, командование бросило команду и капитана на произвол судьбы».
Работавший на КГБ Уолкер сидит в самой знаменитой американской тюрьме
«Скорпион» затонул через четыре месяца после захвата «Пуэбло». Полученные от Уолкера таблицы и изъятые с борта корабля-шпиона шифровальные машины позволили внешней разведке КГБ в течение многих лет прослушивать секретные сообщения ВМС США. После потери «Пуэбло» Пентагон не предпринял никаких мер для повышения безопасности кодированной связи, посчитав, что противнику не достались шифрблокноты! А поскольку советский ВМФ хорошо знал, чем занимаются американские подлодки и где они находятся, то не исключено, что именно это обстоятельство сыграло роковую роль в судьбе «Скорпиона» и К-129.
В 1986 году Уолкер признал себя виновным в шпионаже и отбывает пожизненный срок в знаменитой американской тюрьме Мэрион, откуда невозможно убежать. Тюрьма окружена 15 рядами колючей проволоки и сторожевыми вышками. Специальная противовертолетная решетка защищает ее от возможной атаки с воздуха. Содержание, кормление и охрана одного заключенного в Мэрион обходятся государству в 40 тысяч долларов в год! Уолкер сидит в подземном «блоке К» в большой камере, с душем и цветным телевизором.
2569Читайте нас в Facebook