Чернобыльцы могут лишиться льгот на проезд в городском и пригородном транспорте?
На днях в редакцию позвонил ликвидатор аварии на ЧАЭС -- его высадили из городского автобуса за безбилетный проезд. Водитель отказался везти его бесплатно, объяснив это тем, что теперь государство не оплачивает перевозку чернобыльцев. Разобраться в этой ситуации «ФАКТАМ» помог президент Всеукраинской ассоциации автоперевозчиков Виталий Рева:
-- Единственной государственной структурой, на протяжении многих лет более или менее регулярно компенсировавшей транспортникам затраты на обслуживание десятков тысяч чернобыльцев, было Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и защите населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Однако сейчас сложилась такая ситуация, что бесплатный проезд ликвидаторов вообще может оказаться под вопросом.
Дело в том, что в декабре прошлого года МинЧС утвердило рекомендации о порядке начисления компенсации расходов на перевозку чернобыльцев. Из этого документа следует, что каждый ликвидатор аварии тратит на проезд в городском и междугородном автотранспорте 80 копеек в месяц. И именно на такую сумму теперь должна выплачиваться компенсация. Но, исходя из нынешних тарифов, этих денег не хватит даже на то, чтобы проехать в городском автобусе на работу и обратно.
В текущем году автопредприятия еще не получали компенсации за перевозку чернобыльцев. А если добавить к этому задолженность государства за прошлые годы, то суммы получаются огромные. Сейчас автопредприятия фактически возят чернобыльцев за свой счет. В первую очередь речь идет о крупных автохозяйствах, которые, в отличие от частных предпринимателей, перешедших на фиксированный налог и перевозящих за рейс только одного льготника первой категории, платят все налоги и сборы в полном объеме. Кроме того, транспортом пользуется еще целый ряд льготных категорий граждан.
Также стоит учитывать, что в разных регионах проживает разное число чернобыльцев. Если на юге Украины чернобыльцев не очень много, то, например, в районах, прилегающих к зоне отчуждения, почти все жители имеют льготы на проезд.
Если в ближайшее время не будет решен вопрос перевозки чернобыльцев, водители могут просто отказаться пускать их в транспорт (что уже иногда случается). Этого, конечно, допустить нельзя. Мы все прекрасно знаем, кто такие ликвидаторы и что им пришлось пережить. Я сам чернобылец. Будучи в то время заместителем министра транспорта, я прибыл в Чернобыль с первой автоколонной и принимал активное участие в эвакуации 30 тысяч жителей Припяти. Из 3500 человек моей команды около половины уже нет в живых.
Есть несколько вариантов решения проблемы. Например, выплачивать чернобыльцам целевую денежную помощь на транспортные расходы. Но мы предлагаем другой вариант. Еще в 1992 году государство разработало специальную методику расчета компенсации затрат автоперевозчиков. Тогда была принята норма, согласно которой один человек ежемесячно совершает 60 поездок в городском транспорте или 50 в пригородном. С учетом этих показателей начислялась компенсация автопредприятиям.
Но за прошедшие годы ситуация изменилась, люди стали меньше ездить. Как показал эксперимент, проведенный в Черкасской области, нормы сегодня можно сократить до 30 поездок городскими маршрутами и 26 -- пригородными. Пока в МинЧС с этими расчетами не соглашаются и стоят на своем: человек пользуется транспортом всего лишь два раза в месяц.
Кстати, Министерство юстиции дало заключение о том, что вышеуказанный приказ МинЧС не является нормативно-правовым актом и может иметь только рекомендательный характер. Кроме того, этот документ содержит новые правовые нормы, в связи с чем Минюст предложил МинЧС отменить свой приказ.
943Читайте нас в Facebook