ПОИСК
Події

По проложенному контрабандистами тоннелю из Украины в Словакию, курсировали... мини-поезда

8:00 12 липня 2013
Інф. «ФАКТІВ»
В Ужгородском горрайонном суде рассматривается дело об одной из самых громких международных афер

Улица Запорожская расположена на окраине Ужгорода, и дом, построенный в самом ее конце, у лесного массива, ничем не выделяется, в городе есть новостройки куда роскошнее. Единственная особенность дома в том, что он стоит всего в 200 метрах от границы Украины и Словакии, то есть внешней границы Евросоюза. Это и было использовано для организации одной из самых громких контрабандных афер последнего времени — строительства подземного межгосударственного тоннеля.

*Вход в подземный тоннель с украинской стороны находился в этом доме на окраине Ужгорода (фото автора)

В вагонетках мини-поезда можно было перевозить не только товар, но и людей

Год назад крупнейшие европейские информационные агентства взорвала сенсационная новость: спецподразделение словацкой налоговой полиции «Кобра» выявило на приграничной территории частное предприятие, с которого был проложен подземный тоннель в Украину. Для поиска каналов поставок контрабанды через свою восточную границу словаки задействовали специальное оборудование, обнаруживающее с поверхности подземные коммуникации. Оно и показало, что с небольшого частного предприятия возле села Нижне Немецке в 500 метрах от границы ведет подземный ход, заканчивающийся в частном доме на украинской территории. Около трех недель правоохранители соседней страны тщательно следили за объектом, а 18 июля прошлого года взяли его штурмом. Во дворе дома обнаружили грузовик IVEKO с двойным кузовом (в нижнюю скрытую часть грузили контрабандные сигареты, а верхнюю присыпали гравием), 13 тысяч 100 блоков сигарет Jin Ling и вход в подземный тоннель диаметром 90 сантиметров с проложенными внутри рельсами.

РЕКЛАМА

*Внутри тоннеля по рельсам двигался мини-электропоезд с 18 вагонетками (фото из словацких СМИ)

РЕКЛАМА

Словаки сообщили об этой спецоперации украинским коллегам, и в дом на улице Запорожской вскоре ворвались бойцы «Альфы». Ни одного человека там не оказалось. Более того, при обыске жилых и подсобных помещений вход в тоннель не нашли. Тогда силовики вызвали экскаватор. Машина, копая во дворе котлован, прорвала ковшом полихлорвиниловые плиты, под которыми открылся тоннель. В образовавшееся отверстие спустились эмчеэсовцы и в поисках входа наткнулись на бетонную стену в подвале дома. Стена оказалась... раздвижной, с противоположной стороны ее сумели открыть с помощью ломиков. Позже отыскали механизм, отодвигающий стену нажатием кнопки. В самом тоннеле нашли 18 изготовленных кустарным способом вагонеток и мини-электропоезд. Кроме того, в ходе обыска обнаружили сорок ящиков сигарет Jin Ling (как выяснилось позже, не оригинальных, а поддельных), четыре маленьких пакета с кокаином, два паспорта граждан стран Восточной Азии и два свидетельства о предоставлении статуса беженца.

Технические характеристики тоннеля свидетельствуют о том, что его могли проложить только высококлассные специалисты с применением специальной техники. Длина тоннеля — почти 700 метров (из них 480 — на территории Словакии), максимальная глубина — 6 метров. Полихлорвиниловые плиты, которыми устланы стены, были укреплены стальными обручами. Мини-поезд приводился в движение электричеством из дома на украинской стороне, при этом в каждой вагонетке можно было перевозить не только товар, но и человека — в полулежачем положении. Кстати, электросчетчик в доме оказался неисправен, поэтому, сколько электроэнергии ушло на курсирование международного мини-состава, доподлинно неизвестно. Аппаратная (своеобразный центр управления движением поезда) также находилась на украинской территории. Позже эксперты установили, что строительство тоннеля обошлось в 15 миллионов гривен.

РЕКЛАМА

Через несколько дней после спецоперации «Кобры» министр финансов Словакии Петер Казимир заявил, что сумма неуплаченного акциза только за изъятые в ходе обыска сигареты составляет 350 тысяч евро. Если же учесть, что подземный электропоезд делал ходки по несколько раз в неделю, нанесенный стране ущерб мог ежегодно составлять до 50 миллионов евро.

О прокладке подземных межгосударственных коммуникаций ни в одной статье Уголовного кодекса не сказано, поэтому их строительство в вину задержанным не вменяли

И словаки, и украинцы начали собственные расследования преступления. Наши правоохранители установили, что 10 соток земли по улице Запорожской, на которых позже был построен тот самый дом, в начале 2000-х получил сотрудник Управления СБУ в Закарпатской области. В 2004 году он продал участок 68-летней Юлии С., жительнице Перечинского района — пожилой тяжелобольной женщине, которая умерла в 2008 году. О том, что Юлия С. купила участок в Ужгороде и строила дом, никто из ее ближайших родственников ни разу не слышал, поэтому стало понятно, что она — лишь подставное лицо. В причастности к преступлению подозревались двое племянников покойной — 46-летний Василий и 38-летний Михаил. Оба брата — частные предприниматели, жители Ужгородского района. Старший владеет небольшим гостинично-ресторанным комплексом в селе Холмок. Соседи с улицы Запорожской видели, что братья регулярно приезжали в дом, нанимали мастеров и строителей, подключали дом к электросети, платили за коммунальные услуги...

Само строительство на участке началось в 2005 году, причем его хозяева самовольно захватили соседние 0,4 сотки из земель запаса Ужгородского горсовета. Очевидно, параллельно с возведением дома начались и работы по прокладке тоннеля.

Тем временем словаки выяснили, что частный дом возле границы с Украиной в 2008 году купил 56-летний предприниматель из Братиславы Томаш В. Возле дома был большой сад, однако в 2009 году деревья выкорчевали, а на их месте появилась тяжелая строительная техника и грузовики. По всей вероятности, именно в этот период и была завершена прокладка тоннеля, после чего мини-электропоезд запустили в эксплуатацию. Томаша арестовали сразу после спецоперации словацкой «Кобры». Мужчину обвиняют в уклонении от уплаты налогов (акциза на сигареты), ему грозит тюремный срок от 3 до 8 лет.

Украинских же подозреваемых задержать по горячим следам не удалось. Оба брата исчезли, правда, не надолго. Через месяц, в августе 2012 года, сотрудники СБУ задержали их в Евпатории, в арендованном частном доме. В отношении братьев возбудили уголовное дело за самовольные захват земельного участка и строительство, незаконную транспортировку в целях сбыта подакцизных товаров, контрабанду наркотиков и переправку лиц через госграницу. Эти статьи объединены одним квалификационным признаком — совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. Интересно, что само строительство тоннеля задержанным в вину не вменяли. Оказывается, о прокладке подземных межгосударственных коммуникаций не сказано ни в одной статье Уголовного кодекса.

После задержания братья некоторое время провели за решеткой, но затем суд выпустил их на свободу. Одного — под денежный залог, у другого взяли подписку о невыезде. В ноябре прошлого года следствие, которое проводило Управление СБУ в Закарпатской области, завершили, после чего дело передали на рассмотрение в Ужгородский горрайонный суд.

Ни прокуратура, ни СБУ сообщать что-либо прессе о громком деле не желает. Оба брата, к которым в перерывах между судебными заседаниями подходят журналисты, также отказываются от комментариев.

С самого начала суда обвиняемые категорически отрицали свою причастность к захвату земли, строительству тоннеля и контрабанде.

— Никаких преступлений я не совершал, — убеждал судью Василий. — Тетка говорила, что перепишет дом на нас, но на кого, не уточняла. Возможно, на сестру. Землю я не захватывал, она мне не нужна, своей достаточно. Приезжал туда через день собак покормить. И мыслей не было о тоннеле. А что касается наркоты, так никогда в жизни ее не было и, надеюсь, не будет...

— Я приезжал туда на 15 минут или полчаса, — говорил Михаил. — Ничего незаконного не делал, виновным себя не считаю.

Недалеко от улицы Запорожской установлена вышка наших пограничников, с которой отлично видны как дом на украинской территории, так и предприятие на словацкой

По версии подсудимых, дом их тете помогали строить некие Алексей и Иван из Черновицкой области (никто из жителей улицы Запорожской и родственников Юлии С. о них никогда не слышал). Именно Алексей и Иван своими угрозами якобы и вынудили братьев бежать из Ужгорода.

Между тем адвокаты считают, что выдвинутые прокуратурой обвинения не имеют реальной доказательной базы. Единственное, что можно безоговорочно признать, говорят они, это наличие тоннеля. Однако никаких доказательств причастности подсудимых к его строительству и функционированию нет. Относительно пакетиков с кокаином (самое тяжкое из вменяемых преступлений, за которое предусмотрено до 10 лет тюрьмы) защита хоть и не говорит прямо, но всячески намекает, мол, наркотик подбросили во время обыска.

После ознакомления с аргументами подсудимых трудно поверить, что у братьев «и мыслей не было ни о каком тоннеле». Однако еще труднее поверить в то, что они самостоятельно могли организовать такую межгосударственную аферу. Василий и Михаил — простые люди, по профессии водители. Они даже не умеют грамотно объяснить свою позицию, их последнее слово в суде уместилось в одно предложение: «Адвокаты все сказали, прошу суд разобраться...» Похоже, организация строительства сложной конструкции с применением высокоточной техники — не их уровень.

То, что подсудимые — только низшее звено в преступлениях, понимает и следствие. В материалах уголовного дела есть докладная следователя СБУ прокурору области, в которой говорится, что жизни братьев может угрожать опасность. Но со стороны кого — следствие не установило. Также не выяснены имена специалистов, прокладывавших тоннель.

На самом деле больше всего вопросов в этом деле — к правоохранителям. На украинско-словацкой границе, рядом с улицей Запорожской, установлена вышка украинских пограничников, с которой просматриваются как дом на нашей территории, так и предприятие на словацкой. Не увидеть, что в обеих точках ведутся интенсивные работы, вывозится огромное количество земли, прибывает специальная техника, подъезжают микроавтобусы, — невозможно. Разведывательное подразделение пограничной службы обязано следить за прилегающей к границе территорией (причем не только украинской), обнаруживать места складирования и хранения контрабанды, маршруты доставки нелегалов, устанавливать причастных к этому людей. А тут под носом правоохранителей как минимум несколько лет происходило такое... И никто ничего не видел и не заподозрил? Тоннель мог действовать только под «крышей» и контролем тех, кто обязан был его обнаружить.

Во время дебатов прокуратура попросила суд признать Василия и Михаила виновными по всем вменяемым им статьям и приговорить каждого по совокупности преступлений к восьми годам лишения свободы с конфискацией имущества и штрафу в размере 10 тысяч необлагаемых минимумов (170 тысяч гривен). Приговор по делу будет вынесен в ближайшее время.

6749

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів