20-летний сергей, на которого еще в первом классе легли заботы о младших братьях и сестре, теперь помогает инвалидам
В нашей стране многие десятилетия пионеры и тимуровцы занимались тем, чем их коллеги-волонтеры за рубежом -- бесплатно помогали инвалидам. Сергей не был пионером -- не успел, но стал волонтером. По велению сердца.
-- «Ты обязан везти меня, так как я инвалид,» -- твердила девушка с парализованными ногами, за которой мне поручили ухаживать, -- вспоминает 20-летний Сергей свой первый рабочий день. -- Она даже отказывалась крутить колеса коляски, а только командовала мной, словно я ее слуга. Я очень злился на нее, но старался делать вид, что все в порядке. Мне казалось, что так и должно быть: она -- беспомощный инвалид, а я обязан за ней ухаживать. Но один из руководителей клуба, тоже инвалид-колясочник, объяснил мне: если человек может хоть что-то сделать сам, пусть делает. Не нужно его жалеть, иначе, оказавшись один на один с проблемой, он действительно будет беспомощным. И главное -- жалость унижает человека, и тогда невозможно будет найти общий язык. На следующий день я объяснил девушке: если стану за нее все делать, она будет зависеть от меня. С тех пор она больше не капризничала.
Чаще всего волонтерами становятся ребята, которым в жизни самим пришлось нелегко. К примеру, Сергей -- сирота. Отца он не знает, мать давно лишили родительских прав за ее пристрастие к спиртному. Мальчика воспитывала тетя. В этом ему повезло: младших братьев и сестру Галина Евгеньевна не смогла взять к себе, и они не учатся в школе, бродяжничают.
-- Когда я еще жил с мамой, она запирала меня с младшими братьями и сестрой в квартире и не возвращалась иногда по нескольку суток. Мне было семь лет, я должен был присматривать за малышами, готовить им и себе еду, а когда было уже нечего есть, все плакали и мне становилось страшно. Когда я познакомился с ребятами-волонтерами, они рассказали, как помогают больным детям -- те сидят безвылазно дома, у них нет друзей, нет возможности выйти на улицу и с кем-то познакомиться Я хорошо знал, что такое сидеть взаперти, и присоединился к волонтерам.
Сергей прошел подготовительные курсы, научился оказывать помощь спинальным больным и стал каждый день получать в социальной службе Минского района столицы поручения.
-- Дважды в год мы с напарником возим на сессию в Международный университет для инвалидов 24-летнего парня, больного ДЦП. Он учится заочно на программиста и с компьютером может творить чудеса, но ему трудно писать, поэтому мы конспектируем за него лекции. Как-то довелось записывать высшую математику -- ничего не понимая, я переписывал с доски длинные формулы, потом эти цифры у меня перед глазами стояли. Среди инвалидов есть много ребят, с которых можно брать пример: несмотря на свою болезнь, они добиваются цели даже тогда, когда у здоровых людей руки опустились бы. Они еще и нам помогают. Один 19-летний юноша научил меня пользоваться Интернетом, а 22-летняя девушка (она учится на юридическом факультете) как юрист помогает мне решить проблему с младшими, которые остались с матерью. Неделю назад она умерла, старшего брата я решил взять на попечительство, а остальных пока устроить в интернат.
-- Волонтерская работа занимает почти все твое время, как же ты живешь?
-- Вот уже полгода, как я работаю в отделе опеки городской социальной службы: мы возим детей-инвалидов в театры, музеи, клубы общения. Когда выполнены все поручения здесь (за эту работу я получаю 100 гривен в месяц), иду в социальную службу района. Если нет заданий, читаю книгу, которую всегда ношу с собой. Не тратить время зря я тоже научился у своих подопечных. Многие из них знают, что из-за болезни жить им недолго, поэтому хотят все успеть.
-- Чем тебе нравится это занятие?
-- У меня есть возможность сделать чью-то жизнь интереснее. Тогда я чувствую себя нужным и значимым.
-- Сергей обошел все школы в нашем микрорайоне и рассказал школьникам о курсах, на которых мы и сотрудники Красного Креста обучаем юношей и девушек ухаживать за больными, оказывать первую медицинскую помощь, -- говорит руководитель кружка клуба детей-инвалидов Минского района г. Киева «Журавлик» Ирина Фролова. -- Мы даже не ожидали, что столько ребят откликнется. После сдачи экзаменов на этих курсах они смогут посидеть дома с больными детьми, вывезти их на прогулку, на учебу, дав немного свободного времени родителям этих детей. Волонтеры помогают выжить инвалидам, а те, в свою очередь, поддерживают их. Ведь к нам приходят чаще ребята из неблагополучных семей, где они никому не нужны. Для некоторых это возможность самоутвердиться. К примеру, если подросток не вписался в коллектив сверстников, у него нет модной одежды, плейера, то среди инвалидов, как он думает, может почувствовать свое преимущество. Те, у кого нет родителей, надеются получить здесь то, чего лишены дома. Родители детей-инвалидов всегда готовы отплатить заботой тем, кто проявил внимание к их ребятам. Сначала многих волонтеров приводит к нам личный интерес, но со временем они начинают осознанно помогать другим.
-- Своего друга-школьника я завлек хитростью, -- продолжает Сергей. -- Как-то после уроков он сидел во дворе без дела, я попросил помочь мне в клубе. Рассказал ему, что у нас весело, мы устраиваем игротеки, только не сказал, что помогать нужно детям-инвалидам. Уже не раз сталкивался с тем, что многие боятся к ним даже подойти, избегают общения с ними. В тот день в клубе мы просто собрались пообщаться, пили чай, потом помогли ребятам добраться до дома. Так мой друг стал членом нашего клуба. Его мама говорит, что сын с тех пор изменился в лучшую сторону.
-- Что думает твоя тетя о волонтерстве?
-- Она считает, что я должен думать больше о собственном будущем.
-- А каким ты его представляешь?
-- Этим летом буду поступать в академию МВД, хочу стать оперативником. Не могу спокойно смотреть, какой беспорядок везде творится, хочу изменить нашу жизнь.
-- Еще несколько лет назад мне с племянником было трудно ладить. Он не хотел учиться, я не могла затащить его с улицы домой. Думала даже, что ничего хорошего из него не выйдет, -- говорит Галина Евгеньевна. -- Год назад Сергей поехал в лагерь, организованный социальной службой для молодежи. С такими же ребятами, как сам, жил в палатке, готовил еду. Там и познакомился с волонтерами. С тех пор он очень изменился -- повзрослел, у него появилось чувство ответственности, цель в жизни.
Читайте нас в Facebook