В разгар морского сражения командир тральщика получил приказ Срочно принять в комсомол раненного матроса
1 августа ВМС Украины отмечали день своего рождения. В их современной истории пока нет схваток с боевыми кораблями настоящего противника. Однако в одной из бухт Севастополя стоит тральщик «Разведчик», на корпусе которого, присмотревшись, можно обнаружить следы настоящего морского боя.
Морской тральщик «Разведчик» -- тогда еще Черноморского флота советского ВМФ -- 11 февраля 1990 года прибыл в район Эфиопского архипелага Дахлак в Красном море. Здесь размещался пункт материально-технического обслуживания наших военных кораблей. Тральщик шел из Севастополя в Персидский залив, однако неожиданно получил приказ остаться в территориальных водах Эфиопии и прикрывать советские суда. В стране уже не первый год шла гражданская война. Тамошние военные корабли, подчинявшиеся законным властям, перешли на Дахлак, по сути, под покровительство советской базы. Мятежникам, конечно, это не понравилось, и они честно предупредили: до тех пор, пока корабли национальных ВМС Эфиопии будут оставаться под прикрытием и практически содержаться благодаря нашей базе, все советские суда, следующие на Дахлак и обратно, будут подвергаться нападениям.
Слова эритрейцев не разошлись с делами: уже первый конвой (тральщик, танкер и сухогруз) был обстрелян из ракетной установки. В целях защиты конвоируемых тральщик подставил свой борт, выставил дымовую завесу, и спустя 10 часов конвой прибыл на Дахлак.
Ситуация повторилась 19 февраля, когда на обратном пути «Разведчик» сопровождал все тот же танкер (теперь на борту судна находились эвакуировавшиеся с Дахлака члены семей советских военнослужащих, 21 женщина и 17 детей) -- слава Богу, и тогда все обошлось.
После этого командир «Разведчика», 32-летний капитан третьего ранга Виктор Носенко перед каждым конвоированием проводил с капитанами «подопечных» судов летучки,но те в ответ на предупреждения об опасности почти всегда шутили: дескать, вам, военным, все войнушка везде мерещится, лишь бы на нас страху напустить! Примерно такой была и реакция 62-летнего капитана танкера «Интернационал», который «Разведчику» предстояло вести 14 мая. Хотя напоследок седовласый капитан «Интернационала» все же обронил: «Ну ты смотри, командир, если что -- защищай меня, а то я больше 9 узлов (примерно 18 км/ч -- Ред. ) дать не смогу».
Командир тральщика намеревался передать на время управление на мостике своему помощнику. Прежде чем спуститься вниз, взглянул на экран локатора -- и увидел четыре светящиеся точки, стремительно выходившие из-за острова Шума вдогонку танкеру и тральщику. На корабле сразу же была объявлена боевая тревога.
-- Я приказал передать на танкер, чтобы он на меня внимания не обращал и следовал полным ходом вперед,- рассказывает Виктор Носенко. -- В 4. 48 с расстояния примерно в 9 кабельтовых (свыше полутора километров. -- Ред. ) шедшие клином в 10-15 метрах друг от дружки четыре катера открыли пулеметный огонь по танкеру и тральщику. Уверен: нападавшие хорошо отдавали себе отчет, по кому стреляли. В скором времени катера произвели несколько залпов по танкеру из 106-миллиметровых орудий. В ту же минуту с «Разведчика» на 8 эскадру, действовавшую в районе Персидского залива, ушел сигнал: «Подвергся нападению, вступил в бой».
Тральщик встал бортом к противнику,»заговорило» 30-миллиметровое орудие, два крупнокалиберных пулемета, спаренная зенитная установка, открыли огонь восемь автоматчиков На четвертой минуте боя командир «Разведчика» получил телеграмму от командования эскадры: «В бой не вступать. Осмотреться». Когда же с тральщика доложили об открытии огня, вышестоящие штабы стали давать рекомендации: «Бой вести короткими очередями», «Выбрать основную цель» и т. п. А в разгар сражения от корабля срочно затребовали характеристики командира, замполита и ответ, является ли членом ВЛКСМ раненный матрос Игорь Швец. Если нет — срочно принять в комсомол!..
Вскоре на экране радара остались три точки -- четвертый катер был уничтожен. Оставшиеся на плаву спешно ретировались. Тральщик, развернувшись кормой к ним, дал полный вперед и пошел догонять танкер.
Однако это оказалось не так просто: 22-летний «старик» танкер развил рекордную для него скорость.
Морякам показалось, что бой длился целый час. Однако по записям в бортовом журнале установили, что он начался в 4. 48, а закончился в 4. 56. За 8 минут «Разведчик» израсходовал 4,5 тонн боезапаса из шести имевшихся на борту, получил многочисленные пулевые пробоины, но, к счастью, никого не задело.
Спустя некоторое время поступила телеграмма от эскадры: «Восхищены мужеством и доблестью черноморцев». Вечером того же дня программа «Время» сообщила: «Сегодня в Красном море произошел инцидент с советским танкером «Интернационал». Обстоятельства случившегося выясняются». О тральщике -- ни слова, как будто и не было его там. Моряки не обиделись.
Через 2-3 дня «Разведчик» получил свежий боезапас и стало понятно: в ближайшие недели замены не будет. Правда, когда поступила команда представить списки отличившихся к государственным наградам, отлегло.
Командира наградили орденом Красной Звезды, многих моряков -- орденами и медалями, кораблю был вручен вымпел министра обороны СССР. За всю историю советских ВМС такой чести удостаивались лишь несколько кораблей. Осенью 1991 года «Разведчик», выполняя задачи по охране советского рыболовства у берегов Западной Сахары, в течение восьми часов вызволял (и таки вызволил!) из плена у четырех мароканских сторожевых кораблей траулеры «Ачинск» и «Домодедово». Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Читайте нас в Facebook