ПОИСК

«вам перелили препарат, приготовленный из крови больного сифилисом», -- сообщили женщине после выписки из роддома

0:00 25 листопада 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Новорожденному вместе с мамой пришлось пройти сложное лечение, в котором не было необходимости. Виновных в случившемся нет, медики действовали согласно инструкции

Всю беременность Ира носила сынишку под сердцем, словно островок надежды, а когда малыш появился на свет крепким и здоровым, вздохнула с облегчением: наконец и мне счастье улыбнулось. Ведь ей не раз пришлось слышать от врачей, что забеременеть будет трудно. И вот счастливую маму с новорожденным выписали домой. А через две недели Ира получила извещение о том, что ей следует явиться в поликлинику к… врачу-венерологу.

До свадьбы жениха не пугала невезучесть будущей жены

-- Дома все недоумевали: что это может означать? До родов я несколько раз сдавала анализы и была абсолютно уверена, что здорова. Решили, что здесь какая-то ошибка, -- говорит Ира. -- Когда я пришла к врачу, он спросил, переливали ли мне кровь во время родов. Я сказала, что мне вводили препарат крови. И врач, даже не глядя в мою сторону, сообщил, что он был приготовлен из крови больного сифилисом. В тот момент я почувствовала, как у меня почва уходит из-под ног. Врач предупредил, что надо поскорее начать профилактическое лечение и мне, и ребенку.

Когда Ира собирала вещи в больницу, муж сказал, чтобы они с ребенком больше не возвращались домой. Сейчас мама с малышом живет у родителей.

-- Конечно, если муж оставил нас в самый трудный момент, значит, не любил меня. Но с другой стороны, не окажись мы в такой ситуации, разочарование в любимом человеке настигло бы позже. Правда, я отчасти понимаю его. За время нашей семейной жизни дома я была всего три месяца -- из-за моих болезней. Известие о заражении сифилисом оказалось последней каплей. Когда год назад мы познакомились, я не скрывала своих проблем со здоровьем. Тогда это не пугало его. Мы верили, что вместе все преодолеем.

РЕКЛАМА

За последние три года Ира большую часть времени проводила в больницах. В течение одного месяца девушка перенесла две операции.

-- Во время второй операции у меня началось сильное кровотечение, и чтобы его остановить, мне переливали плазму. Чужая кровь вызвала аллергию, -- продолжает Ира. -- Тогда мне поставили диагноз: болезнь Виллибранта (нарушение свертываемости крови). Врач предупредил, что теперь любое хирургическое вмешательство, даже удаление зуба, потребует специальной подготовки, а в некоторых случаях введения плазмы. И поскольку у меня такая реакция, то лучше в будущем переливать кровь родственников.

РЕКЛАМА

В семье Иры больше ни у кого не обнаружили недуг, хотя считается, что он передается по наследству.

Не успев окрепнуть после операции, девушка оказалась в больнице с воспалением придатков. Вот тогда врачи и заговорили о грозящем бесплодии, советовали поскорее выйти замуж и родить ребенка. На этом беды не закончились. Незадолго до свадьбы Ира подхватила краснуху. Затем профилактическая прививка от дифтерии вызвала сильную аллергию, из-за чего она вновь оказалась в больнице.

РЕКЛАМА

-- Жениха не пугала моя невезучесть, и мы поженились, -- говорит Ира. -- Бабушка рассказала, что в Печерской Лавре есть мощи Иоанна младенца, покровителя бездетных. Я пошла в пещеру и попросила святого о сыне. А вскоре узнала, что беременна.

Чтобы обезопасить дочь во время родов, родители сдали свою кровь

У Иры беременность проходила под угрозой срыва, и она почти пять месяцев провела в больнице. Обострилась болезнь Виллибранта: появлялись синяки на теле, кровоточили десны. Каждые две недели женщина сдавала анализы крови, результаты которых были неутешительными. В Институте педиатрии, акушерства и гинекологии, где Иру готовили к родам, предупредили, что понадобится плазма крови.

-- Вся наша семья очень серьезно отнеслась к этому. Чтобы застраховать дочку от возможного заражения через чужую кровь и аллергической реакции, за несколько месяцев до родов мы с мужем сдали кровь для приготовления плазмы, -- рассказывает мама Ольга Алексеевна. -- Когда же у дочки начались схватки, мы приехали в роддом, на случай, если понадобится прямое переливание крови. Дежурили целую ночь, пока нам не сказали, что все в порядке.

Почему же все старания родственников оказались напрасными? Почему Ире с малышом не удалось уберечься от несчастья? Оказалось, за несколько дней до родов гематолог написал новые рекомендации, исходя из которых роженице вместо плазмы нужно было вводить другой препарат крови -- криопреципитат (факторы свертываемости крови). Времени на то, чтобы приготовить его из «своей» плазмы, не было, поэтому препарат заказали на Киевской городской станции переливания крови. А когда Ира попросила вернуть плазму, оказалось, что ее использовали для другой женщины. Предположить столь печальные последствия никто не мог.

-- По расчетам врачей, рожать я должна была в начале октября, но мне хотелось, чтобы малыш появился на свет 29 сентября, в день ангела Виктора -- победителя. Этим именем мечтала назвать сына. Так и случилось. Все прошло благополучно. Я еще подумала: хоть в этом мне повезло…

Врачи оценили состояние здоровья новорожденного как нормальное. Но радоваться родителям пришлось недолго.

-- Когда я узнала, что мне ввели препарат, сделанный из крови больного сифилисом, пыталась выяснить у врачей, значит ли это, что мы заражены, но никто ничего не объяснял, -- продолжает Ира. -- Говорили: «Чего вы ждете, быстрее лечитесь». После курса антибиотиков, которые назначили в больнице, у сына развился дисбактериоз, но нам даже не сказали, как с ним бороться. Вспоминая больницу, я содрогаюсь. Мне было страшно прикасаться к чему-нибудь. Туалет и ванная общие, посуда в столовой тоже. За что нам такое наказание?

Никто не виноват?

Родители Иры написали жалобу в районную прокуратуру с просьбой разобраться в случившемся. Недавно они получили ответ. Им сообщили, что в ходе проверки нарушений в действиях работников НИИ педиатрии, акушерства и гинекологии и Киевского городского центра крови не обнаружено. Иными словами, виновных нет, есть только пострадавшие: ребенок, который принял лечение, его родители, расставшиеся по этой причине, и перенервничавшие родственники. Прокомментировать ситуацию мы попросили главного врача центра крови Людмилу Заневскую.

-- Кровь, из которой готовился криопреципитат, проверялась с помощью всех тест-систем, в том числе и на сифилис. На момент ее забора у донора была отрицательная реакция Вассермана. Мы выдержали все буквы закона от «а» до «я». В течение трех месяцев плазма, приготовленная из этой крови, находилась в замороженном виде у нас в центре. По правилам, если по истечении трех месяцев из СЭС не поступает сведений, что донор инфицирован, плазму запускают в производство. Мы приготовили криопреципитат, препарат прошел государственный контроль в НИИ гематологии и переливания крови, и лишь после этого его взял Институт педиатрии, акушерства и гинекологии. Спустя несколько дней из районного кожно-венерологического диспансера нам сообщили, что у донора, чья кровь использовалась для приготовления препарата, обнаружен сифилис. В таких случаях, по инструкции Минздрава Украины, мы должны сообщить всем, кому в течение полугода вводились препараты крови этого донора, что им следует пройти превентивное лечение.

-- А если бы донор не обратился к врачу или лечился анонимно в частной клинике, то все его реципиенты узнали бы о болезни после появления симптомов?

-- Нет. Заражение сифилисом через криопреципитат невозможно, даже если бы донор на момент сдачи крови был болен. В инкубационном периоде сифилис не выявляется. Препарат проходит обработку, при которой плазму высушивают в течение 30 часов, а спирохета (возбудитель сифилиса) погибает в течение 15 минут.

-- Не считаете ли вы, что инструкцию стоит пересмотреть, ведь превентивное лечение сифилиса -- небезобидная процедура, тем более для месячного ребенка? -- спрашиваю заведующего отделением трансфузиологии, дермато-венеролога Центральной киевской городской клинической больницы, кандидата медицинских наук Бориса Когана.

-- Это, действительно, актуальный вопрос. И не только потому что из-за формальности человеку назначают лечение. Дело в том, что препараты готовятся в емкости, где собирается кровь 150--200 доноров, и если у одного из них выявляется сифилис, вся партия уничтожается. Хотя еще в 70--80-е годы в Центральном кожно-венерологическом институте Минздрава СССР и Центральном НИИ гематологии и переливания крови Минздрава СССР были проведены исследования, которые подтвердили, что спирохета, даже при высокой зараженности консервированной крови, погибает в течение трех-пяти дней при температуре 4--6 градусов. Однако до сих пор любые доказательства того, что препараты из крови больного сифилисом -- безопасны, подвергаются суровой критике. Дело в том, что в единичных случаях у подопытных кроликов временно возникала позитивная реакция на сифилис, но болезнь не развилась. Поэтому было решено для профилактики назначать превентивное лечение в течение трех месяцев после того, как реципиенту ввели препарат из крови больного сифилисом, а сами препараты признавать непригодными. Считается, что спирохеты иногда могут видоизменяться, сохраняясь в неблагоприятных условиях, и передавать инфекцию. Врач обязан следовать инструкции Минздрава Украины, составленной в 1995 году. Из-за этого нам приходится уничтожать препараты, несмотря на то, что мы постоянно испытываем дефицит крови. Ведь за последние пять лет число постоянных доноров в Украине сократилось в пять раз. Но чтобы внести изменения в инструкцию, нужно провести дополнительные исследования. Возможно, современные медицинские технологии позволят поставить все точки над «i».

-- Если бы женщине объяснили, какова степень риска заражения через препарат, могла бы она сама решать, лечиться ей или нет?

-- Нет. Если есть хоть минимальная вероятность заражения, никто не сможет отменить превентивное лечение. Поэтому мы постоянно ищем способы снизить этот риск. Раньше нас выручали постоянные доноры. Если донорское движение снова станет массовым, мы сможем проводить более тщательный отбор среди желающих сдать кровь. Ведь в последние годы возросло число разовых доноров. К сожалению, они не наблюдаются у нас постоянно, поэтому труднее оценить их состояние здоровья. Чтобы обеспечить жителей Киева кровью, нужно 15 тысяч доноров, которые сдавали бы кровь пять раз в год. Сейчас у нас около трех тысяч постоянных доноров. На Западе стало модно заготавливать кровь, сдавая ее впрок на случай операции. Однако этот метод не годится для тех, кто страдает заболеваниями крови, как Ира. В случаях автокатастроф, ранений тоже не обойтись без донорской крови.

Надеемся, что узнав об истории Иры, читатель задумается. Ведь в такой ситуации может оказаться каждый из нас, наши близкие. Если вы здоровы, сдайте кровь. Пусть материальной выгоды вы не получите, но, сдавая кровь, можно бесплатно обследоваться на сифилис, гепатиты В и С, ВИЧ-инфекцию, тогда как подобное обследование стоит более ста гривен. Так можно контролировать свое здоровье. И главное: делая благое дело, вы всегда будете помнить, что ваша кровь спасла кому-то жизнь.

1374

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів