ПОИСК
Політика

«ручку, которой юрий кравченко написал предсмертную записку, так и не нашли… »

0:00 6 березня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Следователь Генпрокуратуры по особо важным делам Андрей Ральский рассказал «ФАКТАМ» о результатах расследования дела о гибели экс-министра внутренних дел Генпрокурор Украины Александр Медведько заявил о том, что дело о гибели экс-министра внутренних дел Юрия Кравченко закрыто. Как сообщил следователь Генпрокуратуры по особо важным делам Андрей Ральский, при расследовании этого (возобновленного год назад по решению Печерского суда) дела рассматривались три версии: убийство, самоубийство и доведение до самоубийства. Следствие, пытаясь устранить имевшиеся в деле противоречия и невыясненные до конца моменты, на которые указал суд, по мнению Андрея Ральского, справилось с задачей и пришло к выводу, что экс-министр ушел из жизни добровольно. Поскольку даже после вердикта следователей людей, сомневающихся в этом, меньше не стало, «ФАКТЫ» решили выяснить в Главном следственном управлении Генеральной прокуратуры, какие были основания для того, чтобы сделать вывод о самоубийстве генерала внутренней службы Юрия Кравченко.

«Есть немало случаев самоубийств, когда человек стрелял себе в голову даже по 4-5 раз»

Напомним, что 4 марта 2005 года экс-главу МВД мертвым нашла жена. Кравченко жили под Киевом в городке «Золотые ворота». Утром Юрий Федорович вышел погулять с собакой, а спустя несколько минут раздались выстрелы, услышав которые Татьяна Петровна Кравченко вышла из дому и обнаружила мужа в гараже. Он сидел на стуле с простреленной головой и с пистолетом в руке. Вскоре приехали родные и близкие, правоохранители. На теле Юрия Кравченко, под пижамой, нашли предсмертную записку, в которой генерал просил прощения у родных, уверяя, что ни в чем не виновен (экс-министра подозревали в причастности к убийству Гонгадзе), и во всем винил «интриганов из окружения экс-президента Кучмы». В тот день, 4 марта 2005 года, Кравченко был вызван на допрос в Генпрокуратуру, о чем накануне сообщил прессе тогдашний Генпрокурор Святослав Пискун. Больше всего сомнений у специалистов, родных, близких и коллег вызвал факт, что, по утверждению следователей, генерал умер только после второго выстрела в голову из 9-миллиметровой «Беретты». А Николай Полищук, бывший министр здравоохранения, нейрохирург и автор монографий, посвященных огнестрельным ранениям головы, ознакомившись с заключением судмедэкспертизы, в еженедельнике «Зеркало недели» заявил еще более категорически: суицид исключен. Развеять эти сомнения мы и попросили Андрея Ральского.

- Все, кто до сих пор давал интервью по этому делу, хоть и являются специалистами в своей области, не выступали экспертами по делу и не были ознакомлены с его материалами, — сказал «ФАКТАМ» следователь Генпрокуратуры по особо важным делам.  — Поэтому все их выводы — не более чем предположения. Официальное экспертное заключение по делу сделали не менее сведущие специалисты, чем Николай Полищук, в компетенции которого я не сомневаюсь. По делу была проведена комиссионная экспертиза, которая дала ответ и на наиболее дискутируемый вопрос: мог ли Кравченко совершить повторный выстрел. Вывод: мог.

- Можно ли назвать фамилии специалистов, участвовавших в проведении этой экспертизы?

РЕКЛАМА

- Проводили исследование специалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы. В состав комиссии входили главные специалисты Минздрава в соответствующих областях. В том числе челюстно-лицевой хирургии, токсикологии и других направлений медицины. Специалисты, проводившие эти исследования, имеют большой опыт и, в отличие от множества комментаторов, предупреждены об уголовной ответственности за свои слова.

- Как эти специалисты объяснили отсутствие следов пороха и отпечатка от контактного удара возле входного отверстия на виске погибшего? Ведь это говорит о том, что генерал стрелял в себя во второй раз, держа руку на весу, не вплотную к виску.

РЕКЛАМА

- Материалами дела установлено, что возле входных отверстий присутствует так называемая штанц-марка (отпечаток от дула пистолета.  — Авт. ). Это один из основных признаков выстрела в упор.

- А возможен ли был вообще этот добровольный второй выстрел, если после первого выстрела в подбородок пулей 9-го калибра неизбежен болевой шок? Так утверждают криминалисты.

РЕКЛАМА

- Вы знаете, в судебно-медицинской практике есть немало случаев самоубийств, когда человек стрелял себе в голову из огнестрельного оружия даже по 4-5 раз, и только последний выстрел становился смертельным. Такие случаи были и во времена афганской и чеченской войн, и в мирное время. Так, пару лет назад в Хмельницкой области человек застрелил себя со второго раза.

Надо ведь учесть, что первый выстрел в подбородок не был опасен для его жизни: пуля не задела мозг и основные артерии, она повредила лишь зубы и мягкие ткани. Специальная экспертиза исследовала возможность повторения попытки самоубийства с учетом черепно-мозговых травм и индивидуальных особенностей организма генерала.

- 4 марта 2003 года, ровно за два года до смерти Юрия Кравченко, совершил попытку суицида начальник Черкасской милиции Олег Кочегаров. Он, как и Кравченко, стрелял себе в подбородок и выжил. По этому поводу сам Кравченко говорил тогда, что настоящие офицеры стреляются в висок…

- Кочегаров, кстати, после того неудачного выстрела тянулся за пистолетом еще, но ему помешали завершить задуманное. Он, как известно, остался инвалидом. Слова Кравченко, которые цитировались в прессе, вырваны из контекста. А экс-министр говорил еще и о том, что если не смог застрелить себя, то как офицер обязан дострелиться — чтобы после неудавшейся попытки самоубийства не становиться обузой для родных, да и себя не обрекать на моральные мучения.

«Кравченко очень переживал за людей, которые после его отставки почувствовали явное ухудшение своего положения»

- Скажите, расследовалась ли версия доведения до самоубийства? Друзья и соратники на ней настаивали. И их аргументы звучат убедительно. Во-первых, они настаивают на том, что публичный вызов на допрос для амбициозного человека, каким был Юрий Кравченко, мог подтолкнуть его к такому шагу. Во-вторых, сам экс-министр говорил своим соратникам, в том числе нынешнему главе парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Николаю Джиге, что заметил за собой слежку, какие-то машины. О слежке говорят и те, кто накануне гибели генерала играл с ним в теннис на Трухановом острове. Якобы Юрий Федорович даже сказал: «Мерзнут, бедные… Может, их хоть бутербродами угостить?» Говорили и о том, что кто-то угрожал его семье, любимым дочерям.

- Ни один из тех людей, кто играл с Кравченко в теннис 3 марта, ничего конкретного о слежке на допросах не рассказал. Учитывая психологическую атмосферу той игры, то, как они себя накручивали, можно представить, как это было. Корты на Трухановом острове с трех сторон окружены трехметровым бетонным забором, только от Днепра их ничего не отделяет. А на реке, на льду в тот день сидели рыбаки. Можно себе представить их удивление, когда возбужденные своими подозрениями мужики с корта «с бутербродами» направились к ним. Рыбаки перепугались и бросились врассыпную от своих лунок.

Проверяли мы и информацию о том, что автомобиль Кравченко преследовали какие-то машины. Но и она не подтвердилась, хотя, поверьте, я провел большую работу, пытаясь установить, велась ли слежка за экс-министром.

Ни один человек из тех, кто общался с Кравченко накануне гибели, не рассказывал о том, чтобы Юрий Федорович как-то комментировал публичный способ вызова его на допрос. Он видел активное расследование дела Гонгадзе, ажиотаж в прессе и говорил: «Если меня задержат, я так не дамся». И еще: «Я сомневаюсь, идти ли в Генпрокуратуру… » Но его убедили, что пойти надо.

Конечно, Кравченко было трудно представить, как это его, генерала армии, поведут в наручниках. Он был из той породы, которая не гнется, а ломается. И дошел психологически до такой точки… Кравченко очень переживал и за свою команду, людей, которые после его отставки почувствовали явное ухудшение своего положения. Что же касается угроз семье, то и родные, и соратники утверждают, что ничего подобного не было.

«В ночь накануне самоубийства Юрий Федорович очень долго не спал. Пытался дозвониться до Литвина… »

- В крови генерала была обнаружена смесь алкоголя и фенобарбитала. В тот вечер, накануне допроса, на который он вроде бы собирался, он безуспешно пытался дозвониться до тогдашнего Председателя Верховной Рады Владимира Литвина…

- Действительно, в крови Кравченко обнаружены следы алкоголя и незначительные остатки фенобарбитала, который входит в обычный корвалол. Генерал принимал его, потому что у него было больное сердце и сосуды, случались гипертонические кризы. В ночь накануне самоубийства он очень долго не спал. Вечером пытался дозвониться до Литвина, который во время допроса рассказал, что не смог связаться с экс-министром 3 марта 2005 года. Установлено, что Кравченко, уйдя с высоких постов в государстве, со всеми руководителями поддерживал ровные отношения. В тот вечер, принимая жизненно важное решение, генерал, скорее всего, искал поддержки Литвина, хотел с ним посоветоваться.

- И, не дозвонившись, написал записку, в подлинности которой сомневаются и жена, и бывшие подчиненные? Ручку, которой эта записка была написана, удалось найти?

- Как установлено экспертизой, записку, о которой идет речь, Кравченко написал добровольно и без принуждения. Правда, в состоянии крайнего волнения. Ручку, которой эта записка была написана, не нашли, но ведь время ее написания не установлено, значит, генерал мог написать ее заранее. Он был очень скрытным человеком. Так говорят все, кто его знал.

Андрей Ральский, как и его руководители, убежден в правильности своих выводов и полноте проведенного ими расследования. Они отрицают многое из того, о чем еще писали СМИ. Например, то, что у Юрия Федоровича были сломаны два пальца на руке, что, кроме огнестрельного, на теле погибшего были еще какие-либо повреждения или травмы, что в гараже, где нашли мертвого экс-министра, были обнаружены не идентифицированные следы и отпечатки пальцев. «Помещение гаража небольшое, заставленное вещами домашнего обихода и коробками. По выводам комплексной комиссионной экспертизы, исследовавшей траекторию полета пуль, разлета гильз, брызг крови, они соответствуют тому положению, в котором сидел Кравченко, — рассказывает Андрей Ральский.  — Там очень малое пространство для маневра, и моделирование ситуации, в том числе и убийства, во время воспроизведения подтвердило, что присутствия в гараже убийцы повлияло бы на расположение всего перечисленного».

Из всего написанного прессой подтверждение нашел только один факт. На руке Юрия Кравченко лежал женский волос длиной 35 сантиметров. По словам следователя, он принадлежал близкой родственнице генерала.

P. S. Родственники Юрия Кравченко по-прежнему не верят в его самоубийство и намерены обжаловать в суде решение Генпрокуратуры о закрытии дела, сообщил телеканал «НТН». Не верят в то, что экс-министр добровольно ушел из жизни, и друзья погибшего. Бывший друг Кравченко спортивный директор футбольного клуба «Динамо» (Киев) Леонид Буряк убежден, что генерал не боялся идти на допрос в Генпрокуратуру и совершать самоубийство у него оснований не было.

Свое решение о закрытии в январе нынешнего года дела Генпрокуратура «якобы нарочно обнародовала ко второй годовщине трагической даты», считает дочь экс-министра. «Закрытие дела, связанного с гибелью моего отца, — это, наверное, самая выгодная на сегодняшний момент политическая акция, которая удобна всем тем, кто был у власти, тем, кто сейчас при власти. И разобраться в истинности причин не интересно, скорей всего, никому», — говорит дочь Кравченко Ирина. По ее словам, семью погибшего даже не ознакомили с выводами экспертиз.

Годовщина смерти экс-министра собрала возле его могилы на Байковом кладбище родных и коллег. Приезжал возложить цветы и Леонид Кучма.

 

1288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів