Экс–чемпион мира по шахматам Руслан Пономарев: «Счастливый свитер, в котором я стал чемпионом мира, так больше ни разу и не надел»
На долгое время «ушедший в подполье» первый украинский и самый молодой в истории шахмат чемпион мира Руслан Пономарев недавно вновь громко напомнил о себе. В июле 26-летний киевлянин с блеском выиграл супертурнир в немецком Дортмунде, а затем объявил о своей готовности выступить в составе национальной сборной на Всемирной шахматной олимпиаде.
После возвращения из Германии шахматист пару дней отсыпался в Киеве, затем отправился в Ужгород, а оттуда — на клубный чемпионат Испании. Сентябрь у экс-чемпиона мира также выдался весьма напряженным: командное первенство Румынии, тренировочный сбор украинской команды и поездка на Всемирную шахматную олимпиаду в российский Ханты-Мансийск. В перерывах между турнирами и поездками «ФАКТАМ» удалось-таки пообщаться с гроссмейстером.
«В конце 1990-х годов моему тренеру, чтобы оплатить поездку на турнир, приходилось даже гробы продавать»
— Я всегда хотел выступать за сборную Украины, но при предыдущем руководстве шахматной федерации это было невозможно по принципиальным соображениям, — поделился с читателями нашей газеты Руслан Пономарев. — О них я рассказывал еще шесть лет назад на прямой линии «ФАКТОВ», состоявшейся сразу же после возвращения с триумфальной для нас Всемирной шахматной олимпиады в Испании.
За победу на Всемирной шахматной олимпиаде (крупнейшем по числу одновременно участвующих стран мировом спортивном форуме после Олимпийских игр. — Авт. ) государство заплатило нам по 10 тысяч гривен премиальных. Это в десятки раз меньше, чем платят своим игрокам другие страны (например, каждому из шахматистов сборной России за победу на олимпиаде обещано по 50 тысяч долларов, а за второе и третье места — соответственно 25 и 15 тысяч. — Авт. ).
Дело здесь не столько в деньгах, сколько в самоуважении. Чем мы, украинцы, хуже своих коллег? Тогдашние шахматные функционеры не только не желали вести диалог с игроками, но вообще самоустранились от решения наболевших вопросов. Лишь после смены руководства федерации мое выступление в сборной стало возможным.
— Ходят слухи о возвращении в сборную Сергея Карякина, сменившего год назад украинское гражданство на российское. Правда ли это?
— Слышал, что у нового состава федерации такие амбициозные планы имеются. Подробностями переговоров, правда, не интересовался. Знаю, что в Ханты-Мансийске Карякин дебютирует в составе сборной России.
Когда я стал чемпионом мира среди юношей, предложения выступать за другую страну мне тоже поступали. Это были тяжелые времена в плане поездок на соревнования — не хватало денег. Это сейчас нет проблем: организаторы обеспечивают проезд, проживание и стартовый гонорар. А тогда, в конце 1990-х годов, моему тренеру и однофамильцу Михаилу Пономареву, чтобы оплатить командировку на турнир, приходилось даже гробы продавать. Остался я в Украине случайно. Возвращался с соревнований, и в самолете познакомился с президентом кондитерской компании АВК Виктором Авраменко. Он заинтересовался, стал помогать, и вопрос переезда отпал сам собой.
— Несомненно, уверенности в своих силах на предстоящей олимпиаде тебе должно придать недавнее успешное выступление в Германии.
— После удачного финиша я долго вспоминал, когда в последний раз выигрывал столь крупный турнир. В ноябре 2006-го я по дополнительным показателям был первым на московском Мемориале Михаила Таля, а здесь — единоличная победа, да еще с отрывом в полтора очка от второго призера. В Дортмунде играл впервые. Состав турнира здесь довольно консервативный. Из шести участников постоянную прописку имеют Владимир Крамник (россиянин побеждал в Германии девять раз, и накануне старта большинство экспертов предрекало его десятый успех), венгр Петер Леко, победитель московского «Аэрофлот-оупен», а также представитель страны-организатора. Остается всего два места, а ведь сильных шахматистов в мире хватает.
Доволен я еще и потому, что времени на подготовку (до этого выступал в Румынии) было очень мало — всего 10 дней.
«Чтобы отвлечься от шахмат, ездил на концерт группы «Рамштайн»
— Секретами подготовки к соревнованиям не поделишься?
— Почему бы и нет? Со своим секундантом — гроссмейстером из Мукачево Захаром Ефименко — я из Румынии отправился в Испанию. Сняли гостиницу в Стране басков, в прекрасном месте неподалеку от города Бильбао (там же живет подруга Руслана — испанка Иньес. — Авт. ). Рядом Атлантический океан, так что летняя жара нам особо не докучала. Чтобы отвлечься от шахмат, ездили в Бильбао на концерт группы «Рамштайн».
— Музыка как-то помогает настроиться на игру?
— Часто бывает, что соревнования проводятся в театрах, и там для разогрева участников и зрителей постоянно включают какую-то музыку. Например, в Германии перед каждой партией звучала музыка немецкого композитора Рихарда Штрауса (не путать со знаменитым Иоганном Штраусом. — Авт. ) — симфоническая поэма «Так говорил Заратустра», ставшая широко известной благодаря фильму Стэнли Кубрика «Космическая одиссея». Это произведение создавало мне боевое настроение.
— А что еще может поднять тебе настроение перед игрой?
— Если игра складывается удачно, то перед каждой новой партией стараюсь соблюдать какой-то определенный ритуал. Помню: на одном из самых удачных для меня выступлений я каждый раз на завтраке в отеле просил одну и ту же официантку принести зеленый чай. И надо же было такому случиться, что, когда эта девушка была выходной, я потерпел свое единственное поражение. Ну как после этого не верить в приметы?..
— У тебя есть любимое блюдо и можешь ли сам себе что-то приготовить?
— Особых предпочтений нет. Главное, чтобы еда была свежей, вкусной и нежирной. Раньше я и борщ мог сам сварить. Будучи в гостях у Веселина Топалова, в Испании готовил борщ, а от болгарина перенял рецепт испанского супа на основе томатов — гаспачо. Особенно хорош такой суп в жаркую погоду.
— Твой самый знаменитый талисман — свитер, который ты не снимал в течение месяца во время чемпионата мира в Москве и в победном для тебя финальном матче с Василием Иванчуком.
— Ну что вы! После того как стал чемпионом мира, счастливый свитер так ни разу и не надел. Но и не выбросил, надо у мамы спросить, где он
«В метро меня обязательно кто-то узнает и просит автограф»
— В Ханты-Мансийске рейтинг-фаворитом в борьбе за «золото» будут россияне во главе с экс-чемпионом мира Владимиром Крамником. Всего же на олимпиаде выступит рекордное число команд — 158. Есть ли в их составах неудобные для тебя соперники?
— Недавно мне удалось взять верх над Крамником, и счет наших встреч в игре с классическим контролем времени после этого сравнялся — 3:3. С россиянами я, вообще-то, играю удачно, но не настолько, чтобы считать их удобными соперниками. Неплохой у меня результат и против сильнейших гроссмейстеров из других стран. Единственное исключение — чемпион мира Вишванатан Ананд. К его манере игры мне пока что приспособиться трудно. Вообще-то, на олимпиадах слабых соперников не бывает (ну разве что в первом туре), и любая команда может преподнести сюрприз.
— Остаются еще электронные противники — компьютеры. Как складывается твое соперничество с ними?
— Выиграть у машины очень сложно: она не делает грубых «зевков», не испытывает недостатка во времени, ее не возьмешь измором. Хотя если человек ставит задачу не проиграть, то вполне может добиться ничьей. Думаю, что о полном фиаско человека в борьбе с компьютером говорить рано. Пока машина не просчитает всю игру до конца, начиная с первого хода, у нас, людей, еще остаются шансы. Когда я от игры с компьютером перехожу к поединкам со своими коллегами, то даже как-то морально раскрепощаюсь. Чувствую, что напротив тоже сидит человек, которому свойственно ошибаться.
— Зато человек может попытаться вывести тебя из равновесия
— В основном, кстати, на олимпиадах. Среди тысяч участников могут попасться любители потрепать сопернику нервы. Бывает, придет такой парень и смотрит на тебя так, будто хочет ударить. В ответ тоже хочется вмазать ему по физиономии. А еще есть прием — нервно раскачиваться в кресле или специально шмыгать носом, чтобы заставить противника потерять концентрацию. Серьезные гроссмейстеры таких трюков себе не позволяют.
— Тебя часто видят в метро. Повышенное внимание к своей персоне ощущаешь?
— Во время поездки обязательно кто-нибудь узнает и попросит автограф. Но это совсем не то, что было сразу после того, как я стал чемпионом мира. Помню: после победы над Иванчуком вернулся в Краматорск. Тогда показалось, что на улицы вышел весь город! На вокзале меня подхватили и понесли. Огромная толпа людей — не пройти, не спрятаться Сейчас привык, втянулся.
Вообще-то, популярности я специально не ищу. Конечно, хотелось бы получить водительские права, а кроме велосипеда, освоить еще и мотоцикл. Затем, чем черт не шутит, научиться управлять каким-нибудь летательным аппаратом. Вот только времени на все это не хватает.
— У тебя есть любимая шахматная фигура?
— На шахматной доске различий между фигурами не делаю. Если вы имеете в виду женскую фигуру, то нет ничего прекраснее, чем крупная женщина. Рубеновского типа (Смеется. )
Рецепт испанского супа гаспачо от Руслана Пономарева
500 г помидоров, 300 г болгарского перца, 300 г огурцов, 150 г лука, один-два зубчика чеснока почистить и нарезать не слишком мелко и измельчить в блендере. Добавить сок одного лимона, 100 мл оливкового масла. Посолить, поперчить. Еще раз взбить. Поставить в холодильник на 3-4 часа. Готовый суп посыпать зеленью. Подавать с сухариками.
1923Читайте нас у Facebook