Світ

Первый космический турист деннис тито вернулся на землю

0:00 8 травня 2001

В минувшее воскресенье завершился первый в истории туристический полет в космос. Американский миллионер Деннис Тито, заплативший за свое путешествие 20 миллионов долларов, ровно неделю провел на Международной космической станции (МКС), а теперь проходит послеполетное обследование в Звездном городке.

6 мая в 6:21 по московскому времени космический корабль «Союз ТМ-31» отстыковался от МКС, а в 9:41 спускаемый аппарат, в котором находились командир корабля Талгат Мусабаев, бортинженер Юрий Батурин и турист Деннис Тито, благополучно приземлился в казахстанской степи и был обнаружен поисковыми партиями. (Еще накануне в район вероятной посадки космонавтов были направлены около 300 человек, четыре самолета и девять вертолетов. )

«Это был рай! Отличный полет, отличное приземление и никаких проблем!» -- заявил Деннис Тито встречавшим его журналистам. Но, несмотря на бодрое настроение, самостоятельно дойти до полевого госпиталя, где проводятся обычные в таких случаях медобследования, он не смог. Мусабаев и Батурин добрались до врачей сами.

После всех необходимых процедур космонавты отправились в Астану, где встретились с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Затем самолет доставил их в подмосковный аэропорт «Чкаловский». До 15 мая космонавты будут проходить в Звездном городе традиционное послеполетное обследование. Все они чувствуют себя нормально, в том числе и 60-летний космический турист Деннис Тито, который, кстати, стал стал самым пожилым космонавтом за всю историю российских кораблей. Интересно, что и весь этот экипаж оказался самым пожилым за всю историю полетов: Денниса Тито сопровождали 50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин.

Космонавты и космический турист полностью выполнили программу полета, заявил в воскресенье глава межгосударственной комиссии по пилотируемым программам Валерий Гринь. Помимо научных исследований, которые космонавты выполнили на станции, эта первая экспедиция посещения МКС доставила на нее новый корабль-спасатель «Союз ТМ-32». Он предназначен для аварийного спуска на Землю постоянного экипажа станции в случае возникновения на ней непредвиденных обстоятельств. Господин Гринь также подчеркнул, что у него нет никаких претензий или замечаний к Деннису Тито, несмотря на то, что руководство НАСА ранее обвинило космического туриста в срыве работ на МКС. Как заявил сам Тито, он не только не мешал экипажу, но и помогал ему: например, составлял меню и разносил пищу. Большую же часть времени на МКС этот бывший ракетчик, а ныне удачливый финансист провел, делая фотографии на память, слушая оперу и просто разглядывая Землю в иллюминатор.

Полет Денниса Тито, похоже, положил начало новой отрасли в мировой индустрии развлечений -- космическому туризму. Десятки британских мультимиллионеров уже выразили желание приобрести у России путевки в космос, сообщает «Эхо Москвы». В одну из лондонских турфирм, известную организацией экстремальных путешествий, за последние дни поступило множество обращений от потенциальных клиентов. Руководство турфирмы в ближайшее время намерено наладить контакты с российским космическим агентством.