ПОИСК
Україна

Возможно, в следующем году ежемесячная государственная помощь по уходу за ребенком будет увеличена до 80--90 гривен

0:00 12 червня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Со следующего года вступает в силу новая редакция Закона «О государственной помощи семьям с детьми», которая вносит существенные изменения в механизм начисления этого вида выплат. О том, на какие суммы смогут рассчитывать родители, а также об условиях назначения помощи, «ФАКТАМ» рассказала начальник управления политики адресной помощи Министерства труда и социальной политики Украины Тамара Мищенко.

«Получать государственную помощь имеют право неработающие женщины»

-- Тамара Андреевна, всем ли семьям по новому закону будет выплачиваться помощь на ребенка? Или их круг ограничен?

-- В настоящее время в Украине назначают 11 видов помощи семьям с детьми, установленные законом еще в 1993 году. Эти выплаты сейчас получают 3,9 миллиона граждан. Однако размеры помощи слишком низкие, они не гарантируют реальной социальной защиты семей. Поэтому в начале этого года принят Закон «О внесении изменений в действующий Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми». Установлены пять видов помощи:

-- помощь в связи с беременностью и родами;

РЕКЛАМА

-- одноразовая помощь при рождении ребенка;

-- помощь по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

РЕКЛАМА

-- помощь на детей, которые пребывают под опекой или попечительством:

-- помощь малообеспеченным семьям.

РЕКЛАМА

Однако уменьшение количества видов помощи (с одиннадцати до пяти) вовсе не означает, что одновременно сократится и число тех, кто ее получает. Государственная помощь будет предоставляться всем нуждающимся в ней семьям.

Однако хочу подчеркнуть, что право на помощь, в соответствии с данным законом, имеют все женщины, не застрахованные в системе государственного социального страхования. То есть неработающие. Те, из чьей зарплаты не перечисляются деньги на обязательное социальное страхование -- безработным, студентам…

-- А как же быть тем, кто работает? Неужели они вообще не могут претендовать на эти виды помощи?

-- Могут. Однако выплата помощи работающим женщинам регулируется другими законами и проводится предприятиями, на которых они трудятся. Причем из средств Фонда социального страхования. А помощь неработающим лицам назначается и выплачивается в органах социальной защиты населения по месту проживания.

«Помощь по беременности и родам будут выплачивать всем женщинам, включая несовершеннолетних»

-- Расскажите, пожалуйста, подробнее о грядущих изменениях …

-- Следует отметить, что новая редакция закона позволяет, прежде всего, существенно повысить размеры помощи и упорядочить ее начисление. К примеру, помощь по беременности и родам будут получать все женщины, включая несовершеннолетних. Причем независимо от того, получает женщина помощь по уходу за старшим ребенком до достижения им трехлетнего возраста или нет.

-- На каких условиях назначаются эти виды помощи?

-- Первый вид помощи -- в связи с беременностью и родами -- будут по-прежнему начислять на основании справки из лечебного учреждения. Эта помощь предоставляется только в том случае, если женщина обратилась не позже, чем через шесть месяцев после отпуска по беременности и родам.

-- Напомните, пожалуйста, какова продолжительность этого отпуска?

-- В большинстве случаев -- 70 календарных дней до родов и 56 календарных дней после. При осложнении родов или рождении двоих и более детей послеродовой отпуск увеличивается до 70 дней.

-- Каков размер этой помощи?

-- Ее месячный размер составит 100% среднемесячного дохода женщины. То есть тех выплат, которые она получала до ухода в отпуск: стипендии, денежного содержания, помощи по безработице и так далее. Но в целом размер помощи не может быть ниже 25% прожиточного минимума для трудоспособного лица (на 2001 год размер прожиточного минимума для этой категории установлен в размере 331,05 грн. , а 25% соответственно составят 82,76 грн. )

Второй вид выплаты -- одноразовая помощь при рождении ребенка -- назначается одному из родителей на каждого рожденного (или усыновленного) ребенка на основании свидетельства о рождении (решения об усыновлении). В этом случае опять-таки действует ограничение по срокам -- за помощью следует обратиться не позднее, чем через шесть месяцев со дня рождения или усыновления ребенка. В случае рождения мертвого ребенка этот вид помощи не выплачивается.

-- А на какую сумму может рассчитывать семья при рождении ребенка?

-- Законом предусмотрена выплата в размере прожиточного минимума для детей до 6 лет. Напомню, что этот норматив устанавливается ежегодно. В нынешнем году он составляет 276,48 гривни, а о его размере на 2002 год говорить еще рано.

Третий вид помощи -- по уходу за ребенком до трех лет выплачивается ежемесячно на каждого малыша.

-- Такая помощь назначается только матери или на нее может претендовать любой родственник, который ухаживает за ребенком?

-- Данный вид помощи выплачивается человеку, который фактически ухаживает за ребенком. То есть если за малышом смотрит мать, то помощь будет назначена ей. Если же бабушка, дедушка, сестра матери, то есть любой неработающий родственник, то помощь выплачивается ему. Но при условии, что мать и отец продолжают работать.

Для этого родственнику нужно письменно обратиться в органы социального обеспечения и предоставить справку с места работы (обучения, службы) матери о том, что она вышла на работу до окончания отпуска по уходу за ребенком и выплата данного вида помощи прекращена. В справке обязательно следует указать дату прекращения выплаты помощи.

-- И каков размер этой помощи?

-- В данный момент вопрос еще не решен. В законе сказано, что ее размер совпадает с прожиточным минимумом на ребенка до шести лет. Однако нужно реально оценивать ситуацию -- бюджет может просто «не потянуть» таких расходов. Именно поэтому в заключительных положениях закона отмечено, что размер помощи ежегодно определяется Верховной Радой и не может быть ниже 25% прожиточного минимума на ребенка до шести лет. То есть в следующем году она, возможно, составит 80--90 гривен. Кстати, нынче неработающим родителям выплачивают такую помощь в размере 11,8 грн.

«Заявление должен подать тот человек, который претендует на помощь»

-- Что ж, осталось рассказать еще о двух видах помощи…

-- Помощь на детей, находящихся под опекой или попечительством, и помощь малообеспеченным семьям с детьми носят адресный характер. То есть право на получение этих видов помощи будет рассматриваться с учетом дохода ребенка или семьи. Например, для того чтобы опекун получил право на помощь, размер выплачиваемых на ребенка алиментов (пенсии) не должен превышать прожиточного минимума на ребенка такого возраста.

-- Для этого нужно предоставить в органы социального обеспечения справку о размерах этих выплат?

-- Да. Причем учитываются суммы, полученные человеком в течение шести месяцев, предшествующих обращению за помощью. Ее размер составит разницу между суммой алиментов и прожиточным минимумом для ребенка. Величину его обеспечения опять-таки будет ежегодно устанавливать Верховная Рада.

-- Можете ли вы объяснить на примере, как будет рассчитываться сумма выплат?

-- Пример будет условным, ведь прожиточный минимум на следующий год законодательно не утвержден. Итак, опекун каждый месяц получает на ребенка алименты в размере 35 гривен. Величина обеспечения прожиточного минимума на ребенка до 6 лет составляет, к примеру, 90 гривен. Разница между этими величинами: 90 — 35 = 55 гривен. Значит, на этого ребенка ежемесячно полагается помощь в размере 55 гривен.

-- Ну, и последний вид помощи -- малообеспеченным семьям с детьми…

-- Он также назначается в зависимости от материального положения семьи. Однако в этом случае принимается во внимание весь совокупный доход семьи за предыдущие полгода. То есть, зарплаты, пенсии, а также все виды социальной помощи, которые получают члены этой семьи.

Если сумма этих выплат окажется ниже установленного уровня прожиточного минимума, то такая семья будет иметь право на государственную помощь. Ей опять-таки станут доплачивать разницу между реальным доходом и установленным уровнем прожиточного минимума.

-- Как известно, прожиточный минимум утверждается отдельно для каждой из четырех категорий. Какая именно величина будет приниматься во внимание в данном случае?

-- Эту величину также будет утверждать Верховная Рада. Однако она не может быть ниже 25% прожиточного минимума для семьи.

-- В течение какого времени принимается решение о назначении помощи или об отказе в ней?

-- На протяжении 10 дней с момента подачи письменного заявления в органы социального обеспечения. Причем заявление должен подать именно тот человек, который претендует на помощь. Однако напоминаю, что данный закон вступает в силу только с 1 января 2002 года.

 


266

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів