ПОИСК
Происшествия

Пятилетний вася -- неугомонный любитель «странствий» -- однажды забрался в поезд «донецк--лихая». И 21 год не мог вернуться домой

0:00 10 ноября 2001
Никита НАРУШКИН «ФАКТЫ» (Донецк)
Подруга матери, продолжавшей все эти годы разыскивать сына, случайно увидела фотографию Васи в телевизионной программе «Жди меня»

Отец и сестра пропавшего много лет назад парня работают сейчас на стройке в России и вернутся только к Новому году. Они не знают, что их Вася уже дома. И мать, живущая в Донецкой области, могла бы еще долго его искать, если бы ее подруга не узнала пропавшего сына Шумиловских на детской фотографии, показанной в телепередаче «Жди меня». Оказывается, все эти годы Василий жил в соседней Ростовской области… На днях в Авдеевском городском отделе милиции (Донецкой обл. ) Василию вручили паспорт гражданина Украины -- через 21 год парень вернул себе семью, Родину и настоящую фамилию…

Первенец Василий, названный так в честь дедушки, у горловчан Натальи Иосифовны и Николая Васильевича Шумиловских пропал, когда ему было 5 лет, а его сестричка Любочка была еще грудной. Позже у них родилась вторая дочь -- Лена. Поэтому Василий (с которым мы встретились на вручении ему паспорта в Авдеевском горотделе милиции) всегда помнил, что у него есть одна сестренка. А вот девочки, которые своего брата никогда не видели, тем не менее знали, что он у них есть. Два десятилетия безуспешных поисков, бесконечных вызовов на опознание живых и неживых чужих детей не сломили мать: она так и не согласилась «обменять» свидетельство о рождении ребенка на свидетельство о его смерти. Наталья Иосифовна верила, что ее сын жив.

«Если бы Вася не пропал, я, возможно, и не узнала бы, что у меня есть родня в Польше»

Пока Наталья Иосифовна и ее муж работали не покладая рук, пятилетний Вася и его шестимесячная сестричка Люба были с бабушкой. Непоседливому мальчишке у бабули было скучно: ему очень хотелось узнать, что там -- за калиткой, на соседней улице и еще дальше… Пару раз милиция возвращала загулявшегося сорванца, за которым бабушка просто не могла уследить, ухаживая за младшенькой внучкой. Но однажды маленькому «исследователю» удалось добраться аж до железной дороги…

Вася уже ездил вместе с отцом к родне в Ленинград и в Москву, поэтому дальней дороги не боялся, был уверен -- поезд увезет тебя именно туда, куда хочешь, и привезет обратно. Ну, в крайнем случае, милиционеры домой приведут. Мамка выпорет, конечно, но зато посмотришь, как там -- в другом городе. Вася сел в поезд «Донецк--Лихая», отправлявшийся в Краснодарский край… И 21 год не мог вернуться обратно!

РЕКЛАМА

Малыш и не догадывался, что далеко не все поезда везут как раз туда, куда хочешь, а чтобы оказаться снова дома, надо хотя бы знать, где он, этот дом, находится. А Вася помнил только то, что напротив дома был террикон и тополь рос, что маму зовут Наташей и работает она на заводе, где хлеб пекут. А с папой они ездили к дяде туда, «где белые ночи».

К сожалению, 5-летний путешественник не смог сказать милиционеру, задержавшему его на станции в российском городе Батайске, ни названия родного города, ни своей фамилии. И все-таки можно, можно было найти родителей сорванца, милиция умеет справляться с куда более сложными задачами, но… Уже окончив школу-интернат, Василий Васильев (такую фамилию дали ему при оформлении в детдом) сам «вычислил» и машиниста, который вел тот самый поезд, и сотрудницу милиции, доставившую «найденыша» в детдом. Но, увы, их уже не было в живых. А парень так хотел узнать, почему же милиция не разослана тогда его фотографию с описанием по всему маршруту поезда? Ведь у Васи был шанс в тот же день вернуться домой и не «потерять» ни свою семью, ни фамилию, ни день рождения. Тем более что милиционер -- тот, со станции -- видел, с какого поезда малыш сошел. Но то ли не доложил об этом, то ли его коллеги не захотели возиться…

РЕКЛАМА

А тем временем в Горловке и представить не могли, что Вася додумался забраться в поезд: до этого он либо просто бродил в каком-нибудь неизведанном еще районе города, либо катался в общественном транспорте.

-- Если бы сотрудник милиции в Ростовской области сказал, с какого поезда сошел наш сын, и по маршруту разослали бы ориентировку, -- говорит Наталья Иосифовна, -- Васю уже давно бы нашли. Ведь остальные-то его искали так, что я даже удивлялась. Каждое мое слово проверяли. Случайно узнав, что мой родной отец, с которым мама в разводе, незадолго до пропажи Васи к родне в Горловку приезжал, я и это милиции сообщила: грешным делом подумала, что он мог, желая отомстить матери, ее внука к себе увезти. И мне через какое-то время аж из Коми АССР пришло официальное уведомление с адресом моего отца (до этого я его адреса не знала) о том, что там мальчика нет. А еще позже мне вдруг сообщили, что и… в Польше нет моего сына. В поисках Васи наша милиция и до другого государства «добралась», выяснив, что у меня, оказывается, есть в Польше три тети и дядя -- по линии родного отца! Узнав о моей беде, польские родственники пригласили меня к себе в гости. К тому времени мы уже переехали из Горловки в Авдеевку и у нас родилась вторая дочка. С маленькой Леной я и отправилась к неожиданно найденным теткам. Все «польские» родственники оказались фермерами, они предлагали нам остаться там навсегда. Я землю люблю (вот и сейчас в коллективном сельхозпредприятии работаю), но тогда решила: если за границу уеду, как же сына-то буду искать? В том, что он найдется, никогда не сомневалась.

РЕКЛАМА

«Меня усыновить хотели, но я знал, что когда-нибудь увижу свою семью, чувствовал, что мама и папа живы»

-- Я дважды убегал из детдома и интерната, -- рассказывает Василий Шумиловский, -- все вернуться домой хотел. Садился в поезда, выходил на разных станциях в Ростовской области и в Краснодарском крае, ходил по улицам городов, пытался узнать свой дом и наши терриконы. Но мне и в голову не приходило, что в поезд я сел не на территории России, а в Украине.

Васю несколько раз пытались усыновить, но он отказывался. В интернате были не только круглые сироты, но, например, и дети малоимущих родителей. На выходные и каникулы их забирали домой. Маме одного такого мальчика очень приглянулся друживший с сыном черноглазый «цыганчонок» (Василий чем-то на молдаванина похож). Навещая своего ребенка, она обязательно и Васе что-то привозила -- то кусок торта, то конфеты или фрукты, а то и обновку. Вася рецепты тортов выведывал, а потом отправлялся «колдовать» на кухню… Тогда интернатовским детям по 2 рубля в месяц выдавали, на эти деньги можно было купить нужные продукты, особенно если в складчину. Своей выпечкой и даже борщами Вася удивлял друзей и педагогов. Теперь он готовит для мамы. И рад, что в детстве упорно отказывался идти в чужие руки. Все время твердил: «У меня и мама, и папа есть, и дядя, и дедушка, а у дедушки -- магнитофон с хорошей музыкой».

Сегодня деда уже нет, но магнитофон «Маяк» и все бобины с песнями 70--80-х годов Вася перевез из Енакиево из старой дедовой хаты домой, отремонтировал и слушает, узнавая музыку своего детства. Он вообще -- романтик. Когда он рассказывал о своей любви, мне невольно вспоминалась трогательная история любви лейтенанта Шмидта, его письма к своей попутчице, которую он больше никогда не видел.

Потеряв невесту за два дня до свадьбы, Василий снова решил попытаться найти свою семью

Они с Галей познакомились по переписке, Когда Вася учился во… втором классе. Летом рядом с детдомом работал пионерский лагерь, и у обитателей интерната появлялись «домашние» друзья. Вася познакомился с девочкой из станицы Елизаветинская, начал с ней переписываться. Та показала его фотографию своей однокласснице Гале, которая тоже захотела ему написать. Вот так и начался «роман в письмах».

Встретились Вася и Галя только после окончания школы, незадолго до его призыва в армию. Встретились и окончательно поняли, что созданы друг для друга. Но…

-- Ох, -- вздыхала многочисленная родня невесты, -- как пошлют его в Чечню -- только мы и видели твоего жениха. А нет, так инвалидом вернется. У нас же тут двор, скотина -- чтобы с хозяйством управляться, здоровый мужик нужен.

Вася, который раньше нарадоваться не мог, что у невесты -- большая семья, братья, сестры, а еще земля и «худоба», которую он с детства любил и умел с ней обращаться, ушел в армию безо всякой надежды в сердце. Думал: «Пока я вернусь, нищий, безродный, а то еще и израненный, так Галя моя уже и замужем будет -- за здоровым и богатым».

Но мастеровитого и добросовестного парня быстро заприметил заместитель командира по тылу и от Чечни «сберег», сказав, что за подсобным хозяйством должен следить толковый человек. А в горы, в бой -- куда его? Худенький, росточком невысок -- детдомовский одним словом! Когда срок службы закончился, Василий, думая, что его никто не ждет, в той же хозчасти остался уже по контракту -- тут хоть крыша над головой, не голодный и одет… В общем, прослужил он там с 1993-го по 1998-й год.

Но однажды пришло письмо от Галины -- оказывается, ждет она его! И он поехал. Поселился у нее, работал -- дома штукатурил, по хозяйству управлялся. На свадьбу деньги понемногу откладывали. Заявление в ЗАГС подали. Но случилась беда -- заболела Галина и за два дня до свадьбы скоропостижно скончалась…

Василий вернулся в город Новошахтинск Ростовской области, устроился сторожем в церковь, подрабатывал штукатуром… И не удивительно, что ему снова очень захотелось найти свою семью. Да только с чего опять начинать? Вроде уже все пути исходил, даже в газеты писал. А тут добрая соседка человека, у которого Василий работал, посоветовала: «Попробуй-ка ты написать на телепередачу «Жди меня».

Через некоторое время тележурналисты из Москвы приехали в церковь, где Вася работал и жил. Он дал им свою детдомовскую фотографию -- его, как и всех поступающих «неизвестных», там сразу сфотографировали.

Этот снимок и увидела подруга его матери.

-- Наташа, это твой Вася, точно. Фотография почти такая же, какую ты в милицию тогда давала, только рубашка на нем другая, казенная.

Денег на самую главную встречу в своей жизни ни у матери, ни у сына не было. Спасибо, люди помоги

Наталья Иосифовна не сразу решалась позвонить в Останкино. А когда позвонила в Москву, ей сказали: «Приезжайте». Васе тоже сообщили, что, возможно, его семья нашлась, и предложили приехать: «Другого способа проверить, что это так, нет».

Пару месяцев мать, получающая зарплату в своем сельхозпредприятии все больше морковкой да капустой, пару месяцев, как и Василий, ходила, образно говоря, с шапкой по миру. К счастью, нашлись неравнодушные люди. Васе помог мэр города Шахты в Ростовской области Загорулько Юрий Владимирович, а его маме -- депутат авдеевского горсовета, начальник цеха местного коксохимзавода Виктор Михайлович Чуищев. В Останкино матери с сыном не пришлось приглядываться друг к другу: они настолько похожи, что даже детские снимки можно было не сличать.

Наталья Иосифовна еще летом привезла сына домой, но они до сих пор не могут наговориться, наплакаться от счастья. Вася с радостью узнал, что у него, оказывается, две сестры, и обе уже замужем. А еще перезнакомился со всей родней, живущей в городах Донетчины. Убедился, что и террикон «его» на месте, и тополь -- только вырос, стал большим-пребольшим. Теперь с нетерпением ждет встречи с отцом и сестрой. Правда, были у матери с сыном в эти месяцы и, мягко говоря, не самые приятные волнения -- пришлось помытариться с оформлением для Васи новых документов, получением украинского гражданства. Но и тут нашлись добрые люди: сотрудники Авдеевского горотдела милиции подсказали, что делать, и помогли Василию Николаевичу Шумиловскому с наименьшими потерями «восстановиться» в рядах граждан Украины. Пообещали и с работой помочь.

А Вася, в свою очередь, пообещал вступить в отряд содействия милиции -- сейчас в Донецкой области таких немало. Говорит, что теперь, никогда не пройдет мимо сорванца, гуляющего без родителей, не узнав, откуда он тут один взялся, -- а вдруг тоже потерявшийся?

 


659

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров