В Киеве выпустили первый в Украине реанимационный самолет, оборудованный по стандартам НАТО (фото)
В последнее время украинская авиационная промышленность радует. Подписан многомиллионный контракт на сборку отечественных Ан-132 для Саудовской Аравии, подписаны документы о совместном производстве 500 крылатых машин с Индией. А в конце апреля СМИ сообщили, что киевский авиаремонтный «Завод 410» передал Государственной службе по чрезвычайным ситуациям первый отечественный реанимационный самолет, оборудованный по стандартам НАТО. Важность этого события трудно переоценить. Ведь самая большая ценность — это жизнь человека. А на войне или при проведении спасательных работ в зоне стихийных бедствий сохранение человеческой жизни становится сложной задачей, требующей не только мужества, но и наличия мощной техники и современного медицинского оборудования. О новом самолете, призванном спасать человеческие жизни, и о перспективах отечественной санитарной авиации «ФАКТАМ» рассказали специалисты.
Новый реанимационный Ан может транспортировать двух тяжелораненых, шесть лежачих и четырнадцать сидячих больных
Киевское авиаремонтное предприятие «Завод 410 ГА» за свою 65-летнюю историю отремонтировало более четырех тысяч самолетов. Однако на этот раз в небо поднялся уникальный для Украины самолет, оснащенный подвижными модулями интенсивной терапии и реанимации.
*На заводе провели капитальный ремонт Ан-26, установили отечественные мощные и экономичные двигатели, современное аэронавигационное оборудование и новые системы и агрегаты
Это оборудование предназначено для поддержания жизнедеятельности раненого или больного человека на период его доставки к месту стационарного оказания помощи, то есть до госпиталя или больницы.
Сам самолет Ан-26 произведен еще в Советском Союзе и был технически устаревшим. Но на заводе провели капитальный ремонт, установили новейшее аэронавигационное оборудование и новые системы и агрегаты, что позволяет совершать полеты по международным воздушным линиям без ограничений. Теперь он может свободно садиться не только во всех аэропортах мира, но и на неподготовленных, то есть грунтовых аэродромах.
Что касается медицинских характеристик, то обновленный Ан может транспортировать двух тяжелобольных или раненых в специальных реанимационных модулях, а также шесть лежачих потерпевших и 14 сидячих больных.
В состав каждого реанимационного модуля входят портативный кардиодефибриллятор, монитор и электрокардиограф, хирургический аспиратор, устройство для инфузии и перфузии крови, другие приспособления. Более современного оборудования в украинской авиации нет.
На предприятии собирают не только специализированные самолеты, но и вертолеты. Технологический процесс установки медицинских модулей на технику уже отработан. Налажены контакты с партнерами. Ведь все оборудование, используемое в медицинских модулях, западное, производится в Германии, Нидерландах и США. А сами модули австрийские.
*Вертолет может забирать раненых из труднодоступных мест и доставлять их на расстояние до тысячи километров
Возьмем модернизированный санитарный вертолет на базе Ми-8Т. Путем замены устаревшего двигателя на новый получили мощную машину с улучшенными характеристиками и техническими данными. Теперь вертолет соответствует современным стандартам как по высотности, так и по грузоподъемности. Машина оборудована одним медицинско-реанимационным модулем и шестью санитарными носилками, двумя местами для медперсонала. Вертолет может забирать раненых из труднодоступных мест и доставлять их на расстояние до тысячи километров. При необходимости этот вертолет довезет раненых до аэродрома, где их будет ждать реанимационный самолет, который сможет доставить пострадавших в любую больницу, расположенную на расстоянии до 2 тысяч километров. Там людям уже будет оказана стационарная медицинская помощь.
*Медицинское оборудование, установленное как в вертолете, так и в самолете, рассчитано на полноценное поддержание жизнедеятельности человека
Медоборудование, установленное как в вертолете, так и в самолете, рассчитано на полноценное поддержание жизнедеятельности человека. Кстати, больница, в которую доставляется пострадавший, может находиться не только в Украине, но и в других странах Европы. Ведь модернизированный самолет оснащен аэронавигационным оборудованием по всем европейским, американским и натовским стандартам и может быть принят любым аэропортом. Кстати, «Завод 410 ГА» в ноябре прошлого года получил сертификат НАТО именно на модернизацию самолетов Ан-26 под требования Североатлантического альянса.
Согласно указу президента Украины, в стране создается полноценный парк санитарной авиации. Эксперты подсчитали, что Украине необходимо около 15 специализированных летательных аппаратов разных типов, то есть самолетов и вертолетов. Но это внутренние потребности, а есть еще международные гуманитарные миссии. Как заявил на гуманитарном саммите ООН в Турции президент Украины Петр Порошенко, наша страна готова принимать участие и в международных проектах. Поэтому национальный парк летательных аппаратов санитарной авиации должен достигать двадцати машин. К сожалению, сегодня на планете много горячих точек, где людям очень нужна помощь санавиации.
В данный момент самолет уже поставлен Министерству по чрезвычайным ситуациям. Как сообщил руководитель ГСЧС Украины Николай Чечеткин во время презентации в апреле нового самолета, его переоснащение проведено благодаря выделенным в прошлом году Кабинетом министров Украины 62 миллионов гривен.
— Поддержка правительства является чрезвычайно важной как для нашей службы, так и для Украины в целом. И я искренне благодарю руководство и весь коллектив ГП «Завод 410 ГА» за то, что они в сжатые сроки смогли качественно выполнить ремонтно-восстановительные работы данного самолета, — сказал Николай Чечеткин.
Радует, что у украинских силовых ведомств наконец появился запрос и средства для спасающих жизни технологий. Еще больше радует, что новая техника соответствует стандартам НАТО. Как видим, первые шаги по созданию государственной системы санитарной авиации сделаны. Но впереди еще долгий и сложный путь. Свое мнение о перспективах отечественной санитарной авиации «ФАКТАМ» высказал директор Информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец:
— К сожалению, санитарная авиация в Украине находится в зачаточном состоянии. До недавнего времени у нас был только один специализированный реанимационно-операционный самолет «Вита». Но реальная потребность в таких машинах огромная. Ранее, в мирное время, санитарной авиации не придавали должного значения. Считалось, что достаточно наземного медицинского транспорта.
Однако опыт боевых действий на востоке страны показал, что в экстремальных ситуациях наличие специальных медицинских самолетов и вертолетов очень важно для быстрой эвакуации раненых и оказания им неотложной помощи. Поэтому внимание со стороны государства к санавиации существенно увеличилось. Причем очень важно, что производственный потенциал для выполнения такой задачи у нас есть. В первую очередь это киевский «Завод 410». Но задача по обеспечению страны санитарной авиацией должна быть выполнена при четком финансировании со стороны Министерства обороны и других госструктур, а также при полном обеспечении Укроборонпромом заводов всеми узлами и агрегатами, необходимыми для сборки таких машин. Все это позволит загрузить отечественные предприятия работой и создавать собственные специализированные самолеты и вертолеты, а не закупать их за рубежом, — подчеркнул Сергей Згурец.
«Первые час-два после ранения критически важны для людей, получивших тяжелые травмы»
Но больше всего в появлении новых реанимационных самолетов и вертолетов сегодня заинтересованы солдаты и медики в зоне проведения антитеррористической операции. По словам военных, если бы Украина имела к началу войны полноценную санитарную авиацию, сотни солдатских жизней удалось бы спасти. В этом уверен и недавно демобилизовавшийся хирург медицинской роты 128 горно-пехотной бригады Александр Данилюк:
— Медицинская авиация крайне необходима в современной войне. Эвакуация раненых — один из важнейших элементов военной медицины. А эвакуация воздушными судами является самым быстрым и эффективным способом доставить бойца в стационарный госпиталь для оказания полноценной помощи. Ведь первые час-два после ранения критически важны для людей, получивших тяжелые травмы. Чем быстрее пострадавший окажется в руках квалифицированного врача, имеющего необходимое реанимационное и хирургическое оборудование, тем выше шанс на выживание.
К сожалению, в нынешней гибридной войне, где нет четкой линии фронта, в полной мере использовать медицинскую авиацию непосредственно в зоне боевых действий, как делают армии НАТО, невозможно. Это связано с тем, что пророссийские боевики, проникающие на нашу территорию, используют переносные зенитно-ракетные комплексы для уничтожения авиации. В таких условиях большой опасности подвергается самолет или вертолет и его экипаж.
Но главная задача военных медиков — максимально приблизить раненого к хирургическо-реанимационной бригаде. В наших условиях мы сейчас стараемся размещать полевые госпитали как можно ближе к линии фронта. Например, они располагаются непосредственно в Станице Луганской, Счастье, Бахмуте. Там раненым оказывается первая помощь и проводятся неотложные операции. Потом пострадавших отправляют реанимобилями, часто под наркозом и с искусственной вентиляцией легких, в тыловые больницы. Оттуда людей перевозят наземным, а иногда и воздушным транспортом в областные клинические больницы для стационарного лечения. Вот именно на этом этапе нам очень не хватает реанимационных вертолетов и самолетов с современным медицинским оборудованием, способных безопасно доставлять бойцов с тяжелыми травмами. Ведь дороги в восточных регионах в ужасном состоянии, и путь в несколько сотен километров превращается в пытку. Даже полет на вертолете, не имеющем медицинского оборудования, сопряжен с риском для жизни раненых.
Из личного опыта могу сказать, что санитарный вертолет или самолет, максимально укомплектованный медицинской аппаратурой для поддержания жизни и даже хирургического вмешательства, во много раз увеличит шансы человека на выживание.
Приведу пример. У нас был очень тяжелый раненый после 12-часовой операции. Мы с главным хирургом сектора долго не могли решиться на эвакуацию, так как шансы, что человек не умрет в дороге, были минимальные. Особенно учитывая то, что транспорт не был приспособлен для оказания реанимационной помощи. К счастью, в тот раз эвакуация прошла нормально и боец выжил. Но если бы мы знали, что в нашем распоряжении есть прекрасно оборудованный вертолет, мы бы ни на секунду не задумывались и работали бы исключительно на срочную эвакуацию.
3367Читайте нас у Facebook