ПОИСК
Происшествия

«главное, что мы любим друг друга, остальное не имеет значения», -- считают инвалиды детства лидия и николай кравчук, прожившие вместе почти 30 лет

0:00 5 сентября 2001
Несмотря на запреты врачей, в их семье появились двое детей

«Коля, отправь Лиде телеграмму, проси, чтобы приехала к нам, а завтра на вокзале встречай все автобусы из Харькова. Она обязательно откликнется на твой зов», -- сказала сестра Галя, узнав от брата, что он хочет жениться на любимой девушке, свадьбе с которой категорически противится их мама.

Узнав о телеграмме, Лидины подруги стали ее уговаривать никуда не ехать: «Ведь тебя оскорбила его мать». Но Лида все же села в автобус, проходящий через Днепропетровск. Рядом с ней оказалась женщина лет 50. Они разговорились, и девушка рассказала ей о своей любви. «Я уверена, что он меня ждет, -- откровенничала Лида. -- Но я не выйду из автобуса, поеду до конечной остановки и вернусь обратно в Харьков». «Послушай моего совета: сойди сейчас, скажи ему все, что думаешь, и тогда уже решай, что тебе делать дальше», -- предложила женщина.

Кандидат в мужья стоял на перроне какой-то потерянный. Лида выходила из автобуса с твердым намерением навсегда попрощаться с ним. Да так с Николаем и осталась. Вот уже 28 лет они вместе. Может, история их любви и не заслуживала бы внимания, если бы не одно обстоятельство -- оба они с детства инвалиды второй группы.

«Лучше женись на женщине с тремя детьми», -- сказала мать сыну

Еще до знакомства со своей будущей супругой Николай Кравчук знал о ней если не все, то многое. Его соседом по комнате в Харьковском учетно-экономическом техникуме (в советские времена это было единственное специализированное учебное заведение для инвалидов) оказался одноклассник Лиды по интернату и ее лучший друг. Поэтому, когда в общежитии появилась симпатичная Лида Якименко, Николай поначалу с соседом, а затем и сам частенько заходил в ее комнату -- чайку попить, о жизни поговорить. Как ни странно, первокурсница стала парню первым советчиком в его любовных отношениях с девушками. Он даже давал ей свои дневники читать. А Рая, в которую был влюблен тогда Николай, чтобы попасть к нему в общежитие, говорила вахтеру, что идет якобы к Лиде. Но все чаще Раиса то опаздывала на свидания, то вообще не являлась. Лида жалела друга и рассказывала ему, что у нее в последнее время тоже не ладятся отношения с парнем, который собирался на ней жениться. В конце концов, Лида с Николаем поняли, что они -- родственные души. У них было много общего -- оба в детстве стали инвалидами, оба воспитывались в интернатах.

РЕКЛАМА

«Сынок, лучше бы ты взял в жены женщину с тремя детьми, но только не калеку», -- написала мать Николаю, когда он сообщил ей о предстоящей женитьбе на Лиде. Уязвленная словами матери девушка сказала ему «Прощай!». А он ответил: «Мы все равно поженимся». После окончания техникума Николай домой не вернулся, а приехал к старшей сестре в Пятихатский район Днепропетровской области. Галя, выслушав брата, заставила его дать телеграмму невесте в Харьков, а через день после этого отправила в Днепропетровск встречать ее.

Когда Коля и Лида вошли в дом сестры, сомнений не было -- сватовство состоится. А на следующий день приехала мама и купила невестке свадебный венок. По полесской традиции, это означало, что она дала добро на женитьбу сына. В 1973 году на Ивана Купала Кравчуки сыграли свадьбу.

РЕКЛАМА

Через 20 лет Николай пришел к неудачно прооперировавшему его хирургу

Даже сейчас, когда обоим под пятьдесят, в их отношениях сохранилось что-то романтически-юношеское. Мы сидим в их уютной трехкомнатной квартире, и мне не верится, что здесь живут два ограниченных в движении человека.

-- Иногда жена жалуется: «Того у нас нет, иного не хватает, а кое-чего уже никогда не будет», -- рассказывает Николай Григорьевич. -- А я ей отвечаю: «Солнышко, главное, чтобы мы были, все остальное не имеет значения». После того, что мне довелось недавно пережить, я совсем иначе стал смотреть на многие вещи…

РЕКЛАМА

Николай Григорьевич признался мне, что больше всего боялся оставить жену одну на этом свете. Как она без него? Летом-то все более-менее нормально, а вот зимой ноги практически не держат ее, и он никогда не оставляет ее одну на улице. Еще когда Лида работала на секретном предприятии в Полтаве, он несколько раз заставал ее у проходной в слезах. Маленький сын, на которого возлагались обязанности забирать маму с работы, иногда забывал вовремя подойти к заводу. Чтобы подобного больше не случалось, Николай Григорьевич оставил работу бухгалтера в областной «Сельхозхимии» и пошел рабочим в гальванический цех того же предприятия, на котором работала жена.

Теперь они думают: возможно, именно четыре года, проведенных на вредном производстве, сказались на здоровье Николая Григорьевича. В конце 99-го он вдруг сильно заболел, таял буквально на глазах. А однажды «скорая» с острой болью в животе и артериальным давлением 20 на 40 доставила его в больницу, где его срочно прооперировали. Восемь суток после этого мужчина провел в реанимации. Тем не менее облегчение не приходило. Лишь после повторной операции была обнаружена причина странной болезни -- опухоль на кровеносных сосудах. К счастью, опухоль оказалась доброкачественной.

-- Человек очень многое может выдержать, когда чувствует поддержку близких, -- уверен Николай Григорьевич. -- Перед болезнью у нас был разговор с Лидой, и я сказал ей, что, наверное, еще одной операции не вынес бы.

А разговор зашел тогда о возможной замене тазобедренного сустава на титановый протез. Много лет назад пятнадцатилетнего Колю Кравчука в столичном Институте травматологии и ортопедии избавили от артроза в правом тазобедренном суставе, который причинял дикие боли. Увы, операция оказалась неудачной, правая нога мальчика на всю жизнь осталась на шесть сантиметров короче другой и не сгибается в колене. Ему заново пришлось учиться ходить. Со временем парень смирился со своей хромотой. Но когда однажды, почти через двадцать лет, зашел к оперировавшему его хирургу, тот сразу вспомнил своего пациента и тут же предложил исправить ошибку: «За это время наука продвинулась далеко вперед, сейчас мы удаляем суставы и на их место ставим протезы из титанового сплава. Гарантия -- пятьдесят лет». «Спасибо, но я уже ничего не хочу менять, -- ответил ему бывший пациент. -- Лучше остаться хромым, чем еще раз оказаться под ножом». Кто же знал тогда, что судьба готовит ему испытания гораздо сложнее?

«Погибну, так погибну. Но свой род продлю»

Как ни странно, Лидия Ивановна тоже ничего не хотела бы менять в своей жизни. Даже благодарна родителям, отдавшим ее, больную, в школу-интернат. Ведь иначе в ее жизни не было бы Николая.

-- В пятилетнем возрасте я заболела полиомиелитом, -- рассказывает Лидия Ивановна, -- и отец отвез меня из села Решетиловского района, где мы гостили, в Полтавскую инфекционную больницу. О том, что мне должны делать пункцию спинного мозга, врачи маме с папой не сообщили. В результате пункции у меня отказали руки и ноги. Отец, узнав об этом, схватился за пистолет, но мама не дала нажать на курок… После длительного лечения руки отпустило, а вот мышцы ног так и остались атрофированы.

-- Как же ваши покойные родители отнеслись к выбору своей дочери?

-- Им оставалось только одобрить его. Мама, впервые увидев, как Коля надевает носок сначала на пальцы левой ноги, а потом вставляет в него правую ногу и натягивает его уже не нее, пришла в ужас и заставила меня помогать мужу. Но я сказала: «Ничего, он справляется самостоятельно».

… Беда не сломила этих людей, они любят копаться на огороде, ездить на дачу, путешествовать на своем стареньком «Запорожце», выезжать в лес за грибами. Лидия Ивановна обшивает семью, вяжет. А еще вот уже почти два года возглавляет городское общество инвалидов.

Конечно же, самый большой успех в жизни Лидии и Николая -- дети. Лиде запрещали рожать, говорили, что при родах она может погибнуть. «Погибну, так погибну, но я продлю свой род», -- не прислушивалась она к совету. Несмотря на опасения врачей и подготовку к кесареву сечению, девочка весом 4200 и ростом 53 сантиметра появилась на свет естественным путем. Патронажная сестра, увидев новорожденную, долго не могла поверить, что ее мама инвалид. А через пять лет, пройдя через те же муки, Лидия родила сына Костю. Счастливый папа вынянчил, выносил малышей на руках. Как будто чувствуя, что мама не может взять их на руки, дети к ней и не просились. Теперь бабушка с дедушкой души не чают в полуторагодовалой внучке Настеньке.

 


489

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров