ПОИСК
Україна

Молодым людям в возрасте от 14 до 18 лет паспорт в виде ID-карты выдадут только на четыре года

7:00 8 листопада 2016
Інф. «ФАКТІВ»

«ФАКТЫ» уже сообщали о том, что с 1 октября вступил в силу закон, устанавливающий новый порядок оформления паспортов гражданина Украины. В соответствии с этим законом, Государственная миграционная служба Украины может начинать массовую выдачу современных ID-карт вместо устаревших паспортов-книжек.

Правда, реальная работа по оформлению паспортов несколько задержалась: для того чтобы к ней приступить, требовалось дождаться правительственного постановления, определяющего стоимость паспорта, форму бланка и порядок оформления. На прошлой неделе такое постановление наконец было принято. И миграционная служба начала принимать документы у граждан Украины, получающих новые паспорта.

О порядке оформления ID-карт корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал председатель Государственной миграционной службы Украины (ГМС) Максим Соколюк.

— Миграционная служба начала выдавать новые паспорта еще в начале нынешнего года, о чем широко сообщалось в прессе. Что изменилось теперь?

РЕКЛАМА

— В законе, который действовал на тот момент, не был урегулирован вопрос об оплате. Поэтому до сих пор мы выдавали такие паспорта только гражданам, достигшим 16 лет и получающим паспорт впервые. Им закон гарантирует бесплатное оформление документа. С начала года таких паспортов было выдано около 190 тысяч. Сегодня мы подошли ко второму этапу реформы, когда паспорта начинают получать граждане других категорий.

— Каких?

РЕКЛАМА

— Это люди, у которых возникла необходимость в замене паспорта в связи со сменой фамилии, утерей и порчей документа. Кроме того, такие паспорта смогут получить граждане по достижении 25 или 45 лет, когда приходит время вклеивать другую фотографию. Ну и конечно, новый документ будет выдаваться тем, кто получает его впервые. В соответствии с законом, паспорт теперь оформляют не в 16, а в 14 лет.

— Почему именно в 14 лет?

РЕКЛАМА

— Украинское законодательство предполагает наступление с 14 лет частичной дееспособности гражданина. С этого возраста человек получает определенные права (например, может самостоятельно выбирать место жительства). И для осуществления этих прав ему нужен документ, удостоверяющий личность.

*По словам чиновников, людей не будут обязывать поменять паспорт к определенной дате

— Новый паспорт будет бессрочным, как и нынешний, бумажный?

— Нет. Лицам в возрасте от 14 до 18 лет документ выдается на четыре года, а достигшим 18 лет — на десять лет.

— Почему так ограничено время действия первого паспорта?

— Поскольку в этом возрасте юноши и девушки очень быстро взрослеют и их внешность может довольно заметно измениться. Бывает, что в 23 года человека сложно узнать на фотографии, сделанной в 14 лет. Поэтому во многих странах детям выдаются документы с укороченным сроком действия.

— При замене паспорта в 18 лет за это придется платить?

— Да, бесплатно выдается только первый паспорт.

— Тем гражданам, которые с начала года получали паспорт по достижении 16 лет, тоже нужно будет поменять его в 18?

— Нет. Эти документы выдавались по старому закону, и срок их действия — десять лет.

— Выходит, что подростки, которым к настоящему времени уже исполнилось 14 и 15 лет, должны в ближайшее время получить паспорта. Им выделяется на это какой-то срок?

— Никакой спешки нет, и устраивать ажиотаж не стоит. С другой стороны, не мешает помнить, что в следующем году им нужно сдавать ЗНО и паспорт понадобится. Поэтому надо найти время его оформить.

— Предварительно нужно взять справки о месте регистрации и идентификационном коде?

— Да, место регистрации необходимо подтвердить. Такую справку можно получить в местном центре предоставления административных услуг. Следует удостоверить документально и другую информацию, которая вносится в паспорт (налоговый код, брак, дети).

— Многие люди, которым подошел срок вклеивать фотографию в паспорт, слыша с начала года сообщения о том, что скоро вступит в силу новый закон, откладывали эту процедуру, надеясь сразу поменять паспорт на ID-карту. Но введение закона в силу затянулось, и получилось, что уже несколько месяцев они пользуются недействительным паспортом. Ждет ли их какое-то наказание?

— Раньше за задержку с вклеиванием фотографии взимался штраф от 17 до 51 гривни. Но на сегодняшний день такое нарушение влечет за собой только предупреждение, которое оформляется административным протоколом. Государственная миграционная служба не наделена правом составлять такие протоколы. Поэтому гражданам нужно сначала обратиться в центр предоставления услуг, где составят протокол, а потом в миграционную службу за паспортом.

А там, где центр уже готов принимать заявления на оформление паспорта, все проблемы можно решить в одном месте.

— Почему выдача новых паспортов ограничена? Можно же дать возможность получить новый документ всем желающим.

— Дело в том, что из-за этого граждане столкнутся с рядом проблем и неудобств. Мы уже имеем печальный опыт января 2015 года, когда началась выдача биометрических загранпаспортов. Хотя январь и не является месяцем высокого спроса на такие документы, тогда в офисах ГМС выстроились длинные очереди: за паспортами пришли не только те люди, которым они были нужны именно в данный момент, но и те, кто просто захотел поскорее получить новинку.

В результате граждане, нуждавшиеся в срочном оформлении документа, испытывали проблемы. Кроме того, в таких случаях сразу появляются мошенники, предлагающие оформить паспорт вне очереди за определенную плату.

Поэтому сейчас мы стараемся не повторять ошибок и сделать так, чтобы замена документов происходила постепенно и не вызывала ажиотажа.

— Сколько времени понадобится для того, чтобы Украина полностью перешла на новые паспорта?

— Как показывает опыт других стран, которые уже внедрили ID-карты, переход обычно занимает четыре-пять лет. Нет никаких оснований считать, что в Украине этот процесс пойдет по-другому. Так что ориентируемся приблизительно на такой же срок.

При этом хочу подчеркнуть, что никакой обязательности при замене паспортов законодательством не предусмотрено. Людей не будут вынуждать непременно поменять паспорт к определенной дате. Нынешние паспорта-книжечки остаются действительными, и граждане при желании могут продолжать ими пользоваться сколько угодно. Опыт европейских стран показывает, что всегда есть люди, которые вообще отказываются получать новые документы. В этом нет ничего страшного.

— ID-карты уже могут выдавать во всех регионах Украины?

— На сегодняшний день необходимым для этого оборудованием оснащены 330 наших отделений из 600. Для остальных техника уже практически закуплена через систему ProZorro, и в настоящее время начинается монтаж. До конца года Государственная миграционная служба будет полностью готова к оформлению новых документов.

Кроме того, вступивший в силу закон позволяет заниматься выдачей паспортов центрам предоставления административных услуг. Правда, в данный момент к этому технически готовы только несколько областных центров. Но работа над этим идет.

По мере увеличения пропускной возможности системы мы станем расширять список категорий граждан, которым будут обменивать документы.

— Постановлением утверждена новая форма бланка паспорта. Что в нем изменилось?

— Принято решение нанести на поверхность паспорта регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (более известный как идентификационный номер. — Авт.). Это избавит граждан от необходимости использовать ныне действующие неудобные бумажные справки. В остальном внешний вид ID-карты остался таким же, каким и был. Изменилась «электронная» часть паспорта. В частности, на чип добавлена электронная цифровая подпись и предусмотрена возможность для внесения отпечатков пальцев.

— На тех паспортах, которые выдавались до настоящего времени, нет идентификационного номера. Их придется оформлять заново?

— Нет. Они будут действительны в течение всего срока, на который выданы. Идентификационный код ведь не каждый день нужен. При необходимости владельцам паспортов необходимо будет, как и сейчас, показывать бумажную справку. Впрочем, тем, кто хочет, не возбраняется получить новый документ.

— В свое время много писали о том, что на новом паспорте не будет информации о месте проживания, в связи с чем гражданам одновременно с этим документом выдадут бумажную справку со штампом о регистрации.

— При разработке формы паспорта вопрос о том, наносить ли адрес регистрации на поверхность паспорта, бурно дискутировался. Миграционная служба всегда была против этого. По двум причинам.

Во-первых, если адрес напечатан прямо на карточке, то получается, что каждый раз, когда вы предъявляете ее кому-то, одновременно сообщаете о своем месте жительства. Однако для того, чтобы идентифицировать человека, совсем не обязательно знать его адрес. И не каждый готов такой информацией делиться.

Во-вторых, в данном случае каждая перемена места жительства будет означать оформление нового паспорта с соответствующими затратами времени и денег. Это, конечно, неудобно и дорого.

Страны, внедрявшие ID-карты до нас, решали вопрос по-разному. Одни печатали адрес на карте. Другие вводили специальные наклейки, которые можно было менять. Но в последнее время преобладает такая концепция: адрес на карте не печатается, а только вносится в соответствующий реестр и на чип.

Те, кому действительно нужны сведения о месте регистрации, могут с согласия владельца паспорта считать ее с чипа. Это делается без каких-либо проблем при помощи, например, современного смартфона. Специальное программное обеспечение уже сегодня доступно для бесплатного скачивания.

Позиция Государственной миграционной службы состоит в том, что всеми услугами человек должен пользоваться независимо от регистрации места проживания. По крайней мере административные услуги, которые предоставляет ГМС, после внесения данных гражданина в электронный реестр и проведения процедуры идентификации, можно будет получать в любой точке Украины.

— Какие документы необходимо подавать при оформлении паспорта?

— Свидетельство о рождении или другой документ, подтверждающий факт рождения. Тем, кто получает паспорт впервые, понадобятся оригиналы документов обоих или одного из родителей, подтверждающих, что на момент рождения этого человека они были гражданами Украины (это нужно для того, чтобы установить, имеет ли данное лицо право на гражданство).

Также понадобятся документы, подтверждающие всю информацию, которая будет записана на чип: справка о месте регистрации, справка с идентификационным кодом, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей и так далее.

— А зачем свидетельство о браке? Кажется, эта информация больше не является обязательной.

— На самом деле штамп в паспорте и раньше не имел юридической силы. Единственным документом, подтверждающим факт вступления в брак, всегда было свидетельство. И сейчас информация о браке, детях и другая — не обязательна. Миграционная служба занесет ее на чип только по желанию гражданина. Если же он не захочет, то просто при необходимости будет предъявлять соответствующие документы.

— Во сколько обойдется оформление нового паспорта?

— Согласно постановлению Кабмина стоимость оформления составляет 279 гривен. Большая часть суммы — плата за бланк документа. Эти деньги будут направляться изготовителю. Все остальное — оплата административной услуги. Данные средства поступают в местные бюджеты.

Одновременно закон позволяет местным громадам своими решениями частично или полностью освобождать отдельные категории граждан от оплаты этой административной услуги. Каждая община самостоятельно определит, кому и в каком размере она окажет такую помощь.

237245

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів