Сотрудники госавтоинспекции теперь не будут снимать с машины номерные знаки, изымать водительские удостоверения и, самое главное, иметь дело с наличными деньгами
«ФАКТЫ» уже писали о том, что Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Украины об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение правил дорожного движения». Подписанный 5 мая Президентом документ вступил в силу. Законом предусматривается ряд изменений: уменьшены размеры штрафов за нарушение правил дорожного движения, а также пересмотрен порядок наложения административных наказаний.
«За управление автомобилем в нетрезвом состоянии или за создание аварийной обстановки ответственность осталась по-прежнему суровой»
Самые большие изменения претерпела статья 265 КоАП Украины, из которой исключены части 5 и 6, согласно которым работники ГАИ имели право изымать удостоверение водителя, снимать с автомобиля номерные знаки и ставить транспортные средства на штрафплощадки. За отдельные незначительные нарушения вводится такой вид наказания, как предупреждение. Сотрудники ГАИ отныне не имеют права взимать штраф на месте совершения правонарушения. Сами же дела о нарушениях Правил дорожного движения будут рассматриваться районными и городскими судами по месту жительства нарушителя.
Кто-то уже успел окрестить Закон революционным -- мол, наконец-то придиркам госавтоинспекторов будет положен конец. Другие, наоборот, не спешат делать скоропалительные выводы и считают, что принятые нововведения скорее ухудшат ситуацию с аварийностью на дорогах, чем будут способствовать соблюдению дисциплины водителей и пешеходов. Третьих же -- и таких большинство -- больше волнует вопрос, как теперь будут строиться взаимоотношения между автоинспекторами и нарушителями Правил.
За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к начальнику столичной Госавтоинспекции полковнику милиции Петру Кожухарю.
-- Петр Николаевич, как ваша служба восприняла новый закон?
-- Закон, безусловно, прогрессивный, хотя признаюсь, не все его положения для нас бесспорны. В любом случае выполнять закон -- наша прямая обязанность. И обеспечивать безопасность на дорогах -- задача, которую с нас никто не снимал. Возможно, сосредоточить свои усилия на ее выполнении инспектору станет даже проще, ведь теперь ему не придется «утруждать» себя снятием номерных знаков, изымать водительское удостоверение и, самое главное, иметь дело с наличными деньгами. А ведь именно они -- причина различного рода нареканий на нашу службу. Поэтому мы только приветствуем тот факт, что большинство финансовых вопросов по «расчету» с правонарушителями отныне возьмет на себя суд.
-- Снижение штрафов за нарушение Правил дорожного движения вы тоже приветствуете?
-- Сейчас трудно говорить об этом. Правильно ли такое решение, можно будет выяснить только через определенное время. Надеюсь, что водители и пешеходы своим примерным поведением докажут, что заслужили такой «реверанс» со стороны законодателей. Ведь не забывайте, что ответственность за нарушение Правил и возможные их последствия никто не отменял. А за такие грубые правонарушения, как управление автомобилем в нетрезвом состоянии и создание аварийной ситуации, ответственность осталась по-прежнему суровой.
«Практически по каждому факту правонарушения автоинспектор отныне должен составить протокол -- обязательно в присутствии нарушителя»
-- Будем надеяться, что до анархии на дорогах не дойдет. А теперь, давайте более конкретно поговорим о том, как теперь будут строиться взаимоотношения сотрудников ГАИ с участниками дорожного движения.
-- Еще 30 апреля в МВД Украины было подписано распоряжение об обеспечении рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере дорожного движения согласно принятому закону. Госавтоинспекции совместно с Национальной академией внутренних дел поручено до 10 июня разработать новую инструкцию по организации ведения дел об админнарушениях, правил, норм и стандартов, касающихся безопасности движения.
-- До 10 июня еще целый месяц. А водителей уже сегодня интересует вопрос, как инспектор станет оформлять допущенное нарушение
-- Каждый работник ГАИ получил методические рекомендации, где подробно расписаны все нюансы оформления нарушений Правил дорожного движения. Самое главное, что практически по каждому факту правонарушения отныне составляется протокол. Сделать это наш сотрудник обязан в присутствии участника дорожного движения.
Помимо привычных формальностей -- данных о водителе, времени и месте совершения правонарушения, в протоколе должна быть четко изложена суть допущенного нарушения (причем не допускаются общие формулировки типа «нарушил ПДД» или «превысил скорость»). Кроме того, в документе указываются данные свидетелей и потерпевших, если они есть. Предусмотрено и место для объяснения провинившегося. К протоколу также прилагаются другие материалы, которые в будущем могут понадобиться при рассмотрении дела в суде.
Нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные действующим законодательством, о чем делается соответствующая запись в протоколе. Документ должен подписать инспектор, нарушитель, а также возможные свидетели и пострадавшие. Если виновник отказывается подписать документ, это тоже обязательно отмечается в протоколе. При совершении водителем одновременно нескольких нарушений составляется столько же протоколов.
-- А если произошла авария?
-- При оформлении материалов по дорожно-транспортному происшествию к протоколу о правонарушении прилагаются объяснения водителей и свидетелей, данные об автомобилях, участвовавших в аварии. Если виновник аварии уехал с места ДТП, инспектор ГАИ составляет рапорт. Когда личность «дезертира» установлена, на него составляется протокол, где указываются все обстоятельства правонарушения и прилагаются объяснения нарушителя и очевидцев. Рапорт также составляется и когда водитель не подчинился требованию работников ГАИ об остановке. При этом указываются причины остановки, описываются сигналы и жесты, которые подавались водителю.
Ответственность водителя за совершенное правонарушение станет определять суд
-- А будет ли теперь делаться запись в талоне предупреждений?
-- Да. Хоть удостоверение водителя теперь изымать не будут, но если за совершенное нарушение предусмотрен штраф или лишение прав, наряду с составлением протокола сотрудник ГАИ, как и раньше, сделает запись в талоне. Но повторяю, ответственность за правонарушение станет определять суд.
-- По всем нарушениям?
-- В основном. Среди них такие, как управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, создание аварийной ситуации, неостановка по требованию сотрудника милиции, оставление места ДТП, нарушение правил проезда железнодорожных переездов и пешеходных переходов В этот же список попали превышение скорости более чем на 20 км/час (по воле законодателей за превышение скорости менее чем на 20 км/час ответственность теперь исключена. -- Авт. ), проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, нарушение правил обгона и маневрирования, игнорирование требований дорожных знаков и разметки.
Судья может наказать и за непристегнутый ремень безопасности. А вот за грязную машину или другие незначительные нарушения, ответственность за которые не предусмотрена конкретными статьями Кодекса об административных правонарушениях и никоим образом не влияет на безопасность дорожного движения, инспектор ГАИ ограничивается только предупреждением (статья 125 КоАП Украины. -- Авт. ).
В компетенции ГАИ остается рассмотрение таких дел, как эксплуатация транспортных средств, номера агрегатов которых подделаны или не соответствуют записям в регистрационных документах, препятствование проведению осмотра транспортного средства, непредоставление транспортных средств сотрудникам милиции и медработникам, управление транспортными средствами лицами, не имеющими при себе или не предъявившими для проверки соответствующие документы.
Применение санкций к пешеходам-нарушителям (штраф или предупреждение) также остается в ведении сотрудников ГАИ.
Ответственность за нарушение Правил дорожного движения согласно принятым изменениям
Адреса районных судов г. Киева
Ватутинский -- проспект Маяковского, 5
Дарницкий -- улица Севастопольская, 14
Днепровский -- улица И. Сергиенко, 3
Жовтневый -- улица Шутова, 1
Зализнычный -- улица Кривоноса, 25
Ленинградский -- улица Я. Коласа, 27--А
Минский -- улица Малиновского, 34
Московский -- улица Потехина, 14--А
Печерский -- улица Гайцана, 4
Подольский -- улица Хоревая, 21
Радянский -- улица Жилянская, 142
Старокиевский -- улица Крещатик, 42--А
Харьковский -- улица Кошица, 5
Шевченковский -- улица Смирнова--Ласточкина, 10--Б
312Читайте нас у Facebook