«Мы с напарником за 26 часов пребывания в воздухе выпили лишь по пол-литра воды»
— Сейчас мне вручили диплом рекордсмена Украины за самый протяженный полет на легкомоторном самолете, а ведь впервые я самостоятельно поднял в воздух крылатую машину в 48 лет, — рассказал «ФАКТАМ» 54-летний летчик-любитель из Феодосии Сергей Шевчук. — Я с детства мечтал о небе. Но жизнь складывалась так, что только в зрелые годы окончил летную школу.
«Одновременно управлял самолетом и делал упражнения для ног»
Сергей Шевчук стал первым украинцем, которому удалось на маленьком легкомоторном самолете долететь до Северного полярного круга, пересечь его и приземлиться на самом краю Европы — в Норвегии, на мысе Нордкап. Напарником Сергея был гражданин России Максим Рабинович, выполнявший обязанности штурмана и радиста. К Нордкапу экипаж летел с несколькими промежуточными посадками. В общей сложности преодолели 7333 километра, проведя в воздухе 26 часов. На аэродроме Макаров под Киевом летчиков встречали представители Национального реестра рекордов Украины, чтобы вручить дипломы рекордсменов.
— В самом протяженном из перелетов вы провели в кресле пилота более шести часов. Делали зарядку, чтобы размять ноги, руки? — обращаюсь к Сергею Шевчуку.
— Когда так долго сидишь в кресле, прежде всего страдают ноги — они затекают. Чтобы оживить кровообращение, упирался пятками в пол, поднимал пальцы вверх и шевелил ими. Еще и массаж себе делал, передавая на время управление Максиму.
— Нашлось ли в вашей маленькой кабине место для туалета — ведь непросто много часов подряд не справлять нужду?
— На борту был мобильный американский туалет. Им могут пользоваться и женщины. Это пластиковая емкость, в которой содержится особое вещество, превращающее мочу в гель. Справил нужду, застегнул туалет на молнию — и после посадки выкинул в мусорный бак. К слову, в советские годы в качестве писсуара летчики использовали… презервативы, которые потом завязывали ниткой.
Только мы с Максимом на борту не пользовались туалетом, потому что мало пили и ели. У каждого было по пол-литровой бутылке воды. Изредка делали лишь несколько глотков. Так что этого запаса хватило на все 26 часов, которые наш экипаж провел в воздухе. На земле, конечно, принимали нормальные порции жидкости. Во время перелетов питались только орехами — съедали по одному-два ядрышка в час. Это высококалорийный продукт, при этом имеет очень малый объем.
За три недели до старта я сел на диету и начал готовить организм к перелету. То же самое сделал и Максим.
«Топливо на перелет обошлось в три тысячи евро»
— В кабине поддерживается микроклимат?
— На большой высоте за бортом, скажем, 15 градусов мороза, а в самолете — плюс 20-22. Мы были одеты в футболки.
— Сколько потратили на эту экспедицию?
— Львиная доля расходов — порядка трех тысяч евро — пришлась на топливо, которое в Финляндии и Норвегии очень дорогое. Мы стартовали в Феодосии. Промежуточные посадки делали в Черновцах, Польше, Литве и в финском городе Рованиеми, рядом с которым находится резиденция Санта-Клауса. Последний перелет к самой северной точке Европы был очень тяжелым. Облака буквально лежали на вершинах скал, так что лететь ниже облачности было невозможно. Но только мы поднимались выше — крылья начинали покрываться льдом, что очень опасно. Решили отклониться от маршрута — полетели над Северным ледовитым океаном. Опустились очень низко — чуть ли не касались колесами воды. Возле мыса Нордкап круто — на 90 градусов — повернули к суше. Тамошний аэродром имеет короткую (всего 600 метров) взлетно-посадочную полосу, которая обрывается над морем, поэтому приземляться следовало особенно аккуратно.
— В одном из телерепортажей было сказано, что ваш самолет стоит сто тысяч долларов…
— Я не хотел бы говорить об этом. Кстати, знаю людей, которые продавали квартиры ради того, чтобы купить самолет.
Мой RV-10 — американская машина. Она продается в разобранном виде, как конструктор. Для меня его собрали на авиазаводе под Москвой. Этот самолет отлично подходит к нашей сети аэродромов, оставшейся от советской сельхозавиации, с короткими — лишь 400 метров — взлетно-посадочными полосами. Кроме того, он может брать на борт много топлива. Сейчас при полной загрузке горючим можно пролететь без дозаправки 3500 километров. Но я доработаю машину, чтобы увеличить этот показатель до четырех тысяч. Это важно, ведь в будущем году на этом самолете в одиночку попытаюсь обогнуть земной шар. В кругосветку пригласил бы и Максима, но поскольку на борт понадобится взять максимально возможное количество топлива, придется обойтись без штурмана. Кстати, самым серьезным испытанием будет перелет через Тихий океан. Пересеку его в два этапа — с посадкой на Гавайских островах. Участок от США до Гавайев — 3700 километров — будет самым протяженным во всей кругосветке.
— Пишут, что у вас есть самый старый из имеющихся в Украине самолетов.
— Да, «Цессна» 1947 года выпуска. Я купил его у 83-летнего американского дедушки по цене автомобиля. Эта крылатая машина летает, и даже лучше, чем некоторые современные самолеты.
782Читайте нас у Facebook