В 30 лет давид кипиани ушел из футбола, потому что ему не нашлось места в сборной ссср, отправлявшейся в испанию на чемпионат мира
Из досье «ФАКТОВ»
Давид Кипиани. Родился 18 ноября 1951 года в Тбилиси. Погиб 17 сентября 2001 года. Заслуженный мастер спорта СССР. Полузащитник. В чемпионатах СССР выступал за тбилисские «Динамо» (1968--1969 и 1971--1982 гг. ) и «Локомотив» (1970 г. ). Провел 245 матчей, забил 78 голов. Чемпион СССР 1978 года, серебряный призер 1977-го, бронзовый — 1971, 1972, 1976 (весна), 1976 (осень) и 1981 годов. Обладатель Кубка СССР 1976 и 1979 годов. В еврокубках сыграл 35 матчей, забил 10 голов. Обладатель Кубка кубков-81. Лучший футболист Советского Союза 1977 года. В сборной СССР провел 19 матчей, забил 7 голов. Победитель молодежного чемпионата Европы 1976.
Трагедия, унесшая жизнь Давида Кипиани, произошла 17 сентября в 18. 45 возле села Чардахи, в 30 километрах от Тбилиси. По словам очевидцев, Кипиани ехал со скоростью свыше 80 км/час, обгоняя машину за машиной. Вдруг его «Мерс» неожиданно свернул с дороги и через мгновение, сбив одно дерево, врезался в другое. Все произошло в считанные секунды. К дымившемуся авто кинулись водители проезжающих машин. Они с трудом открыли деформированную дверь и узнали в отброшенном на заднее сиденье человеке знаменитого футболиста
Давид Кипиани стал третьим футболистом тбилисского «Динамо», погибшим в автокатастрофе
С места происшествия Кипиани срочно отправили в республиканскую больницу. Но врачи клиники во главе с другом Давида (отцом известных братьев-футболистов) Иустином Арвеладзе уже ничем помочь не могли Пострадавший умер буквально на пороге больницы. Уже потом стало известно, что причиной аварии стал сердечный приступ — у Кипиани случился инфаркт.
В машине под водительским сиденьем представители правоохранительных органов нашли мобильный телефон. Судя по последнему набранному номеру, Кипиани звонил в Батуми. В этом городе он отдыхал несколько дней, посмотрел игру национального чемпионата «Батуми» — «Колхети», после чего выехал в Кутаиси, а оттуда — в Тбилиси.
Кипиани — третий футболист тбилисского «Динамо» 70-х--начала 80-х годов, погибший в автокатастрофе. Сначала за рулем погиб молодой, перспективный вратарь Теймураз Степания. В декабре 1982 года на горном перевале в Западной Грузии в возрасте 25 лет смерть настигла автора победного гола в финале Кубка кубков-81 Виталия Дараселию. Три года назад остановилось сердце знаменитого тренера «Динамо» (Тбилиси) Нодара Ахалкаци — и тоже в машине.
Давида Кипиани похоронили на Сабурталинском братском кладбище, где покоятся Нодар Ахалкаци, Михаил Месхи, Слава Метревели, Гиви Чохели Все расходы, связанные с похоронами, взяла на себя Федерация футбола Грузии. В ближайшее время имя Кипиани будет присвоено одной из улиц Тбилиси. Стадион, носящий его имя, в Грузии уже есть: в честь знаменитого футболиста еще при его жизни назвали футбольную арену в Гурджаани.
Однажды Давид едва не утонул в гостиничном бассейне на глазах у всей своей команды
18 ноября Давиду Кипиани исполнилось бы 50. Юбилей выдающегося футболиста планируют отметить в Тбилиси матчем ветеранов тбилисского «Динамо» и сборной СССР. В этой встрече обязательно примет участие бывший полузащитник киевского «Динамо», а ныне тренер сборной Украины Леонид Буряк. Кипиани и Буряк провели вместе много ярких матчей в составе сборной Советского Союза.
— Мне всегда было очень интересно и приятно играть вместе с Кипиани, — отметил Леонид Буряк. — Это был великий футболист. И не случайно, что с Кипиани связаны все самые громкие победы тбилисского «Динамо». Говорят, Бог забирает лучших Давид был прекрасным игроком, тренером, порядочным, интеллигентным человеком. Он прожил короткую, но чрезвычайно яркую жизнь. На сборах нашей национальной команды я жил с Кипиани в одной комнате, часто бывал у него дома в Тбилиси. Общаться с Давидом всегда было необычайно легко. Он был незаурядной личностью, человеком с открытой душой. Как больно говорить о таких людях в прошедшем времени!..
В тбилисское «Динамо» Давид Кипиани перешел в 1968 году из тбилисского же «Локомотива». Только вот сразу пробиться в основной состав главной команды республики 17-летнему пареньку помешала травма. Давид вернулся в «Локомотив». Тем временем юный форвард приглянулся известному советскому футбольному специалисту Гавриилу Качалину, и тот пригласил Давида в московское «Динамо». Вот только к великому удивлению Гавриила Дмитриевича перебираться в столицу Кипиани категорически отказался. Как позже признался сам Давид, у него и в мыслях не было выйти на поле в майке клуба другой республики. Дебют Кипиани в «Динамо» состоялся в 1971 году в поединке с «Пахтакором», когда девятнадцатилетний Давид заменил своего кумира — Славу Метревели.
В 1976-м Кипиани вместе со сборной СССР (ее возглавлял Валерий Лобановский) отправился на Олимпиаду. Вот только в Монреале Давид не сыграл ни одной минуты, и бронзовая медаль, которой удостоились советские футболисты, ему не досталась. Это был первый серьезный удар по самолюбию футболиста. Он так переживал, что даже расплакался на балконе гостиницы.
В 1977-м, несмотря на то, что после двух подряд победных чемпионатов «Динамо» проиграло чемпионскую гонку, Кипиани признали лучшим футболистом СССР. Самой громкой победой тбилисцев на международной арене стал выигрыш в Милане на стадионе «Сан-Сиро» у знаменитого «Интера». Кипиани забил единственный победный гол. Давид ловко отобрал мяч у опытнейшего защитника «Интера» Факетти, вышел один на один с вратарем и хладнокровно отправил мяч в сетку. В тот год к Кипиани буквально после каждого международного матча подходили футбольные менеджеры ведущих европейских клубов с готовыми контрактами в руках, предлагая весьма солидные по тогдашним меркам условия. Отказывая, Давид, которому всегда было присуще тонкое чувство юмора, каждый раз придумывал какую-нибудь новую отговорку: то его мама не пускала, то жена, то еще кто-то. Конечно, зарубежные агенты и так все понимали, но все же надеялись
С Кипиани постоянно происходили какие-то истории, о которых он потом любил рассказывать друзьям. Однажды Давид чуть было не утонул. Это произошло в Австралии. Тбилисские динамовцы вместе со своими московскими одноклубниками приехали туда на очередной международный турнир. Решили как-то отдохнуть, поплавать в бассейне. Плавали, плавали, и вдруг Давид стал как-то неловко размахивать руками, а потом и вовсе пошел ко дну. Футболисты, сидевшие на бортике, решили, что это очередной розыгрыш Кипиани. Первым, кто понял, что ситуация на самом деле нешуточная, был капитан тбилисцев Манучар Мачаидзе. Он бросился в воду и спас Давида.
Футбольная карьера Кипиани завершилась неожиданно для всех — на следующий год после знаменитой победы тбилисского «Динамо» в Кубке кубков. Блистательный 81-й год начался у Кипиани с триумфа, но закончился грустно. Третьего сентября в Мадриде в игре с «Реалом» Давид сломал ногу и на четыре месяца выбыл из строя. А как только вновь приступил к тренировкам, его вызвали в сборную СССР, которая готовилась к чемпионату мира-82. В то время Кипиани в европейском рейтинге входил в тройку лучших футболистов континента. Однако, вполне естественно, сразу после серьезной травмы он не мог показывать своей лучшей игры. И хотя в преддверии чемпионата мира в Испании футболисты уговаривали тренера сборной Константина Бескова попробовать хотя бы в товарищеском матче диспетчерский тандем Кипиани — Гаврилов, Бесков и Лобановский, считавшие, что два одноплановых игрока — это слишком большая роскошь для команды, настояли на своем. Предпочтение отдали Гаврилову
Когда Кипиани увидел предварительную заявку сборной СССР и в списке 40 кандидатов на место в команде (из которых потом должны были отобрать 22) не нашел своей фамилии, он заявил, что заканчивает с футболом. «Мне было уже 30 лет, а моей фамилии не было даже в списке сорока лучших футболистов. Куда уж там дальше! — позже рассказывал Кипиани. — Я очень хотел попасть на чемпионат мира. Ведь это вершина для любого футболиста. Не получилось » Кипиани уходил из футбола отчаявшимся и разочарованным.
В начале 90-х Кипиани называли врагом грузинского народа
В 83-м, через год после завершения игровой карьеры, Кипиани возглавил тбилисское «Динамо», которое к тому времени из гранда советского футбола успело скатиться до явного аутсайдера. Давид стал тренером не по своей воле — он долго отказывался, но руководство республики просто-напросто приказало ему принять команду. Кипиани быстро удалось поднять «Динамо» из глубины турнирной таблицы. И тут между тренером и руководителями Грузии возникли разногласия. Кипиани терпеть не мог никаких указаний и распоряжений. В результате его просто уволили с поста наставника команды, которая уже поднялась на третье место.
В начале 90-х годов Давида Кипиани вместе с его другом Владимиром Гуцаевым многие называли врагами грузинского народа. А все из-за того, что они настаивали на том, чтобы грузинские команды остались в союзном чемпионате. Так, Кипиани едва не рассорился со своим тренером Нодаром Ахалкаци, ратовавшим за начало автономного чемпионата Грузии. В то время большинство грузин поддерживало своего президента Звиада Гамсахурдиа, который призывал ко всяческому отделению от республик Советского Союза. Кипиани считал, что отделение приведет грузинский футбол к печальным последствиям (и он оказался прав), за что подвергался резкой критике.
— Многие считали так: если человек в чем-то не согласен с президентом, то он враг, — вспоминал в одном из интервью Давид Кипиани. — Хотя на самом деле я точно так же любил свою родину, как и Гамсахурдиа. Я очень уважал этого человека. Мы с ним в одном районе росли. Гамсахурдия — первый, кто открыто говорил со мной о Боге, и его слова очень много для меня значили.
Тем не менее никакие политические разногласия не могли убить горячую любовь жителей Грузии к Давиду Кипиани. Однажды у Давида в Тбилиси гостил Геннадий Логофет, бывший защитник, который 15 лет выступал в составе московского «Спартака». В выходной давние друзья-соперники отправились в филармонию на концерт известного джазового пианиста Леонида Чижика. Только Кипиани и Логофет вошли в здание филармонии, как к футболистам подходит директор концертного зала и приглашает на несколько минут проследовать в его кабинет. Дальше события развивались, как в эпизоде из всеми любимой «Кавказской пленницы». Вслед за гостями в кабинет работника культуры вошел официант с ящиком вина. Знаменитых грузинских тостов прозвучало в кабинете директора много, разве что не нашлось Шурика, который бы их записывал.
Когда же гости с приличным опозданием таки попали в зрительный зал, публика взорвалась такими бурными аплодисментами, что не стало слышно музыки. Пианист перевел взгляд в зрительный зал и с ужасом обнаружил, что на сцену уже никто не смотрит — взгляды людей были устремлены на Кипиани
В начале 90-х годов, после того как Грузия начала проводить свой национальный чемпионат, Давид Кипиани покинул страну и уехал работать на Кипр. Там он возглавлял никосийский «Олимпиакос», пытался заниматься бизнесом. Даже открыл ресторан под названием «Русский». Все шло хорошо, пока однажды в ресторане не повздорили между собой двое русских посетителей. Дело закончилось дракой, после чего один из ее участников написал заявление в полицию, обозвав своего недруга представителем «русской мафии».
Под горячую руку полицейских, примчавшихся в ресторан, попал и владелец заведения. Кипиани в наручниках привезли в изолятор и продержали там три дня. Потом, правда, полицейские разобрались в чем дело и принесли свои извинение. Но ресторан Кипиани решил закрыть. А ведь целых два года он вкладывал в него деньги, так и не успев получить прибыль.
Известие о том, что Кипиани связан с русской мафией, в свое время растиражировали многие газеты. Потом Давид не раз сетовал: мол, заголовки «Кипиани — мафиози!» газеты напечатали огромными буквами, а опровержение выдали малюсеньким шрифтом.
Котэ Махарадзе: «Я долго не знал, что мы с Дато — родственники»
17 ноября народный артист Грузии, легендарный спортивный комментатор Котэ Махарадзе отметит свое 75-летие. На следующий день Котэ Иванович планировал отправиться на юбилей к своему давнему приятелю Дато — так в Грузии называли Давида Кипиани друзья. Увы
— Известие о смерти Дато явилось для меня как гром среди ясного неба, — с горечью сказал Махарадзе. — За неделю до трагедии я встречался с Кипиани — мы жили по соседству. Все было в полном порядке, он занимался достройкой третьего этажа своего дома
Меня часто просят назвать тройку лучших — на мой взгляд — футболистов в истории советского спорта. Мой ответ: Олег Блохин, Эдуард Стрельцов и Давид Кипиани. Пока Кипиани выходил на футбольное поле, я и не догадывался, что мы с ним родственники. Он боялся, что в своих комментариях я буду выделять его, чаще обращать на него внимание телезрителей. Лишь когда Давид завершил свою игровую карьеру, он признался, что наши матери — пусть и не совсем близкие, но все-таки родственницы.
Кипиани — выдающаяся личность. Его не всегда понимали тренеры, в частности Валерий Лобановский. В первую очередь потому, что он зачастую играл так, как считал нужным, а не так, как требовали наставники. Он был настоящим творцом на поле, его действия невозможно было предугадать. Нет смысла говорить о том, как много потеряло тбилисское «Динамо» после ухода Кипиани. По сути, это была уже другая команда.
Давид Кипиани был не просто лидером на футбольном поле — он был лидером целой эпохи. В Грузии его считают не только выдающимся футболистом, но и национальным героем.
5505Читайте нас в Facebook