За отсутствие страхового полиса сотрудники гаи вправе сделать водителю пока лишь устное замечание
Не секрет, что жизнь рядового автомобилиста портят всевозможные слухи и домыслы, рождающиеся в недрах гаражного кооператива или автомастерской слесаря дяди Вани. Я, к примеру, недавно узнал, что в Киеве, оказывается, совершенно свободно можно ездить за рулем автомобиля, не пристегиваясь ремнем безопасности. Говорят, правда, при этом обязательно нужно иметь при себе медицинскую справку и предъявлять по первому требованию сотрудникам ГАИ. Молва еще утверждает, что теперь без наличия страхового полиса невозможно пройти техосмотр. Так ли это, «ФАКТЫ» решили выяснить у заместителя начальника Главного управления МВД Украины в Киеве полковника милиции Александра Савченко.
«В любых обстоятельствах инспектор ГАИ обязан вести себя корректно»
-- Александр Ильич, что реально ожидает рядового автомобилиста в ближайшее время?
-- «ФАКТЫ» уже писали о начавшейся в прошлом году кардинальной реформе дорожно-патрульной службы. Водители наверняка заметили, что на улицах города значительного уменьшилось количество пеших патрулей. Уже сегодня ситуацию на дорогах контролируют в основном мобильные экипажи ГАИ. Запрещены безосновательные остановки автотранспорта, у водителей не требуют документов, не предусмотренных законодательством.
Если человек за рулем допустил, скажем, незначительное нарушение, заблудившись в городе, инспектор подскажет дорогу, предупредит и отпустит. Но когда водитель грубо нарушил правила, создал реальную угрозу для здоровья и жизни людей, то здесь, могу заверить, поблажек ему не будет. Однако в любых обстоятельствах инспектор ГАИ обязан вести себя корректно.
-- Как известно, обязательным документом при передвижении на автомобиле является и «страховка». Имеют ли право проверять ее наличие инспекторы ГАИ и, если да, то какая ответственность предусмотрена за ее отсутствие?
-- В соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 18 августа 2000 года N 1276 каждый водитель обязан иметь при себе договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. И сотрудники ГАИ вправе проверить у водителя его наличие. Что касается административной ответственности за отсутствие страхового полиса, то здесь ситуация немного сложней.
Дело в том, что пока не приняты соответствующие дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. И автоинспекторы, если у водителя нет договора страхования, вправе лишь ограничиться замечанием, напомнить ему о необходимости оформить «страховку».
-- Входит ли в перечень обязательных документов медицинская справка? В каких случаях Госавтоинспекция вправе потребовать у водителя ее предъявить?
-- Медицинскую комиссию каждый автомобилист обязан проходить раз в три года. А вот постоянно возить справку с собой нет никакой надобности -- ведь это не предусмотрено Правилами дорожного движения. Своевременное прохождение водителем медкомиссии Госавтоинспекция проконтролирует во время его обращения в ГАИ по поводу обмена или получения водительских прав или, что чаще происходит, во время прохождения техосмотра.
«Пьяные водители стали виновниками каждой десятой аварии»
-- Техосмотр-2001. Расскажите о его особенностях
-- Процедура прохождения технического осмотра в нынешнем году практически не изменилась. Напомню, что техосмотру в этом году подлежат транспортные средства непарного года выпуска. А предприятия, учреждения и организации -- независимо от форм собственности -- как и раньше, обязаны предоставлять имеющийся на балансе автотранспорт для технического осмотра ежегодно.
В столице техосмотр проводится на станции диагностики по адресу: улица Туполева, 19, а также в районных подразделениях ГАИ. Начинается он с того, что сотрудники Госавтоинспекции проверяют, соответствуют ли записям в регистрационном документе тип, марка, модель, номерной знак, номера шасси (рамы), кузова и двигателя. Затем машина проверяется по компьютерной базе «Угон» и «Арест».
-- В каких случаях машина считается исправной?
-- Прежде всего проверяются узлы и агрегаты, неисправность которых может влиять на безопасность дорожного движения. Техническое состояние автомобиля должно соответствовать правилам дорожного движения. К тому же машина должна быть полностью укомплектована. Имею в виду ремни безопасности, знак аварийной остановки, аптечку, огнетушитель, противоугонное устройство, запасное колесо, домкрат, баллонный ключ и трос буксировки.
Если все в порядке, на ваше транспортное средство будет выдан талон, в котором сотрудник ГАИ сделает соответствующие пометки, поставит свой личный штамп и подпись. Номер талона и данные о сотруднике, который проводил техосмотр, внесут в компьютерную базу «Автомобиль», чтобы исключить использование поддельных талонов.
-- В прошлом году число автомашин, зарегистрированных в столице, шагнуло за полмиллиона. Уже сегодня в Киеве на один километр автодорог приходится более 300 единиц транспорта. Естественно, что в такой ситуации водителю все труднее проехать по городским улицам, а пешеходу -- перейти проезжую часть. Кто из них больше нарушает?
-- Прибавьте еще к упомянутой вами цифре около 200 тысяч транзитного транспорта и в итоге получим целую моторизованную армаду, которая значительно ухудшает экологию (70 процентов вредных выбросов в атмосферу приходится на автотранспорт. -- Авт. ), да еще ежедневно создает аварийные ситуации на улицах и магистралях столицы.
Безусловно, мы делаем все возможное, чтобы сократить пагубное влияние автотранспорта на жизнь киевлян. Однако ситуация на дорогах в первую очередь зависит от дисциплинированности, если хотите, культуры каждого -- подчеркиваю, каждого! -- участника дорожного движения.
Возьмем, к примеру, пешеходов. В городе больше половины всех дорожно-транспортных происшествий происходит по их вине. Причина, как правило, достаточно банальна: переход проезжей части в неположенном месте. Ну никак люди не усвоят, что улицу нужно переходить только на зеленый сигнал светофора, что пешеходный переход -- место, где водитель должен уступить дорогу пешеходу! А результат, как правило, трагичен: за прошедший год 163 человека погибли и 1331 травмирован. Среди пострадавших 265 детей, жизнь одного ребенка спасти не удалось. Эта категория пешеходов самая уязвимая, практически каждое ДТП с участием ребенка приводит к тяжелым последствиям -- на это особо хочется обратить внимание взрослых.
У водителей наиболее распространенным нарушением правил традиционно остаются превышение безопасной скорости движения и проезд перекрестков. Пьяные водители стали виновниками каждой десятой аварии. И очень многие не обращают внимание на включенную сирену или маячок, хотя уступить дорогу такой машине просто необходимо -- она спешит на помощь пострадавшим.
Места, где чаще всего случаются дорожно-транспортные происшествия в Киеве, -- это проспект Ватутина, Харьковское и Броварское шоссе, проспект Маяковского и улица Братиславская. Поэтому при передвижении по этим магистралям следует проявлять особую осторожность.
«Пренебрегать даже самыми элементарными противоугонными мерами я бы не советовал никому»
-- В сводках ГАИ все реже стали появляться сообщения об угонах автотранспорта
-- Знаете, недавно мне рассказали анекдот: «Армянскому радио задают вопрос: что нужно сделать, чтобы цену на «Запорожец» поднять вдвое? Ответ: нужно заправить ему полный бак». Так вот, в реальной жизни все по-другому. Сегодняшних автоворов устраивают практически все машины -- от престижных иномарок до патриархальных «Запорожцев». А автомобили марки «ЗАЗ» даже входят в десятку самых «почитаемых» у преступников машин!
Но, действительно, угонять стали меньше. И это радует. Сегодня столичное управление ГАИ ежедневно регистрирует одно-два подобных преступления (а ведь еще каких-то пять лет назад, бывало, и 30 (!) машин в день! -- Авт. ). За весь минувший год в Киеве зарегистрировано чуть более 400 угонов и краж автотранспорта. В 2000 году усилиями столичной милиции прекращена деятельность нескольких преступных группировок, специализирующихся на автокражах. По более чем 100 фактах незаконного завладения автотранспортом завершены расследования и материалы переданы в суд.
Однако расслабляться автовладельцам не советую. Нынешний автовор -- это в первую очередь профессионал, который в считанные секунды может вскрыть любой незащищенный автомобиль. Подчеркиваю, незащищенный! По статистике 90 процентов похищенных в прошлом году автомобилей не были оборудованы даже элементарными средствами защиты -- той же «кочергой», блокирующей руль и педали, или простейшим самодельным отсекателем топлива.
Я уже не говорю о серьезных противоугонных устройствах. А ведь цена даже самых дорогих из них не превышает и процента стоимости престижного автомобиля. Если у водителя хватило денег на автомобиль, то размышления по поводу «устанавливать» или «не устанавливать» на него «противоугонку» просто неуместны. Точно так же, как и экономить на охраняемой стоянке или гараже. Ведь оставленный на ночь возле подъезда автомобиль -- соблазн даже для мелкого воришки.
-- Все же какие машины пользуются повышенным спросом?
-- Традиционно «Жигули» девятой и девяносто девятой модели. Каждый девятый автомобиль, похищенный в прошлом году в Киеве, был именно этой марки. Среди машин иностранного производства популярна немецкая «Ауди», которая совсем немного уступает «девяткам». Замыкает тройку лидеров еще один «немец» -- «Фольскваген», особо ценятся «Пассаты» (в прошлом году похищено 27 таких машин).
Но хотел бы еще раз предупредить, что на каждый товар найдется свой покупатель. Поэтому пренебрегать противоугонными мерами я бы не советовал никому.
Читайте нас в Facebook