ПОИСК
Происшествия

Десяток молодых людей порвали с наркотиками, используя опыт своего товарища по несчастью

0:00 17 января 2001
Инна РОГОМАН «ФАКТЫ»
«Зла не хватает на тех, кто внушал нам, что сын безнадежен», -- говорит мать 25-летнего парня, который, перепробовав все, что можно, только с помощью близких избавился от наркозависимости

«Из фильмов мы поняли, что нюхать кокаин -- это круто»

«Карьеру» наркомана Андрей начал в пятнадцать лет: как многие, с курения конопли, потом решил попробовать ЛСД, экстези, кокаин, героин… Какое-то время ему казалось, будто он сможет бросить наркотики, как только этого захочет. Тем более что в компании можно было попробовать их и сказать, что тебе это не нравится, но отказаться «просто так» было не принято -- заклеймят позором.

-- В конце 1980-х по кабельному телевидению или в видеосалонах начали показывать фильмы, в которых главные герои запросто нюхали кокаин и при этом выглядели очень привлекательно, так что хотелось походить на них, -- рассказывает 25-летний Андрей. -- Мы повторяли многое из увиденного на экране. Моя семья была обеспеченной, поэтому нам с друзьями хватало денег на наркотики.

В течение нескольких лет Андрей употреблял их не систематически -- время от времени. Окончил техникум, организовал свою фирму. Однако настал день, когда он почувствовал, что ему нужно уколоться -- не для кайфа, а потому, что «ломало».

РЕКЛАМА

-- Работа перестала клеиться. Все чаще вместо назначенной деловой встречи я мог уехать за дозой. Вскоре фирму пришлось закрыть, я остался не у дел. Денег уже едва хватало на самый дешевый наркотик -- ацетилированный опиум. Я больше не скрывался от родителей, при них готовил «ширку». Домашние боролись за меня всеми способами: просили, угрожали, ставили свечки в церкви, выливали наркотик, вызывали милицию, пытались устроить на лечение. Но тщетно. Я ушел из дому, скитался по знакомым. Домой наведывался только за деньгами. Я видел, что соседи начали сторониться меня, не садились со мной в лифт. Поначалу мне даже нравилось такое «особенное» отношение, ущербным себя не чувствовал. Для родственников я словно перестал существовать, моя девушка стала встречаться с другим парнем…

-- Мы не раз обращались к наркологам. Нам говорили, что это заболевание неизлечимо, можно добиться только временного улучшения, -- вспоминает мама Ольга Ивановна. -- А теперь, когда Андрей вернулся к нормальной жизни, зла не хватает на тех, кто внушал нам, что сын безнадежен. Сколько же других матерей опускают руки, слыша это, когда их ребенку нужна помощь!

РЕКЛАМА

Я пыталась помочь сыну по-своему: стремилась разбудить его гордость, приносила журналы, газеты, в которых были помещены фотографии наркоманов, читала ему анекдоты, в которых они высмеивались, хотела, чтобы он посмотрел на себя со стороны. Когда у него была бессонница, мы разговаривали с ним ночи напролет. Его постоянно нужно было отвлекать от мыслей о наркотиках. Чтобы занять сына, мы поехали в село к моей маме, там я его загружала работой. Он отремонтировал в доме окна, мебель. Ему нравилось видеть результаты своего труда. На моих глазах Андрей начал возрождаться.

«Когда я узнал, что неизлечим, решил доказать обратное»

Но до полной победы было еще далеко. Шесть лет не отпускали наркотики Андрея. На протяжении лишь одного года от передозировки умерли больше десяти его знакомых, смерть троих он видел своими глазами.

РЕКЛАМА

-- Один парень пытался бросить наркотики, какое-то время он продержался, -- вспоминает Андрей. -- Организм начал очищаться, но тот сорвался. Принял обычную дозу, которая для него уже была смертельной -- и мгновенно рухнул замертво: у него посинело лицо, остановилось дыхание.

После таких случаев Андрей все чаще стал задумываться, как ему жить дальше. Он сам обратился в наркологическую клинику, несколько раз проходил курс лечения, но снова возвращался к прежнему занятию.

-- В клиниках в основном назначают курс препаратов, заменяющих наркотики. Они довольно быстро снимают физическую зависимость, но не устраняют психологическую причину болезни, -- считает Андрей. -- Я покупал любую литературу по наркологии, какую мог найти. Кстати, пять лет назад у нас продавалась единственная книга, изданная на эту тему в Украине, -- «Справочник о наркологии» 1964 года издания. Я изучал действие наркотиков на организм, современные методики лечения наркотической зависимости, существующие в мире. Выяснилось, что почти все они дают лишь временный эффект, в некоторых случаях небезопасны либо чересчур дороги. В одном из пособий по наркологии в заключении автор написал, что это заболевание неизлечимо. Прочитав об этом, я решил доказать себе, что это не так. А ведь большинство наркоманов считают, что они потерянные люди, именно потому, что постоянно слышат это со всех сторон.

«Ради мамы и с ее помощью я бросил наркотики»

-- Почти каждый наркоман «созревает» для того, чтобы бросить наркотики, но не всем это удается, -- признается Андрей. -- Ведь для этого нужны особенные условия: никаких встреч со старыми знакомыми и обязательно поддержка близких.

Андрей начал экспериментировать: закрывался дома и пересиживал «ломку». Но когда становилось легче, вновь выходил на улицу, встречал «коллег» и не мог отказаться от дозы. Религиозные организации и общества анонимных наркоманов его не прельстили, хотя Андрей знал людей, которым это помогло «завязать».

-- Я был уверен, что сам смогу побороть зависимость, -- продолжает мой собеседник. -- Окончил курсы нетрадиционной медицины -- не раз убеждался на собственном опыте, что с помощью трав можно снять болезненные симптомы в период «ломки», лечить болезни, которые развились из-за употребления наркотиков. Изучил народные способы очищения и восстановления организма, а когда был готов применить эти знания на себе, закрылся дома, отключил телефон, не подходил к двери. Общался только с мамой. Она покупала нужные травы, продукты, готовила еду. Несмотря на всю мою решительность, именно благодаря маме я не сорвался. Вообще бросить ради кого-то легче, чем сделать это для себя. Я ведь понимал, что умру, но еще сильнее сжималось сердце, когда видел боль в глазах матери.

Андрей вел дневник и записывал все, что происходило с ним в эти несколько месяцев.

-- Спустя две недели «ломка» прошла, но я чувствовал себя слабым, совершенно разбитым. Хотелось снова уколоться, чтобы ощутить эйфорию. Самым тяжелым испытанием в тот период для меня были сны. Если, будучи в сознании, можешь заставить себя не думать о наркотиках, то во сне видишь иглу и дозу словно наяву. Чтобы отогнать такие мысли, я представлял в этот миг то, что у меня всегда вызывало отвращение. Этот простой и эффективный прием позволяет выработать в подсознании соответствующую реакцию, и через несколько недель мысли о наркотиках посещают все реже.

Бороться с депрессией мне помогала медитация. Я прочитал, что с помощью дыхательных упражнений можно научиться вырабатывать в головном мозге эндорфины (гормоны радости), которые у тех, кто принимал наркотики, практически не вырабатываются. Первое время особенных успехов не было. Мне предстояло учиться заново с любовью смотреть на мир, ценить близких людей, получать удовольствие от обычных радостей, которые наркоман не замечает в своем искусственном мире. У нас дома хорошая библиотека -- я читал книги философов разных времен. Их размышления о воле, разуме, силе человеческого духа вдохновляли меня. С внешним миром я общался через Интернет и обнаружил, сколько же существует интересных вещей, о которых не догадывался. Со временем почувствовал себя уверенно, нашел телефоны школьных друзей, позвонил им, мы стали встречаться. Когда я вышел первый раз на улицу после моего затворничества, был ясный весенний день, я шел и просто радовался солнцу, распустившейся зелени. Подумал о наркотиках и сам себе ответил: все, хватит, это уже позади.

Спустя полгода Андрей открыл со школьными друзьями частную фирму.

«Опыт своей борьбы с наркотиками я изложил в книге»

-- Как знакомые относятся к вашему прошлому?

-- Я стараюсь не рассказывать такие подробности своей биографии. Многие, узнав, что я был наркоманом, шарахались от меня, -- признается Андрей.

Зато старые знакомые рассказывали друг другу, что он знает способ, как завязать с наркотиками. К нему потянулись за помощью. Парень никому не отказывает.

-- Я стараюсь каждому дать совет, который нужен именно в его случае. Около десятка ребят сумели бросить наркотики и так же, как я, начать все сначала. Когда я увидел, что могу помочь другим вернуться к нормальной жизни, стал писать книгу, в которой изложил свой опыт.

Книга уже издана, но своего имени автор решил не называть, чтобы такая «реклама» не помешала его бизнесу. В Госдепартаменте интеллектуальной собственности Министерства образования и науки Украины работу Андрея оценили как научный труд. Недавно он учредил благотворительный фонд «Панацея», где любой может получить бесплатную консультацию нарколога, психолога, фитотерапевта. Фонд также помогает найти работу бывшим наркоманам и тем, кто хочет справиться с зависимостью.

-- Любой может написать письмо и по почте или же через Интернет (адрес narko. @i. kiev. ua) получить ответ. Одна из задач фонда -- проведение лекций для школьников и их родителей. В последнее время наркотики дешевеют и становятся более доступными. К тому же среди молодежи укоренилось мнение, что раз не попробовал наркотик -- значит, трус, не знаешь настоящего «кайфа».

… Опрос, проведенный в детских оздоровительных лагерях и школах Фондом спасения детей и подростков Украины от наркотиков, показал, что среди молодежи каждый третий хотя бы раз пробовал наркотик. По мнению специалистов, нескольких раз достаточно, чтобы развилась устойчивая зависимость. Самое опасный возраст, когда подростки впервые пробуют наркотики -- 12--16 лет, когда поступки еще очень зависят от мнения окружающих. И все зависит от того, кто станет примером для подражания: старшеклассник, утверждающий, будто травка -- это здорово, или старший брат, который вовремя объяснит, что наркотик -- это яд.

Родителям на заметку:

прежде чем рассказать ребенку что-то о наркотиках, расспросите, что он знает о них и от кого. Так будет проще разубедить его, если ему уже наговорили «не то». Но не вздумайте идти разбираться с виновником, этим можно только похоронить ваши доверительные отношения с ребенком.

Что должно насторожить родителей?

У ребенка независимо от ситуации резко меняются настроение, аппетит, возросла агрессивность, он стремится к уединению, пропал интерес к учебе, привычным увлечениям, снизилась успеваемость, возросли финансовые запросы, дома стали пропадать вещи. Даже один из этих симптомов может быть сигналом тревоги.

Если вы случайно нашли у ребенка шприц, сушеную траву, порошок, таблетки с выдавленными на поверхности картинками, не слушайте никаких оправданий, что это ему нужно для уроков химии или это принадлежит его другу -- немедленно обращайтесь к специалисту. Кстати, вдруг возникший интерес к маркам тоже может быть с «подтекстом» -- некоторые наркотические вещества наносятся на них вместо клея.

… По данным независимых экспертов, в Украине 62% наркоманов пытаются прекратить употреблять наркотики. Но 45% из них возвращаются к ним вновь, и во многом это вина родных, друзей, одноклассников, учителей -- всех, кто мог вовремя уделить внимание человеку, но не сделал этого…

2828

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров