Столичные хирурги спасли мальчика, удалив ему 80 процентов печени
Никита выглядит младше своих 12 лет. За время, проведенное в больницах, он сильно похудел. А из-за того, что шрамы еще болят, ходит согнувшись.
— Помню, как сына привели домой друзья после его падения с велосипеда, — говорит мама мальчика 33-летняя Неля из Боярки, что под Киевом. — Он был в полуобморочном состоянии, еле передвигался. Я сразу увидела, что у него разбито лицо, ушиблена правая рука. Сын жаловался на сильные боли в животе. Подняла футболку — под кожей расплылась огромная гематома. Сразу вызвала скорую помощь.
Еще в сентябре Никита вместе с друзьями увлекся трюками, которые выполняются на велосипедах без сидений. Ребята тренировались практически каждый день.
— Мы прыгали, съезжали и заезжали на горочку, — рассказывает Никита. — Крутились на великах. Мне нравилось. В тот день, 6 октября, тоже выполняли разные трюки. Я упал, когда скатывался с горки вниз. Сильно ударился о руль. Больно было так, что не помню, как меня довели домой.
— Травма оказалась очень серьезной, — вздыхает мама. — После того как Никиту привезли в больницу и обследовали, его определили в реанимацию. У сына сильно упало давление, посинели губы. Нам с мужем сказали, что пострадала печень, произошло внутреннее кровотечение.
— К нам Никита попал на десятые сутки после травмы, — говорит заведующий отделом хирургии и пересадки печени Национального института хирургии и трансплантологии имени
*Олег Котенко: «В течение трех месяцев мальчику нужно соблюдать диету и избегать физических нагрузок. Затем он вернется к активной жизни»
— Ты, Никита, не расстраивайся, — говорит своему маленькому пациенту хирург Олег Котенко во время перевязки. — Швы заживут и можно будет снова кататься на велике.
— Не хочу больше заниматься трюками на велосипеде, — отвечает мальчик. — Мы с родителями решили, что буду ходить в бассейн. Плавать же мне можно будет?
— Испугались всей семьей сильно, — добавляет отец Никиты. — Поэтому велосипед пока спрятали подальше. Существуют другие виды спорта. Мы же хорошо понимаем, что могли потерять сына.
После того как Никита поступил в детскую больницу, ему перелили полтора литра крови и плазмы.
— Сыну запретили даже шевелиться, — говорит мама. — Несмотря на лечение и переливания крови, после перевода из реанимации уровень гемоглобина у Никиты упал до 60 единиц при норме 120. Снова понадобилось вливать кровь. Никита уже сам спрашивал: «Когда мне сделают операцию?»
— Тактика лечения в подобных случаях действительно сначала предполагает консервативное лечение, — объясняет Олег Котенко. — Сосуды печени тромбируются сами, происходит процесс заживления. Если же пациенту не становится лучше, развивается воспаление, повышается температура тела, значит, нужно назначать оперативное вмешательство. Как правило, решение об этом принимается на 10—14-е сутки после травмы. Директор института Александр Усенко, узнав о ситуации, тут же дал добро на перевод мальчика к нам. Никиту прооперировали на 11-й день.
— В детской больнице состояние сына стабилизировалось, — продолжает мама. — Олег Геннадиевич, с которым советовались врачи, сказал мне по телефону: «Как только появятся определенные симптомы, Никиту переведут к нам». Так и произошло. Страшно, конечно, было, что сыну назначили операцию на печени. Нас сразу предупредили: она будет сложной. Но другого выхода не было. Вмешательство длилось более трех часов.
— У ребенка правая доля печени не снабжалась кровью как следует, — рассказывает Олег Котенко о том, что увидел во время операции. — Серьезно пострадали и сосуды. В результате мы удалили 80 процентов органа, восстановили проходимость вен, желчных протоков.
— Это скажется на здоровье ребенка?
— В течение трех месяцев печень увеличится в размерах настолько, чтобы в полном объеме выполнять свою работу. Пока ее лучше не нагружать. Поэтому Никите не рекомендуем есть жареное, копченое, жирное. На время ограничили его и в физических нагрузках. Но он обязательно вернется к активной жизни. Через три месяца сделаем ему компьютерную томографию, чтобы убедиться, что печень растет и функционирует как следует.
— Как часто вам приходится оперировать людей, у которых произошел разрыв печени?
— За последний год к нам поступали еще двое велосипедистов с повреждениями этого органа. Чаще же закрытую травму живота, при которой страдает печень, получают во время ДТП, ударившись о руль. Бывает, происходит даже отрыв печени. И тогда ее удаляют полностью, временно сшивают воротную и нижнюю полую вены, ищут пациенту донора. В такой ситуации спасти может только пересадка органа.
*"За время лечения сын сильно похудел, — говорит мама Никиты Неля. — Он лежал в одной позе и не шевелился. Аппетит вернулся к нему сразу после операции"
— Никита пока не ходит в школу — дети его возраста очень активные, могут случайно толкнуть, ударить, — говорит мама мальчика. — Недели две сын побудет дома. Кроме того, мы еще через день ездим на перевязки.
— Друзья проведывают меня дома, — добавляет Никита. — Так что я не скучаю.
— Сейчас, когда уже все позади, я понимаю, насколько опасной и тяжелой была ситуация, — говорит Неля. — Все врачи, в чьи руки попал наш сын, сработали четко, профессионально и спасли Никиту. Он ведь был на краешке от гибели. Страшно даже представить, что падение с велосипеда может привести к смертельно опасной травме.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
4401Читайте нас у Facebook