«выхода у меня было два: инвалидная коляска или операция. Ходить я уже не могла, поэтому решилась на протезирование коленных суставов»
«Операции на второй ноге я уже не боялась. Я о ней мечтала»
-- Взгляните: правую ногу, которую прооперировали два года назад, я могу сгибать и разгибать без всяких усилий. Это такое счастье -- боли нет, а свобода движения ко мне вернулась, -- говорит Лидия Владимировна.
На днях женщине сделали операцию на левой ноге. А чтобы послеоперационный период прошел с максимальной пользой для пациентки, установили специальный автоматический тренажер, который помогает разрабатывать мышцы и связки. Нога, прооперированная раньше, действительно движется свободно. Вот только сустав тихонько щелкает.
-- Так и надо? -- спрашиваю у женщины.
-- Да, но мне это абсолютно не мешает.
-- На вторую операцию было уже не так страшно идти?
-- Я о ней мечтала. Почти два года назад мне казалось, что страшнее той боли, которая мучила меня днем и ночью, ничего быть не может. И вдруг прочла в «ФАКТАХ», что первому пациенту в Украине заменили больной коленный сустав искусственным. Этот человек уже ходит без костылей, боль у него прошла, он разрабатывает колено на велотренажере. Даже фотография такая была напечатана. И надо же -- этот пациент, Александр Кулиш, оказался моим старым знакомым. Диагноз у него такой же, как у меня: деформирующий артроз. Ну, думаю, надо срочно к Саше в гости ехать и выяснять, действительно ли все у него так хорошо, как в газете написано. Часа два расспрашивала его, как операцию делают, через сколько дней можно на ногу стать, быстро ли боль проходит. Он все подробно рассказал. И я обратилась в клинику ортопедии, работающую на базе 12-й клинической больницы г. Киева. Мне повезло: в городском управлении здравоохранения меня взяли на очередь на бесплатное эндопротезирование. После операции нога стала «рабочей». Не сразу, конечно. Первые два месяца я ходила на костылях и разрабатывала мышцы. Но теперь нормально становлюсь на ногу. Надеюсь, так же будет и с недавно прооперированной ногой.
Искусственные суставы не болят, а работают как настоящие
С возрастом человека все чаще может беспокоить боль в суставах, более уязвимыми становятся коленные чашечки. В них возникает характерный хруст. Особенно трудно подниматься и спускаться со ступенек, а затем становится больно ходить. Так развивается деформирующий артроз. Многие годы человек снимает боль анальгетиками, но состояние лишь ухудшается: разрушается хрящ в суставах, походка превращается в «утиную», так как больной ставит ногу, пытаясь найти наименее болезненное положение. Если не принимать меры, наступает момент, когда человек уже не может ходить, становится инвалидом. И хотя, казалось бы, эта ситуация трагична для самого больного и невыгодна государству, к ортопедам-травматологам крайне редко обращаются те, кому можно помочь на ранних стадиях болезни.
-- Согласно мировой статистике, в замене тазобедренного сустава нуждаются ежегодно 500 человек из миллиона, в замене коленного -- 300. Значит, только в Киеве каждый год необходимо делать почти 2500 операций, -- говорит руководитель клиники ортопедии и травматологии НАН Украины, доктор медицинских наук профессор Николай Терновой. -- Достичь таких показателей пока невозможно.
-- Есть ли методы профилактики артроза?
-- С помощью местного лечения можно затормозить развитие болезни. Но здесь возникает другая проблема: здоровье с возрастом лишь ухудшается, и того, кому операция на определенном этапе могла бы помочь улучшить качество жизни, мы, хирурги, боимся оперировать: вдруг сердце не выдержит длительного наркоза?
-- В каких случаях применяется такая малотравматичная операция, как артроскопия?
-- Если диагноз «деформирующий артроз» поставлен, то ее лучше сделать как можно раньше. Артроскопия помогает уточнить особенности повреждения и сразу принять меры. Через несколько небольших отверстий в сустав вводятся миниатюрная видеокамера и микроинструменты. С их помощью сустав промывают, удаляют из него мелкие кусочки поврежденной хрящевой ткани, костные осколки, шлифуют его внутреннюю поверхность. Болезненность устраняется, и человек вновь может нормально ходить. Если же сустав серьезно деформирован, рекомендуется заменить его искусственным. Например, Лидии Владимировне, которой мы протезировали оба коленных сустава, могла помочь только такая операция.
-- Когда в вашей клинике была сделана первая операция эндопротезирования?
-- Шесть лет назад мы впервые заменили пациенту тазобедренный сустав. Теперь на нашем счету более 500 таких операций. А коленные оперируем два года. Сначала не могли найти даже двух--трех пациентов-добровольцев, которые согласились бы на бесплатную операцию с использованием лучших искусственных суставов, предоставленных нам одной из известных фирм. Теперь у нас очередь, мы сделали почти 100 «коленных» протезирований. Как это ни странно, но протезировать коленный сустав намного сложнее, чем тазобедренный. Колено -- конструкция более тонкая. То, что специалисты нашей клиники заменили пациентке два коленных сустава, мы считаем новым шагом в отечественной ортопедии. Ведь обычно артроз поражает оба сустава. И одна операция не избавляет человека от изнуряющей боли. Современные эндопротезы практически вечны. Они сделаны из биологически инертного материала, не вызывают реакцию отторжения. В течение нескольких месяцев после операции вокруг сустава формируется «футляр» -- восстанавливаются мышцы, связки. И со временем никакой «искусственности» человек не ощущает. Даже через десять лет после трансплантации 95% пациентов чувствуют себя отлично. Это -- зарубежный опыт. Надеемся, что он подтвердится и у нас.
743Читайте нас в Facebook