Работая круглые сутки, столичные метростроевцы сооружают две новые станции -- «проспект победы» и «проспект палладина», готовя их к сдаче весной 2002 года
После окончания работ на новом участке протяженность линий Киевского метрополитена увеличится почти на 3,5 километра, а станций будет уже 42. Чтобы открыть обе станции к запланированному сроку, сотни метростроевцев трудятся без выходных круглые сутки -- в четыре смены по шесть часов. Работы ведутся одновременно на нескольких участках, самый трудный из них -- прокладка перегонных тоннелей между станциями, причем в особо сложных геологических условиях.
Работу метростроевцев тормозят плывуны и грунтовые воды
Станция «Проспект Палладина» уже практически построена, готов и подземный вестибюль, сейчас здесь монтируются внутренние конструкции, укладываются пути, а вскоре приступят к облицовочным работам. На станции будет два выхода: из вестибюля пассажиры попадут в подземные переходы, а уже оттуда -- на проспект Палладина и на улицу Ирпенскую -- к жилым домам. Переходы довольно просторны, -- в них планируют разместить торговые павильоны. Но, в отличие от большинства существующих переходов, здесь торговые точки не будут мешать проходу пассажиров. Установят на станции и недлинные эскалаторы.
Новая линия, как и обе станции, неглубокого заложения -- до 25 метров. Однако даются эти метры метростроевцам очень тяжело.
-- За все время строительства столичного метрополитена нам еще не приходилось сталкиваться с такими трудностями, -- рассказывает глава правления ОАО «Киевметрострой» Владимир Петренко. -- Из-за особенностей городского рельефа и сложных грунтов прокладывать метро в Киеве нелегко. Естественно, мы готовились к трудностям и на этом участке, но подобного не припоминают даже ветераны метростроя.
На участке между действующей станцией «Святошин» и будущей «Проспект Победы» в слое песка и глины оказались примеси глины. Побороть такой плывун обычными способами практически невозможно. Откачать воду по скважинам, как это делается на других участках, специалисты не могут -- мешает глина, из-за которой песок не оседает. Кроме плывунов, работу тормозят и грунтовые воды -- на месте, где строится линия, бьют подземные ключи и даже течет подземная речка. Поэтому воду приходится постоянно откачивать. Прокладывать перегонный тоннель, к примеру, по методу «стена в грунте» нельзя. Придется вбить в землю на протяжении всего 1700-метрового участка железобетонные плиты, а уже затем выбирать грунт.
Естественно, все это требует немало времени и усилий. А чтобы заморозить грунт глубиной до 20 метров на почти двухкилометровом участке и поднять его на поверхность, потребуются огромные средства.
Конечно, современная техника может решить все проблемы. Но, к сожалению, ее у столичных метростроевцев как раз и нет. Имеющиеся техника и оборудование давно устарели (многое уже необходимо менять), к тому же значительно уступают зарубежным. Но современные комплексы для метростроителей отечественная промышленность пока не выпускает.
На дне огромного котлована уже укладывают бетонный пол будущего вестибюля станции «Проспект Победы»
Перегонный тоннель между станциями «Святошин» и «Проспект Победы» пока не прокладывают. Только небольшой его участок -- не более 200 метров в районе примыкания к действующей линии -- строится открытым способом. Вбивая в землю железные плиты, метростроевцы метр за метром выбирают грунт. Уже через полтора месяца здесь начнется монтаж горнопроходческого щита, и работы переместятся под землю. Этот щит ждут с нетерпением. Он позволит быстро и без особых усилий справиться со сложными плывунами. Щит удержит в забое грунт от завалов, выберет породу и выдаст ее на поверхность. Как только участок будет подготовлен, под землю подадут блоки и конструкции для строительства тоннеля.
Специалисты потратили немало времени, чтобы найти за границей подобную машину. Ведь она должна была подойти по габаритам и оказаться эффективной -- с учетом особенностей киевского рельефа и специфики грунтов. Естественно, значение имела и цена такого комплекса. В конечном итоге остановились на самом приемлемом варианте -- двух современных горнопроходческих щитах. Правда, они не новые, а уже были задействованы при прокладке тоннелей в нескольких городах. Немецкая фирма-поставщик, прежде чем передать машины киевским специалистам, их капитально отремонтирует.
Средства на закупку горнопроходческих щитов выделили городские власти -- до конца месяца всю сумму (32 миллиона гривен) перечислят поставщикам, а в конце сентября комплексы прибудут в Киев. После монтажа, что займет несколько дней, они начнут прокладывать тоннель между станциями «Святошин» и «Проспект Победы», двигаясь друг другу навстречу.
Станцию «Проспект Победы» строят, постоянно сражаясь с подземными водами, на глубине 20 метров. На дне огромного котлована уже укладывают бетонный пол будущего вестибюля, устанавливают металлические конструкции. На этой станции тоже предусмотрены два выхода. Один -- в парк отдыха, который разобьют и благоустроят к открытию станции. Здесь обустроят детскую площадку, смонтируют аттракционы, установят скамейки, красивые светильники, проложат уютные аллеи.
Метр за метром прокладывают и перегонный туннель длиной чуть более километра между станциями «Проспект Палладина» и «Проспект Победы». Здесь используют обычные щиты, но и этот участок дается нелегко. В некоторых местах уровень подземных вод поднимался выше тоннелей. Приходится, теряя время, постоянно откачивать воду. Прокладывая тоннель метростроевцы нашли сваи нескольких бывших мостов, установленных через речку в незапамятные времена.
К станции «Проспект Палладина» от проспекта 50-летия Октября проложат троллейбусный маршрут
Глубину прокладки тоннелей приходится постоянно менять из-за множества инженерных сетей, проложенных в этом районе. И все-таки уже готово более 600 метров как правого, так и левого перегонного тоннеля. Здесь проложили даже несколько сотен метров путей.
Отделать вестибюли обеих станций решено мрамором и гранитом. При строительстве тоннелей вместо чугунных используют железобетонные тубинги -- основные конструкции, удерживающие своды тоннелей.
По словам заместителя главы столичной госадминистрации Ивана Данькевича, это позволит сэкономить значительную часть средств (чугун намного дороже), повысить безопасность и усилить прочность строений. К тому же выпуск таких конструкций освоили столичные предприятия, а это дополнительные рабочие места.
Вскоре на киевском заводе «Большевик» соберут новые горнопроходческий комплекс, который сразу же направят на строящийся участок. Мощности завода позволяют выпускать необходимое количество подобных щитов -- не придется закупать их за границей. На будущих станциях метро станут устанавливать и отечественные эскалаторы -- их выпуск также налаживает завод «Большевик».
И хотя участок только строится, уже сейчас необходимо подумать о подвижном составе. Как отметил начальник Киевского метрополитена Николай Балацкий, чтобы после открытия станций сохранить на линии существующий интервал движения, необходимы семь дополнительных составов -- 35 вагонов. Часть из них соберут на столичных предприятиях, вскоре Киев не будет покупать вагоны за границей.
К станции «Проспект Палладина» от проспекта 50-летия Октября (конечная третьего трамвайного маршрута) по Большой Окружной дороге, улицам Уборевича и Чернобыльской до улицы Ирпенской проложат троллейбусный маршрут.
Киевский городской голова Александр Омельченко заверил, что столичные власти выделят все необходимые для завершения работ средства. Уже в ближайшие дни метростроевцы получат почти 10 миллионов гривен. Всего же на строительство нового участка израсходовано около 90 миллионов.
После Новобеличей всю технику и оборудование перебросят на строительство линии в сторону Теремков и Виноградаря. Планируется продолжить и Сырецко-Печерскую линию -- от станции «Харьковская» до Харьковской площади (возле выезда на Борисполь). Здесь откроют новую станцию, обустроят пересадочный узел, а также построят автостанцию для пригородных и межобластных маршрутов -- в Чернигов, Полтаву, Черкассы и аэропорт «Борисполь».
226Читайте нас в Facebook