ПОИСК

24-летний сергей волович отказался от третьей операции по пересадке донорской почки, хотя орган подходил ему идеально

0:00 13 апреля 2001
Виолетта КИРТОКА «ФАКТЫ»
Почка была взята у погибшего человека, чье сердце недавно пересадили киевские кардиохирурги

-- У нас пересадки почки ожидают сорок больных. Двоим идеально подходили почки мужчины, погибшего от черепно-мозговой травмы, -- рассказывает заведующий отделом трансплантации почки Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Рубен Зограбьян. -- Его сердце кардиохирурги института пересадили своему пациенту (О первой в Украине трансплантации сердца «ФАКТЫ» подробно писали в марте. -- Авт. ), а мы сообщили о предстоящей операции двум больным, находившимся в нашем отделении. Разбудили их, поскольку дело происходило ночью, но оба… отказались от пересадки!

Для врачей это стало полной неожиданностью: здешние пациенты годами живут на диализе, подключенные к аппарату «искусственная почка», и ждут пересадки донорского органа.

-- У меня это была бы уже третья операция по пересадке почки, -- объясняет Сергей Волович. -- Две предыдущие окончились отторжением органа. И когда мне сообщили об очередной возможности, я ощутил безотчетный страх.

Значит, не судьба… Анализы совместимости показали, что донорские почки подходят еще двум пациентам отделения.

РЕКЛАМА

-- Накануне я был в институте на обследовании, -- говорит 59-летний киевлянин Василий Дмитриевич. -- Вернувшись домой, чувствовал: этой ночью со мной что-то произойдет. Среди ночи внезапно проснулся, начал нервно ходить по квартире. И вдруг в три часа -- телефонный звонок. Мне сказали, чтобы я срочно ехал на операцию.

-- Когда глубокой ночью Василий Дмитриевич приехал в клинику, то так волновался, что у него начался гипертонический криз, -- вспоминает доктор Зограбьян. -- Пять часов мы готовили его к трансплантации. Хорошо, что донорская почка в консервирующем растворе может находиться более суток.

РЕКЛАМА

-- Пересаженный орган освобождает меня от ежедневных посещений института, где последние одиннадцать месяцев мне очищали кровь с помощью аппарата «искусственная почка», -- добавляет Василий Дмитриевич. -- А чего больше всего сейчас хочу? Внуков обнять…

Сейчас оба пациента, которым пересадили почки, чувствуют себя хорошо и уже выписаны домой.

РЕКЛАМА

Есть люди, которые предпочитают жить на диализе

Когда мы вошли в палату к одному из недавно прооперированных мужчин, он сидел на кровати. Судя по тому, как активно замахал руками, отказываясь от разговора, стало ясно: чувствует себя нормально. Другой пациент, Василий Дмитриевич, был более разговорчив:

-- Мои почки отказали внезапно. Первым симптомом было повышение давления. Когда определили хроническую почечную недостаточность, стало ясно, что без аппарата «искусственная почка» жить не смогу, и трижды в неделю по четыре часа мне чистили кровь в институте. Это очень трудно -- постоянно зависеть от аппарата. А пересадка почки позволяет нормально жить: все есть и пить, свободно распоряжаться собой и своим временем.

Почка, пересаженная Василию Дмитриевичу, сразу же «включилась». Теперь только тяжесть в боку напоминает о перенесенной операции.

-- При нынешнем уровне диализа пациенты могут жить без пересадки двадцать и более лет, чувствуя себя при этом нормально, -- объясняет доктор Зограбьян. -- Наши пациенты-киевляне продолжают работать, мы стараемся составлять графики диализов с учетом их жизненного ритма, однако эти люди не могут позволить себе уезжать из города надолго: им нужно регулярно приезжать в институт на процедуру очистки крови. За границей проблема таких больных отчасти решена -- например, на курортах Турции есть гостиницы с диализными залами. Уже созданы препараты, которые корригируют изменения крови, вызванные «искусственной почкой». Но лишь пересадка обеспечивает более высокое качество жизни, хотя все время приходится принимать препараты, препятствующие отторжению донорского органа. Люди перестают быть «привязанными» к клинике. Женщины с пересаженными почками рожают здоровых детей. Впрочем, есть категория больных, которые не хотят, чтобы им делали пересадку, и живут на диализе.

Почки можно пересаживать столько раз, сколько понадобится больному

Сергей Волович уверен, что когда-нибудь все же даст согласие на операцию. Хотя третья попытка будет достаточно рискованной.

-- Почки перестали работать в результате пиелонефрита, которым я заболел в армии. Впервые сделали диализ четыре года назад в Киеве, и я думал, что через неделю--две вернусь домой, в Херсон, -- рассказывает Сергей. -- Но с тех пор дома я был всего шесть или семь раз, в основном живу в больнице. Вскоре после первого диализа мне пересадили почку, однако она проработала всего три месяца. Появились симптомы отторжения, начался отек мозга, легких, стало пропадать зрение -- почку пришлось удалить. Херсонский облздрав перечислил деньги на повторную операцию. Она прошла хорошо, но на пятый день опять начался криз отторжения, и почку удалили.

-- Возвращение на диализ всякий раз подавляло Сергея, он впадал в депрессию, -- говорит его отец Николай Анатольевич. -- Он такой молодой, а из-за болезни, зависимости от диализа не знает, что такое жизнь, с девушкой никогда толком не встречался… Я не теряю надежды, что Сереже сделают успешную пересадку почки. Уже собрали почти всю необходимую для операции сумму -- помогли народный депутат Украины Сергей Довгань и предприниматель Богдан Малярчук.

-- Для меня сейчас главное -- избавиться от страха, -- добавляет Сергей. -- Тогда я буду готов к операции, а после нее так же стану ждать выписки из больницы, как эти двое мужчин, которые трансплантацию уже пережили.

-- Теоретически пересаживать органы человеку можно столько раз, сколько понадобится, -- объясняет Рубен Зограбьян. -- Практически -- не больше четырех. Наше отделение могло бы выполнять до ста трансплантаций ежегодно (сегодня в них нуждаются сотни пациентов), однако в прошлом году во всей Украине их было выполнено всего чуть более пятидесяти. Проблема в том, что не совершенен Закон о трансплантации: мы обязаны спросить разрешения у родственников умирающего человека, который может стать донором, но кто из родных способен говорить об этом в такой момент? Поэтому часто медикам отказывают в праве использовать органы. Существует возможность родственных пересадок, но здоровым людям непросто решиться отдать орган. А ведь мы проводим тщательное обследование, и если есть малейшее противопоказание, не разрешаем человеку становиться донором.

-- Отделение трансплантации почки в нашем институте появилось полгода назад, -- говорит директор Института хирургии и трансплантологии Валерий Саенко. -- Хирурги, работающие в этой отрасли, стажировались и за границей, и в России. Да и собственный опыт у них уже достаточно большой. А в пользу пересадок говорит тот факт, что они продлевают жизнь пациентов.

10916

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров