ПОИСК
Происшествия

Сегодня любой желающий может заказать подводную экскурсию hа затонувший 15 лет назад в цемесской бухте пароход «адмирал нахимов»

0:00 29 августа 2001
Таким бизнесом в Новороссийске нынче занимаются предприимчивые аквалангисты

Вечером 31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» был единственным судном, выходившим из Новороссийского порта, а океанский балкер «Петр Васев» -- единственным, в него входившим. Суда должны были разойтись на подходе к акватории порта. Море было спокойным, видимость стопроцентная. Судоводители дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения -- никаких проблем не возникало. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты их суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще 7-8 минут девятипалубный гигант затонет.

Подводная часть носа «Петра Васева» -- от грузовой ватерлинии до днища -- представляла собой мощный многометровый таран. Именно носовой бульб, как полагают специалисты, сыграл роковую роль в гибели «Нахимова». Движения в инерции балкера водоизмещением в 40 тысяч тонн оказалось достаточно, чтобы пробить борт пассажирского судна, образовав в последнем пробоину более 80 метров. В момент столкновения «Нахимов» двигался со скоростью 10 узлов, то есть примерно 5 метров в секунду. Бульб, воткнувшись в борт, стал взрезать его, как консервный нож металлическую банку. Сквозь образовавшееся «отверстие» начала поступать вода, которая заполнила один отсек, второй, третий…

За 80 минут спасательной операции удалось поднять живыми 800 человек

15-й причал Новороссийского морского порта до сих пор именуют похоронным. Именно здесь в сентябрьские дни 1986-го установили пять железнодорожных рефрижераторных вагонов. Сюда доставляли обнаруженные в море тела, круглосуточно приходили родственники, близкие, друзья погибших.

-- Днем 1 сентября на Новороссийский судоремонтный завод поступил спецзаказ на изготовление полутора сотен металлических гробов, -- вспоминает Олег Медведев, в прошлом -- мэр Новороссийска и председатель комиссии по ликвидации последствий катастрофы. -- К тому времени официальное число жертв было значительно меньше: за первые сутки после кораблекрушения у береговой черты подобрали 79 тел. Остальных предстояло найти в помещениях огромного затопленного судна.

РЕКЛАМА

-- После вечернего обследования рейда наш погранкатер N 624 встал на базу в боевой готовности, -- рассказывает мичман Александр Гусев, который первым прибыл на место гибели «Нахимова» и спас 146 человек (хотя по инструкции на борт катера типа «Гриф» не положено принимать более 12 человек). -- В 23. 15 к нам в кубрик прибежал оперативный дежурный и закричал: «Нахимов» подает «SOS!» Боевая тревога!» Вместо положенных на сборы десяти минут команда катера снялась за семь. На полном ходу мы выскочили на рейд и буквально за 15 минут дошли до траверза Дооба. Включили два прожектора: повсюду в воде были видны человеческие головы и мигающие лампочки на спасательных жилетах… Поначалу, опасаясь задеть их корабельными винтами, боялись близко подойти, а потом…

Когда подняли первых пятерых, катер дал крен. Тогда скомандовал рулевому перевести их на левый борт». Затем стали поднимать всех, кто к нам подплывал: загрузились до предела, палуба сравнялась с поверхностью моря. На скорости около 8 узлов кое-как дошли до морвокзала. Не дотянула до берега лишь одна старушка… Когда пришли на место во второй раз, на поверхности моря спиной кверху плавали лишь утопленники. Здесь же «Кометы» проносились. Я живых искал, а их, оказалось, буксиры подобрали.

РЕКЛАМА

… Еще один катер, под командованием мичмана Михаила Леденева, принял на борт более 90 человек. Больше взять не мог: «лишнее» место на корабле занимали пушка и резервный генератор. Профессиональные спасатели прибыли на место катастрофы спустя четыре часа, но истинные моряки ожидать их не стали. На свой страх и риск вышли в море и курсанты Новороссийского высшего инженерного морского училища (НВИМУ).

-- Курсанты стали выкрикивать, что они сейчас выйдут на берег и вплавь доберутся до «Нахимова», -- вспоминает Борис Свиркунов, в тот период замначальника НВИМУ. -- Затем сели на небольшие весельные лодки и устремились к месту ЧП. Быстро добрались туда, стали помогать людям.

РЕКЛАМА

Вся операция по спасению длилась 80 минут. За это время удалось спасти 800 человек. Судно ушло под воду с креном в 50 градусов, погребя под собой тех, кто не отплыл от лайнера, не успел выбраться из многочисленных проходов и кают. Когда спасать было уже некого, за работу принялись водолазы. Проникая в коридоры судна, которые после наклона корпуса парохода превратились в узкие тоннели, водолазы проползали по ним десятки метров, тащили на себе кабели, светильники и инструменты. Они находили и поднимали тела погибших.

Чтобы спастись, некоторым пассажирам «Нахимова» нужно было лишь толкнуть дверь

Через 18 суток поиска число жертв, которых смерть настигла на пароходе, достигло уже 280 человек. Надо ли говорить о том, какие нагрузки испытывали водолазы, работавшие круглосуточно?

-- За каждую ходку мы находили 13-15 тел, -- рассказал «ФАКТАМ» водолаз третьего класса Анатолий Литовских. -- Больше всего тел мы находили в коридорах, у выходов на палубу: кому-то, чтобы спастись, оставалось лишь дверь толкнуть и выскочить, но… Мы открывали дверь, ведущую на главную палубу, а там… по 15-20 бесчувственных тел перед каждой дверью.

… На берегу тела фотографировали, фиксировали украшения, которые в подобной ситуации служили опознавательными знаками. Мародерства не было. Если же чего-то все-таки недоставало, ущерб возмещался автоматически -- так распорядилось могущественное Политбюро ЦК КПСС и откомандированный им на место ЧП Гейдар Алиев.

Водолазы, поднимавшие на поверхность тела с «Нахимова», считают, что прошли все круги ада. Нервы у всех были уже на пределе. Рассказывают, что во время обследования под водой каюты один из водолазов увидел, как из иллюминатора выглядывает матрос: видимо, спасаясь, он зацепился за что-то и застрял. Глаза его так и остались открытыми, а руки -- то поднимались, то опускались, «дирижируемые» подводным течением. «Это напоминало движения живого человека, жесты которого означали: «Уходите!» -- вспоминает тот случай Анатолий Литовских.

И действительно, на девятнадцатые сутки после кораблекрушения все водолазные работы были свернуты. Согласно официальной версии, работы прекратили, поскольку затонувшее судно «ушло» в грунт на полтора метра: все помещения по правому борту заполнились илом и стали недоступны. По неофициальной, больше не выдерживала уже психика водолазов. Во время поисковых работ на «Нахимове» погибли мичманы Юрий Полищук и Сергей Шардаков, и после этого водолазы Черноморского флота отказались рисковать своими жизнями ради тех, кого спасать было уже бесполезно.

«Я еще принесу жилеты, я успею», -- с этими словами бортпроводница бросилась вглубь судна

На дне моря, в помещениях «Адмирала Нахимова» так и остались навечно десятки пассажиров и членов экипажа, которых не обнаружили ни среди погибших, ни среди уцелевших. Потому точное количество жертв катастрофы до сих пор не известно.

-- Мой Юра с отличием окончил специальное морское ПТУ и попал на «Нахимов» кондитером, -- вспоминает Маргарита Ставрова, возглавляющая сегодня благотворительный фонд «Матери моря». -- После трагедии я слышала множество версий о том, что он жив, что его спасли. Воспроизводили даже «картинку»: будто подняли его, седого, с полной потерей памяти, но живого. Я никогда не верила в чудеса, но здесь… Я верю и жду Юрку. Бывая в Новороссийске, непременно посещаю психиатрическую лечебницу, другие медстационары.

-- В ту страшную ночь моя дочь отдала свой спасательный жилет одной из пассажирок, -- говорит мать бортпроводницы Веры Федорчук. -- Мне рассказали, что дочь бросилась вглубь тонувшего судна, спасая людей. Лишь на пятые сутки водолазы подняли ее тело -- в руках она держала ключи от рабочего помещения… Ей всегда будет только 28 лет, и спасшиеся люди всегда будут помнить ее последние слова: «Я еще принесу жилеты, я успею… »

-- О повседневных нуждах и проблемах родственников тех, кто погиб и без вести пропал на «Нахимове», чиновники позабыли, похоже, на следующий день после формальных траурных мероприятий 1986 года, -- с горечью констатирует Маргарита Ставрова. -- Им нет дела до того, что совсем старенький, 1914 года рождения, Павел Масловец сам воспитывал двоих внуков -- детей сына, погибшего на «Нахимове». Другой старичок, Андрей Гаврютин, остался одиноким и прозябает в нищете. У него мошенническим путем отобрали квартиру, сейчас и отыскать беднягу невозможно…

Прокурорское начальство «советовало» следователю Уварову вменить капитанам статью, предусматривающую смертную казнь

Материалы следствия по гибели парохода «Адмирал Нахимов» составили почти шестьдесят томов, было допрошено 1200 потерпевших, изучены сотни различных документов. Виновность капитанов В. Маркова и В. Ткаченко была доказана. Однако в ходе следствия возникали и сложности.

-- Председатель правительственной комиссии, член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, не дожидаясь окончания следствия, объявил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян, -- вспоминал старший следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры Советского Союза, государственный советник юстиции 3-го класса Борис Уваров, который вел данное уголовное дело (Борис Иванович -- весьма заметная фигура в прокурорском мире того времени. Именно он принял к производству громкое дело об убийстве популярного телеведущего, впоследствии директора ОРТ Влада Листьева. За год до этого резонансного преступления, от расследования которого неудобного следователя в дальнейшем все же отстранили, рабочая группа Уварова раскрыла убийство депутата российской Госдумы Андрея Айздердзиса. Борис Иванович принимал участие в расследовании причин аварии на Чернобыльской АЭС). -- Вот после этого я и ощутил на себе давление со стороны власти. Прокурорское начальство стало мне настоятельно «советовать», чтобы я вменил капитанам статью 102 УК -- смертная казнь. Но совершенные капитанами нарушения «вписывались» лишь в статью 85 УК, предусматривавшую срок за преступную халатность, а не смерть.

Главной причиной катастрофы, по мнению Бориса Уварова, стало нарушение правил эксплуатации судна. В частности, выход парохода в рейс с незадраенными клинкерными дверями водонепроницаемых перегородок. Экспертиза доказала, что в противном случае «Нахимов» тонул бы не менее нескольких часов и большинство пассажиров удалось бы спасти.

… Ежегодно 31 августа в Одессу и Новороссийск со всех концов бывшего СССР приезжают родные и близкие тех, кто погиб на пароходе «Адмирал Нахимов». Поистине в истории все происходит дважды -- сначала в виде трагедии, затем -- в виде фарса. Сегодня любой желающий может за 140 долларов заказать у предприимчивых аквалангистов подводную экскурсию к затонувшему «Нахимову».

519

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров