Николай Василюк: "Следователь сказал, что парней, угрожавших мне расправой, я должен... простить"
Егерь Житомирского областного общества охотников и рыболовов Николай Василюк на днях получил жуткую посылку — гроб с надписью: «От братвы». Так егерю отомстили браконьеры, которых он задержал с трофеем.
— Два года назад я поймал в лесу трех браконьеров с убитой лосихой, — говорит 60-летний егерь Николай Василюк. — Поскольку охота на лося запрещена, их приговорили к штрафу в 21 тысячу гривен, одному из нарушителей дали два года условно и всех троих лишили права охотиться в течение двух лет. Признаться, о том случае я уже и забыл. Но срок наказания истек, мужчины возобновили лицензии на охоту, и недавно во время очередного рейда я встретил их в лесу. Они угрожали мне расправой и дали понять, что скоро я буду там же, где и застреленная лосиха.
Тут же написал заявление в милицию об угрозах, но реакции не последовало. Позже встретил этих людей в селе и снова услышал от них угрозы. А на днях к моему дому подъехал мотоцикл… с гробом. На нем было написано: «От братвы». Как объяснил «парламентер», который привез гроб, этот «подарок» мне в ближайшее время очень пригодится. Все происходило на глазах многочисленных свидетелей — как раз в это время люди встречали коров с пастбища. Соседи помогли задержать «парламентера». Я позвонил председателю сельсовета и в милицию, а гроб и мотоцикл решил спрятать как вещественные доказательства. Утром следующего дня лично отнес заявление начальнику милиции. Подробно рассказал обо всем, сообщил также, что охотники, которые мне угрожают, используют в лесу запрещенный вид оружия — карабины. Начальник милиции пообещал разобраться, а карабины отнять.
*Егерь Николай Василюк: «Мотоцикл и гроб я оставил у себя как вещественные доказательства. В милиции сказали, что для возбуждения уголовного дела оснований нет» (фото из личного архива Николая Василюка)
На следующий день меня вызвали в милицию. Следователь стал спрашивать, чей мотоцикл, фамилии свидетелей случившегося, не знаю ли я, кто купил гроб, кто продал. Ответил: «Это ваша работа — выяснить, как „подарок“ оказался в моем дворе». Я рассуждал так: в одиночку погрузить гроб на мотоцикл нелегко, значит, действовали несколько человек. Однако реакция следователя была странной: он предположил, что парни… пошутили и их нужно простить. Но ведь я работаю егерем, а «шутники» ходят в лесу с карабинами, оснащенными оптикой!
— Вам и сейчас угрожают?
— Каждое утро мне звонят неизвестные: «Посылку получил? Считай, что ты труп!» — и бросают трубку, — продолжает Николай Романович. — Или: «Ты еще жив? Береги гроб, скоро пригодится!» Я не робкого десятка, но очень неприятно начинать день с таких «приветствий».
Николай Василюк самостоятельно выяснил, что мотоцикл принадлежит браконьеру, на которого составлено множество административных протоколов, а сам гроб хулиганы купили в складчину. В милиции егерю сказали, что для возбуждения уголовного дела оснований нет.
— Личность человека, совершившего данное правонарушение установлена, — сообщил «ФАКТАМ» начальник Барановского райотдела милиции Алексей Гнатюк. — Он привлечен к административной ответственности согласно действующему законодательству.
Николай Василюк считает, что хулиганов наказали слишком мягко.
— Егерь должен быть начеку круглый год, — рассказывает Николай Романович. — Ходить по лесу одному крайне опасно. Наткнется егерь на браконьера или, хуже того, на группу нарушителей, и его могут похоронить там же, в лесу. Недавно моему коллеге выбили все зубы, слава Богу, хоть живым оставили. Поэтому мы стараемся действовать в составе рейдовых групп. В сезон охоты нам выделяют большие бригады. В одиночку задержать браконьера трудно, к тому же без свидетелей практически ничего нельзя доказать. Ведь для того, чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нужно поймать его с поличным. Задержав браконьера, мы везем его в милицию вместе с трофеем.
— Сколько лосей в вашем «подшефном» лесу? — интересуюсь у егеря.
— Еще несколько лет назад у нас обитало шесть лосей, а сегодня остался один, — вздыхает Николай Василюк. — А ведь охота на них вообще запрещена. В Украине крупные копытные и хищные животные — олени, зубры, волки, рыси — находятся под угрозой уничтожения из-за браконьерства и так называемой VIP-охоты. Если обычные охотники не стреляют в редкие виды, то «випы» бьют все подряд.
Между тем Министерство экологии и природных ресурсов Украины совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия приняли решение увеличить штрафы за нарушение законодательства в сфере охотничьего хозяйства и охоты.
— Штраф за убитого лося теперь будет составлять 75 тысяч гривен, оленя — 50 тысяч гривен, кабана — 33 тысячи, зайца — 7 тысяч, волка — 2 тысячи гривен, лебедя — 3 тысячи, белку — тысячу, утку — 800 гривен, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Министерства экологии и природных ресурсов Украины. — Нарушители должны задуматься, стоит ли убивать животных и платить крупные штрафы.
Сейчас разгар сезона охоты на пернатую дичь, который традиционно начинается в середине августа.
— За нарушение правил охоты могут оштрафовать на сумму от 102 до 1020 гривен, — сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе Житомирского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. — Если дичь добыта с нарушением, браконьеру придется уплатить штраф от 1020 до 2040 гривен и возместить убытки за каждое убитое животное или птицу. Оружие и добыча в таких случаях подлежат конфискации.
В Украине растет количество браконьеров. Если есть желание и средства, охотником можно стать в кратчайшие сроки. Правда, придется потратиться на лицензию и снаряжение (10— 25 тысяч гривен) и пройти специальные курсы. К сожалению, в большинстве случаев курсы проводятся только на бумаге, в результате новоиспеченные охотники даже не знают, каких животных и птиц можно стрелять, а какие занесены в Красную книгу.
— В нашем райцентре есть кафе, где вам подадут лосятину или другую запрещенную дичь, конечно, за определенную плату, — говорит Николай Василюк. — Я уже обращался по этому поводу в правоохранительные органы, но наказать предпринимателей очень трудно.
3354Читайте нас у Facebook