Не придя на игру своего любимого «шахтера» с бельгийским «брюгге» 28 сентября 1995 года, алик грек продлил себе жизнь на пару недель
С 21 по 24 мая в Луганске прошел первый этап судебного слушания уголовного дела, которое, по всей видимости, обещает быть самым громким процессом за все годы независимости Украины. В Апелляционном суде Луганской области на скамье подсудимых оказались восемь последних оставшихся в живых (после многолетних разборок) участников сводной луганско-донецкой банды. На ее счету в общей сложности порядка 25 убийств, 17 покушений и около двух сотен других преступлений, начиная с незаконного пересечения границы и заканчивая разбоями и грабежами.
По словам представителя обвинения от Генпрокуратуры Владимира Гузыри, в дело, которое рассматривает суд, были объединены несколько десятков уголовных дел, первые из которых были возбуждены еще в 1994 году по фактам покушения, а затем и убийства на стадионе «Шахтер» Ахати Брагина (более известного как Алик Грек) и покушения на одного из известных донецких предпринимателей. Именно с этих эпизодов продолжит рассмотрение дела суд, заседание которого возобновится 11 июня. Только по данным фактам планируется заслушать порядка трех десятков свидетелей и потерпевших.
В момент первого из покушений Алика Грека спасли от смерти голуби
Из восьми проходящих по данному делу обвиняемых лишь один, согласно материалам предварительного следствия, причастен к этим двум эпизодам -- это гражданин России Вадим Болотских по кличке Москвич. По одной из версий, Болотских пришел в украинскую Генпрокуратуру с повинной, по другой, которой в свое время придерживались некоторые московские издания, он был задержан российской милицией на одной из улиц Москвы, тайно вывезен в Украину и передан нашим правоохранителям. (»ФАКТЫ» уже писали об этом в свое время. ) Жена Болотских Мария даже подала заявление о розыске, а Генпрокуратура России возбудила уголовное дело по факту похищения гражданина своей страны. Однако на следствии Болотских настаивал на том, что сам пришел в правоохранительные органы Украины и написал явку с повинной.
-- Только после убийства депутата Щербаня я понял, что состою в организованной преступной банде, и решил отойти от нее, -- заявил Москвич следователю (здесь и далее цитируются материалы предварительного следствия, предоставленные журналисту «ФАКТОВ» прокуратурой). -- А впоследствии, после долгих раздумий, решил сдаться сам.
Именно после его явки с повинной весной 2000 года и аналогичной явки еще одного члена банды -- Сергея Кулева, который в конце 90-х возглавил луганскую преступную группировку, следствие получило новый виток. Благодаря их рассказам подтвердились многие версии правоохранительных органов и стали известны новые факты по преступлениям, совершенным бандой с начала 90-х годов.
В конце 1993 -- начале 1994 года двое жителей Донецка -- бывший «наперсточник» Евгений Кушнир (в 1997 году умер в следственном изоляторе, по официальной версии, от сердечного приступа) и мелкий предприниматель Анатолий Рябин (убит в 1996 году) организовали группировку, состоящую примерно из 16 человек. Основным «амплуа» банды были грабежи и убийства, в том числе и по заказу. Вскоре в руководство группировки вошел некий Магамед Алиев по кличке Мага, который отвечал, так сказать, за «полезные связи» с зарубежьем: банда, например, благодаря этому получала оружие из Чечни и Югославии. На квартирах, снимаемых «подопечными» Кушира и Рябина, оперативники в свое время обнаружили большое количество автоматов Калашникова всех модификаций и калибров, различные пистолет-пулеметы, пистолеты, гранатометы, гранаты, взрывчатку и т. д. По словам экспертов, этим «арсеналом» можно было вооружить целый полк.
Однако вскоре банде стало тесно в рамках подконтрольной территории и своей сферы деятельности. Однако поводом для начала войны с конкурентами стало убийство одного из преступных авторитетов Донецка по кличке Чирик, водившего дружбу с Кушниром. В отместку был расстрелян другой преступный авторитет по кличке Барабан, который дружил с гендиректором фирмы «Люкс» Ахатей Брагиным (Аликом Греком). Именно его, Грека, Рябин и Кушнир обвиняли в причастности к убийству Чирика. А на самом деле «кушнировцам» не по вкусу был авторитет и влияние в регионе Ахати Брагина контролировавшего самые прибыльные сферы экономики. Как пояснил Болотских на следствии, конфликт у Рябина и Брагина, судя по рассказам Кушнира, начался еще примерно в 1990 году. А возник он из-за нежелания Алика Грека сотрудничать с Рябиным, который на тот момент был вполне легальным предпринимателем, но уже тогда проявлял свои криминальные наклонности. А потом Рябину пришлось и вовсе уйти в подполье, как он сам объяснял, «из-за войны с Греком».
-- Кушнир и Рябин сказали, что люди Грека убили их друга -- вора в законе Чирика, -- рассказывал на следствии В. Болотских. -- Мало того, они, мол, отняли у вдовы Чирика деньги и взяли в свои руки его дело, нарушив тем самым воровские законы. За это, мол, и следует убить Грека. Кушнир планировал выманить Брагина на похороны Барабана и там с ним рассчитаться. Но по каким-то причинам эта затея не удалась. Тогда, узнав о пристрастии Алика Грека к голубям и о том, что тот регулярно наведывается к своей голубятне в село Писки Ясиноватского района, Кушнир решает именно там убрать Брагина. 19 марта 1994 года, подъехав вплотную к машине Грека, люди Кушнира начали расстреливать его из пистолетов с глушителями. Но и тут им «не повезло»: Брагин остался жив. Его спасли любимые голуби: Алик успел укрыться от пуль в голубятне и там переждал, пока нападающие не скрылись. В тот день погибли двое охранников Грека, а трое его «соратников» были ранены.
Пять гранатометов (!), из которых намечалось расстрелять Грека, управлялись устройством, изготовленным из детской игрушки
На следствии многие свидетели (по просьбе прокуратуры, имена свидетелей тут и в дальнейшем не называются) утверждали, что до покушения в Писках Ахатя Брагин ничего не опасался и не думал даже, что кто-то хочет его убить. После этого Брагин стал очень осторожен, съехал с квартиры вместе с семьей и поселился в своей гостинице «Люкс», окружив себя большим количеством охранников. А по городу стал перемещаться только на бронированном «Мерседесе». Поэтому для следующей попытки было решено использовать более мощное оружие, нежели автоматы. 8 мая 1994 года в Донецке произошла вторая попытка убийства Ахати Брагина -- уже с использованием гранатометов. Но сотрудники милиции успели вовремя обнаружить на одной из улиц Донецка (по которой и должен был проехать Грек) грузовой автомобиль ГАЗ-51 с пятью заряженными гранатометами в кузове. Привести грозное оружие в действие должно было самодельное радиоуправляемое устройство, переделанное из детской игрушки.
Параллельно велась охота и на соратника Брагина по бизнесу -- одного из руководителей фирмы «Люкс». Группировка Кушнира заложила шахтную взрывчатку в легковой автомобиль на улице, по которой должен был проехать бизнесмен. Когда его машина поравнялась с «заминированным» автомобилем, прогремел взрыв. Однако и это покушение не удалось: предполагаемая жертва не пострадала, был лишь поврежден огнем джип предпринимателя.
-- Рябин рассказывал мне, что, когда произошел взрыв, все охранники бизнесмена разбежались, и лишь один из них залег возле колеса джипа и отстреливался из помпового ружья до последнего патрона, — показывал на следствии В. Болотских.
До Грека было решено убрать двоих Самсонов
Помимо Алика Грека, Кушниру, который к тому времени уже единолично главенствовал в банде, мешал и преступный авторитет по кличке Самсон (Богданов).
-- Рябин считал, -- объяснил следователям Болотских, -- что устранение Самсона усилит влияние их банды в Донецком регионе и, как следствие, приведет к улучшению материального положения членов группировки.
Вадим Болотских понадобился Кушниру для разработки планов по устранению конкурентов. Именно Москвич вместе с Кушниром и Рябиным придумал, как надежнее ликвидировать старшего из братьев Богдановых (Самсона). Однако сам в операции не участвовал: накануне убийства он улетел в Москву. А план был прост и дерзок, он строился на том, что Самсон обычно в одно и то же время обедает в кафе «Театральное» на улице Артема.
12 апреля 1995 года Кушнир, получив информацию, что Самсон направляется на обед, дал команду к началу операции. Для этой акции был заранее украден легковой автомобиль ВАЗ-2109, а его номера заменены на фиктивные. На этой машине двое членов банды (которых уже нет в живых) подъехали к кафе и, увидев Самсона на пороге, расстреляли его в упор из пистолетов с глушителями. При этом были убиты и двое сопровождающих Самсона. Отъехав от места преступления на пару километров, «стрелки» пересели в поджидавшую их машину, а угнанные «Жигули» сожгли вместе с оружием. Кстати, это было первое из удавшихся банде покушений на конкурентов. Но далеко не последнее.
-- Приехав ко мне в Москву, Мага предложил поехать еще раз на Украину и помочь разобраться с «врагами», -- рассказывал на следствии Болотских. -- Он сказал, что убийство Самсона желаемого результата не принесло: дело в свои руки взял его младший брат, которого тоже надо устранить. Мага похвалился, что схема, разработанная с моим участием, оправдала себя. Как и предполагалось, сопротивления никто не оказывал, обошлось и без милицейской погони
Убрать Самсона-младшего решили, когда тот утром выйдет из своего подъезда. Для этого под домом в течение нескольких дней неотлучно дежурил кто-то из банды и сообщал по рации о всех передвижениях Богданова. Убийство было назначено на 10 августа 1995 года. Действовали по уже отработанной схеме: Кушнир узнал, что намеченной жертве на определенное время заказано такси, и приказал действовать. Дав таксомотору отъехать на несколько десятков метров, бандиты выехали наперерез и начали из автоматов «поливать» огнем сидевшего на переднем сидении Богданова-младшего. Тот скончался на месте.
Однако устранение очередного конкурента лишь обозлило «противников» банды Кушнира. Поэтому было решено временно залечь на дно. На такой случай «кушнировцы» заранее «арендовали» достаточное количество квартир в Донецке, Луганске и Киеве -- там и выжидали момент для нанесения нового удара по «врагам».
А самым главным «врагом» для банды оставался Алик Грек, который, как и предполагали Кушниров с Рябиным, не мог простить им покушения на себя и убийства своих людей.
Главари банды больше всего переживали, что у бомбы «сядут батарейки»
До начала новых боевых действий Кушнир решил провести так называемую информационную артподготовку. Он всячески «давил на психику» деловых партнеров Брагина: мол, с Греком небезопасно иметь дело, видите, его людей убирают одного за другим. Попутно распускались упорные слухи о наличии в Донецком регионе группировки, способной решать любые вопросы, включая и физическое устранение неугодных. Разумеется, под этой всесильной группировкой подразумевались «кушнировцы».
Во второй половине 1995 года Кушнир и Рябин решили, что время для убийства Грека настало. Зная, что Брагин, будучи президентом и ярым болельщиком футбольного клуба «Шахтер», не пропускает ни одного матча любимой команды, Кушнир предложил организовать убийство непосредственно на стадионе. Решили заложить бомбу на входе в гостевую трибуну. Для этого им и понадобился Москвич.
Позже по просьбе правоохранительных органов Украины российские коллеги провели обыск на московской квартире Болотских. У него нашли несколько тетрадей, в которых он прилежно вел записи по взрывному делу, подробно фиксируя все, что могло бы пригодиться в его «бизнесе», -- от классификации взрывчаток до видов взрывных устройств и технологии их использования. Причем особое место в этих записях отводилось технике безопасности при взрывных работах.
-- Летом 1995 года от Кушнира мне поступило предложение убрать жителя Донецка по кличке Алик Грек, -- давал показания на следствии Болотских. -- Было известно, что он перемещается по городу в бронированном автомобиле «Мерседес» в сопровождении большой охраны. Так что использовать уже отработанные схемы было нельзя. Поэтому и решено было взорвать его на стадионе. Зная, что перед приездом Брагина его охрана тщательно проверяет трибуну, придумали хитрую маскировку для заранее заложенной бомбы.
На сей раз в разработке плана операции, намеченной на конец сентября, участвовали не только Кушнир, Рябин и Болотских, но и другие члены банды. Для воплощения плана в жизнь приобрели пластиковую взрывчатку повышенной мощности специального назначения -- со взрывателем и дистанционным управлением промышленного производства с четырьмя дополнительными взрывателями и пультом в виде брелка.
В середине сентября 1995 года члены группировки А. Акулов и И. Филипенко (обоих уже нет в живых) за несколько ночей продолбили нишу в бетоном основании на входе в гостевую ложу, прямо под деревянной ступенькой, и заложили около 5 килограммов пластиковой взрывчатки, установив дистанционный взрыватель в режим ожидания. Поначалу планировалось заложить бомбу прямо в гостевой ложе, но она запиралась на замок, а срывать запоры было рискованно -- зачем привлекать ненужное внимание?
Углубление под бомбу, имевшее размеры примерно 40х30х20 сантиметров, «минеры» умудрились зацементировать так, что ничего не было заметно. К тому же место закладки накрыли деревянной ступенькой.
-- Минирование происходило за две-три недели до взрыва, -- рассказывал следователям Болотских. -- Само взрывное устройство представляло собой фанерную коробку размером 20х10х20 сантиметров. Из коробки была выведена антенна, которая в виде куска провода выглядывала на поверхность. Планировалось, что Брагин будет убит на матче «Шахтера» с какой-то иностранной командой (с бельгийским «Брюгге». -- Ред. ). Но по какой-то причине Грек не приехал. Рябин и Кушнир уже начали волноваться, опасаясь, что сядут аккумуляторы взрывного устройства и оно не сработает.
Действительно, как потом разъяснили следствию эксперты--взрывотехники, аккумуляторы вполне могли разрядиться. Особенно если учесть, что и во время, и после закладки бомбы в Донецке шли дожди, стояла сырая погода (это подтвердил следствию и гидрометцентр). Это означало, что столь тщательно подготовленная операция могла сорваться из-за каких-то батареек.
Поэтому решили, не откладывая в долгий ящик, повторить попытку на первой же ближайшей игре любимцев Ахати Брагина. Таковой оказалась встреча «Шахтера» с симферопольской «Таврией» 15 октября 1995 года.
На стадионе «Шахтер» бандитов «прикрывал» майор угрозыска
По словам Болотских, в этой операции на стадионе участвовало около 10 членов банды. Остальные «кушнировцы» рассредоточились по пути следования Брагина и по рации сообщали о его передвижении. Для прикрытия от правоохранителей был привлечен некий майор уголовного розыска одного из райотделов милиции Донецка (после всех событий он пропал без вести).
Роль главного исполнителя была отведена И. Филипенко, который, надев форму капитана милиции, находился в непосредственной близости от трибуны, дабы привести бомбу в действие с помощью «дистанционки». Его кандидатура была выбрана не случайно: И. Филипенко, несколько лет проработавший взрывником на шахтах Донецкой области, крепко знал свое дело. Мнимого капитана на стадионе прикрывал настоящий майор угрозыска.
-- Перед началом матча ложа для высокопоставленных гостей была оцеплена охранниками Брагина, -- показывал Болотских. -- Прогуливавшийся по стадиону И. Филипенко, узнав о приближении машины Брагина, подошел к ложе на расстояние примерно 25--30 метров
Взрывник нажал кнопку около 17 часов, когда Брагин с сопровождающими вошел в ложу. В результате вместе с Аликом Греком были убиты пять человек, а трое -- тяжело ранены. Как и предполагали бандиты, в возникшей на стадионе панике всем участникам теракта удалось спокойно уйти и «рассредоточиться» по уже ожидавшим их в условленных местах машинам.
-- В тот же день все они покинули город, переехав -- кто в Киев, кто в Луганск -- на заранее снятые квартиры, — рассказывал Болотских. -- Я вернулся в Москву, а Кушнир уехал в Израиль. Он планировал, во-первых, там отсидеться, а во-вторых, стребовать должок с одного из своих знакомых.
По просьбе украинских правоохранительных органов израильские коллеги нашли этого гражданина Израиля, жителя Хайфы (в прошлом донетчанина), который рассказал о визите к нему Кушнира. По словам израильтянина, гость на этой встрече хвалился, что «завалил» Грека, и требовал с хозяина 300 тысяч долларов, которые тот якобы задолжал еще Чирику (последний промышлял рэкетом). Деньги, по словам Кушнира, должны пойти «на благую войну» с оставшимися в живых конкурентами: очень уж ему не терпелось взять на себя контроль над прибыльными сферами экономики и стать «самым главным» в Донецкой области.
Однако наполеоновские планы Кушнира не сбылись. Правоохранительные органы, да и конкуренты по «бизнесу», после убийства Алика Грека крепко взялись за дело и заставили банду уйти в подполье не на месяц-полтора, как думал Кушнир, а на целый год. Выход «кушнировцев» «на арену» стал возможен только весной 1996 года -- благодаря поддержке тогда еще всесильного Павла Лазаренко, пообещавшего им покровительство, а взамен поручившего убрать его личного конкурента по энергетическому бизнесу Евгения Щербаня. Однако это уже другой эпизод, и о нем разговор особый
Из довольно крупной донецко-луганской преступной группировки после бесконечных разборок с конкурентами в живых осталось лишь восемь человек. Сегодня все они -- на скамье подсудимых
Читайте нас в Facebook