жилищная субсидия

Нелишне знать

В декларации для назначения субсидии достаточно сообщить о видах доходов

Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, «ФАКТЫ»

21.07.2015

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

Вступил в силу новый порядок оформления государственной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг

Новый порядок назначения субсидий был встречен гражданами с энтузиазмом. Как отметил министр социальной политики Павел Розенко, в настоящее время на рассмотрении управлений социальной защиты находится свыше 2 миллионов 200 тысяч заявлений о назначении субсидии. И еще около полутора миллионов семей уже начали получать государственную дотацию по новым правилам. Для сравнения: в прошлом году программой субсидий пользовались 374 тысячи семей.

В то же время в ходе рассмотрения поступивших заявлений стало понятно, что введенный порядок требует доработки. Например, в части декларирования семьями своих доходов…

По словам министра социальной политики Павла Розенко, новый порядок оказался намного эффективнее предыдущего. Число отказов в назначении субсидий снизилось до «мизерных» 3 процентов. А прежде этот показатель составлял 40—50 процентов.

— Когда мы внедряли новую систему, обещали, что будем быстро реагировать на критику и принимать необходимые изменения, — отметил Павел Розенко. — Именно поэтому Кабинет министров сделал еще один шаг навстречу людям и принял постановление о девяти важных изменениях, облегчающих назначение субсидии.

Разберемся в новшествах, указанных в Постановлении «Об упрощении порядка назначения и предоставления населению жилищных субсидий», которое опубликовано в официальной прессе сегодня, 21 июля, и с этого дня вступает в силу.

Изменение первое: теперь не нужно указывать в декларациях сумму доходов. Первые месяцы применения нового механизма показали, что наши сограждане не готовы декларировать свои заработки: было допущено много арифметических ошибок, причем в основном по незнанию. Естественно, штрафовать людей за такие помарки никто не стал: их попросили просто заново заполнить декларацию. Но из-за этого процедура оформления субсидии затянулась.

Поэтому правительство и приняло решение освободить людей от подсчетов своих доходов. Теперь в декларации достаточно написать, какой вид дохода (зарплату, пенсию, стипендию и так далее) получает человек. А сведения о суммах местные органы власти будут получать в ходе обмена данными с Пенсионным фондом, другими фондами социального страхования, высшими учебными заведениями и Государственной фискальной службой.

Изменение второе: упразднена норма относительно возврата в двойном размере излишне начисленной жилищной субсидии в случае подачи документов с недостоверными сведениями о доходах. Это логично. Поскольку размер своих доходов указывать не придется, то и повода для наложения штрафа не будет.

Изменение третье: решено не включать в совокупный доход семьи некоторые виды помощи. Как отметил министр, не будут учитываться благотворительная помощь (полученная от местных органов власти, фондов и так далее) и многие виды одноразовых выплат. Например, помощь ветеранам к 9 Мая, при рождении ребенка, на оздоровление, матерям-героиням, на погребение, помощь, которую получает семья воина, погибшего в зоне АТО, а также единовременные выплаты семьям из местных бюджетов.

Такое решение было принято из-за того, что единожды полученная крупная сумма могла существенно повлиять на будущий размер субсидии (уменьшить ее, естественно). А то и вовсе лишить семью государственной поддержки.

Кроме того, не будут учитываться при подсчете доходы (денежное обеспечение) военнослужащих, задействованных в АТО, что расширит права их семей на получение субсидии.

Изменение четвертое: правительство дало людям возможность по их желанию указывать доходы не за год или полгода, а за три предыдущих месяца.

— Очевидно, что доходы наших сограждан сейчас меняются не в лучшую сторону, — сказал Павел Розенко. — Поэтому нам нужно более оперативно рассчитывать размер субсидии.

Изменение пятое: для пенсионеров период, за который учитываются доходы, вообще сократили до одного месяца. То есть им субсидия назначается с учетом сумм, полученных в месяце, предшествовавшем обращению (поскольку доходы пенсионеров обычно стабильны).

Изменение шестое: правительство наконец-то предоставило частным предпринимателям возможность обращаться за субсидиями.

Дело в том, что предприниматели — плательщики единого налога первой, второй и третьей групп — указывали в декларациях свой валовой доход, который был достаточно значительным и не учитывал их затрат. Поэтому люди, занимающиеся бизнесом, не могли получать субсидии.

Ныне для тех, кто платит единый налог, установлен фиксированный уровень дохода, который будет учитываться при назначении субсидии:

  • плательщикам первой группы — один прожиточный минимум для трудоспособных лиц (в 2015 году — 1 тысяча 218 гривен).
  • второй группы — два прожиточных минимума для трудоспособных лиц (2 тысячи 436 гривен)
  • третьей группы — три прожиточных минимума для трудоспособных лиц (3 тысячи 654 гривни).

Изменение седьмое: решен вопрос, как назначать субсидию в случае внезапной смерти владельца жилья. Известно, что процесс оформления наследства может занимать от полугода до нескольких лет. И все это время семья фактически лишается права на субсидию, ведь непонятно, кому принадлежит квартира или дом.

Правительство позволило назначать таким семьям субсидию по решению комиссии при местных органах власти. Оформлять помощь будут на одного из трудоспособных членов семьи, зарегистрированных на этой жилплощади.

Изменение восьмое: расширены права местных органов власти и комиссий. Теперь они могут в любых спорных вопросах самостоятельно принимать решения о предоставлении субсидии.

Как показала практика, при назначении субсидии возникает масса нестандартных ситуаций. И вместо того, чтобы долго решать нетипичные проблемы постановлениями Кабинета министров, правительство передало комиссиям при местных органах власти право разбираться в ситуациях и самим принимать решение о назначении субсидии. Например, в случаях, когда надо установить фактическое количество граждан, проживающих в квартире или доме.

— Мы призываем комиссии принимать решения в пользу людей, — обратился министр социальной политики к местным органам власти. — Нам сегодня нужно привлечь в систему субсидий как можно больше граждан, чтобы они чувствовали себя защищенными.

Изменение девятое. Из-за того что в стране нет единого реестра, в котором можно было бы оперативно выяснить состав семьи, проживающей в квартире или доме, правительство вынуждено обращаться за этой информацией к разнообразным структурам. Законом установлен пятидневный срок для получения ответа на такой запрос. Но, к сожалению, учреждения сроков не придерживаются и данные не всегда приходят вовремя. Из-за этого семьям задерживают назначение субсидии. Поэтому Кабинет министров разрешил управлениям соцзащиты, в случае если сведения о составе семьи не пришли вовремя, назначать субсидию исходя из данных, указанных в декларации.

Еще один важный момент: правительство обязало Минрегионстрой, Минэнерго и «Укрпочту» до 1 сентября (то есть накануне отопительного сезона) еще раз разослать всем гражданам бланки новых деклараций и заявлений об оформлении субсидии.

Впрочем, семьи могут использовать и старые бланки. Они действительны, их не упразднили. Просто теперь в них не нужно указывать сумму доходов. Более того, семьи, которые ранее обращались за субсидией, но не смогли ее оформить из-за ограничений, снятых этим постановлением, ныне имеют полное право снова подать заявление.

Павел Розенко отметил, что реформа системы субсидий еще не окончена. Правительство будет и дальше мониторить ситуацию и оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Напомним, что с 1 мая Министерство социальной политики существенно упростило порядок обращения за субсидией. Теперь государственная дотация на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается на основании всего двух документов — заявления и декларации о доходах и имуществе семьи.

Никаких дополнительных бумаг подавать не требуется: ни справок о составе семьи и доходах, ни копий паспортов. Сведения, необходимые для назначения помощи, будут поступать от организаций, предоставляющих услуги. Например, о площади квартиры, стоимости отопления, квартплате — от жэков. О стоимости электроэнергии — от управлений облэнерго, газа — от облгазов…

Также были сняты почти все ограничения, ранее мешавшие людям оформить субсидию. Например, прежде она не полагалась семье, которая владела двумя жилыми помещениями. Теперь же на государственную помощь может претендовать семья, имеющая любое количество квартир. Однако субсидию она получит только на ту недвижимость, которая является ее основным местом жительства. А если свою вторую или третью квартиру семья сдает внаем, доходы от аренды должны быть отображены в декларации. Были упразднены ограничения и для людей, владеющих земельным паем, а также двумя и более автомобилями.

Кроме того, ликвидировано ограни­че­ние, не позволявшее назначать людям субсидию в том случае, если они на протяжении последних 12 месяцев совершили покупку на сумму свыше десяти средних размеров прожиточного минимума (в 2014 году — более 11 тысяч 760 гривен). Точнее, норма не отменена, но цена покупки увеличена до 50 тысяч гривен. И в назначении семье не откажут, просто решение о выделении государственной дотации будет приниматься специальными комиссиями.

Еще один важный момент: субсидии назначают и в том случае, если один из членов семьи легально не работает, не стоит на бирже труда, не учится в институте… Только для этого человека доход будет учтен на уровне прожиточного минимума (в 2015 году — 1 тысяча 218 гривен).

Кроме того, с мая субсидия предоставляется не на шесть месяцев, а на двенадцать. И продлевается без повторного обращения — автоматически. Ну, а если доход семьи изменится, органы соцзащиты это сразу же увидят, ведь они регулярно получают информацию из фискальной службы и Пенсионного фонда. В таком случае размер субсидии будет пересчитан. И тоже автоматически, без дополнительного обращения граждан.

Что касается размеров такой помощи, то еще в октябре прошлого года был полностью изменен механизм расчета обязательной части, которую семья должна вносить за жилищно-коммунальные услуги при назначении субсидий. Теперь обязательный платеж зависит исключительно от доходов семьи. Проще говоря, люди, имеющие более высокий доход, платят больше, чем те, у кого он низкий. И отдельно для каждой семьи определяются проценты суммы, которые она должна вносить. Устанавливаются проценты по достаточно сложной формуле. Поэтому Министерство социальной политики рассчитало специальную таблицу, в которой указано, сколько необходимо платить семье в зависимости от суммы ее дохода (см. таблицу).

Напоминаем, что, позвонив на правительственную горячую линию, можно получить ответы на все интересующие вас вопросы, в том числе о социальной защите: 0−800−507−309 (звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные).

Кроме того, правительство разработало онлайн-калькулятор, который поможет людям сориентироваться в том, сколько им придется платить с учетом субсидии. Баннер с калькулятором размещен на сайте Кабинета министров: http://www.kmu.gov.ua/control/calculator

Расчет ежемесячного платежа при назначении субсидии

Средний доход на человека в месяц

Обязательная часть платы за жилкомуслуги (в процентах от дохода семьи) Максимальный ежемесячный платеж для семьи из одного человека (гривен) Максимальный ежемесячный платеж для семьи из двух человек (гривен) Максимальный ежемесячный платеж для семьи из трех человек (гривен)

500

3,19% 15,9 31,9 47,8

510

3,25% 16,6 33,2 49,8

520

3,32% 17,2 34,5 51,7

530

3,38% 17,9 35,8 53,7

540

3,44% 18,6 37,2 55,8

550

3,51% 19,3 38,6 57,9

560

3,57% 20,0 40,0 60,0

570

3,64% 20,7 41,4 62,2

580

3,70% 21,5 42,9 64,4

590

3,76% 22,2 44,4 66,6

600

3,83% 23,0 45,9 68,9

610

3,89% 23,7 47,5 71,2

620

3,95% 24,5 49,0 73,5

630

4,02% 25,3 50,6 75,9

640

4,08% 26,1 52,2 78,4

650

4,15% 26,9 53,9 80,8

660

4,21% 27,8 55,6 83,3

670

4,27% 28,6 57,3 85,9

680

4,34% 29,5 59,0 88,5

690

4,40% 30,4 60,7 91,1

700

4,46% 31,3 62,5 93,8

710

4,53% 32,1 64,3 96,4

720

4,59% 33,1 66,1 99,2

730

4,66% 34,0 68,0 102,0

740

4,72% 34,9 69,8 104,8

750

4,78% 35,9 71,7 107,6

760

4,85% 36,8 73,7 110,5

770

4,91% 37,8 75,6 113,4

780

4,97% 38,8 77,6 116,4

790

5,04% 39,8 79,6 119,4

800

5,10% 40,8 81,6 122,4

900

5,74% 51,7 103,3 155,0

1000

6,38% 63,8 127,6 191,3

1100

7,02% 77,2 154,3 231,5

1200

7,65% 91,8 183,7 275,5

1300

8,29% 107,8 215,6 323,3

1400

8,93% 125,0 250,0 375,0

1500

9,57% 143,5 287,0 430,5

1600

10,20% 163,3 326,5 489,8

1700

10,84% 184,3 368,6 552,9

1800

11,48% 206,6 413,3 619,9

1900

12,12% 230,2 460,5 690,7

2000

12,76% 255,1 510,2 765,3

Фото в заголовке Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter


Загрузка...


На одесском рынке: — Молодой человек, зачем было забивать такого маленького кролика?! В нем же почти нет мяса! — Я его забил?! Здрасьте! Он сам умер!