ПОИСК
Спорт

Серебряный призер олимпиады наталия бурдейная: «после того как один из спортсменов погиб, нам не разрешали самостоятельно отлучаться из олимпийской деревни»

0:00 12 жовтня 2000

Бесспорным открытием только что завершившихся XXVII Олимпийских игр стала «серебряная» сборная лучниц Украины, которую представляли Екатерина Сердюк, Елена Садовничая и Наталия Бурдейная. История попадания Натальи в национальную олимпийскую команду — особая. Рекордсменка мира и Европы Наталья Бурдейная делится с читателями «ФАКТОВ» своими впечатлениями об Олимпиаде, о так поразившем ее Сиднее. И не только об этом…

«В списке олимпийцев, утвержденном НОК, вместо моей фамилии стояла другая»

Наташа — обычная одесская девчонка, из обычной рабочей семьи (мать работает в рыбном порту, отец нынче остался безработным и, как шутит сама Наташа, является домоправителем). Вся ее биография укладывается в несколько строчек.

Занималась в средней школе — поначалу в 27-й (что так соответствует порядковому номеру нынешней Олимпиады), затем перешла в 79-ю, как принято говорить, школу «со спортивным уклоном» (тренировки дважды в день: до и после занятий). В пятнадцать лет она выполнила норматив мастера спорта, после окончания школы год работала тренером в спортобществе «Локомотив». Поступила на заочное отделение Львовского института физкультуры, где проучилась два года, а затем перевелась в Одесский пединститут, на факультет физвоспитания, который окончила два года назад.

- Почему вы выбрали не плавание, например, не гимнастику, а стрельбу? Это наверное какая-то особая история…

РЕКЛАМА

- Да нет… Это получилось само собой. Сначала решила попробовать себя в большом теннисе, легкой атлетике, баскетболе, фехтовании. А мой старший брат жил в Одессе, занимался боксом на «Динамо». И там увидел как-то объявление о наборе в секцию стрельбы из лука. Рассказал мне. Предложение показалось заманчивым. Тем более что в то время шел фильм «Стрелы Робин Гуда», который мне очень нравился. Одним словом, эти «Стрелы» меня сразили… А в 1987-м я пришла в «Локомотив», и здесь уже занятия вошли в четкий, даже несколько жесткий график.

Моим первым тренером была Елена Блажевич, молодой специалист, выпускница вуза. Вместе мы ездили на соревнования, вместе радовались победам и переживали неудачи… Сейчас все, что происходит в моей спортивной биографии связано с нынешним моим тренером — Аллой Павловной Кивайло.

РЕКЛАМА

- Вы, конечно, помните вашу первую серьезную победу?

- В 1990 году, на юниорском чемпионате Советского Союза. А на следующий год я уже участвовала в международных состязаниях, наша молодежная сборная поехала в Италию.

РЕКЛАМА

- Вы стремитесь соответствовать определенному спортивному идеалу?

- Да у меня и нет такого… Просто уважаю людей, которые многого добились. И очень обидно, когда они ставят себя в неловкое положение (я имею в виду поражение на нынешних Играх российского борца Александра Карелина и нашего Сергея Бубки). Думается, все нужно делать своевременно. И уходить из большого спорта — тоже.

- Подобные настроения в вашем-то возрасте?..

- Нет-нет, я не о себе! Просто считаю, что Личность должна быть гармоничной, во всем.

- И много таковых вы знаете?

- Немного. Но приятно, когда человек — легенда в спорте и в жизни, вот так, запросто, общается со всеми. Когда не подвержен звездной болезни. Я, например, очень уважаю Лину Герасименко — лучницу из Черновцов, внесшую солидный вклад в наш вид спорта. Так сложилось, что на нынешнюю Олимпиаду она, к сожалению, не попала. Однако искренне болела, сопереживала нам. А ведь мы не только друзья, но и соперницы…

- Кстати, о соперницах. Если не возражаете, поведайте нашим читателям историю о подборе кандидатов в сборную страны.

- Сначала было решение Национального олимпийского комитета Украины от 8 августа. А уже на следующий день тот же НОК вдруг пересмотрел свое решение. И вместо меня в сборную попала другая лучница, из Львова (Екатерина Палеха). В списке, опубликованном в «Спортивной газете», вместо моей фамилии стояла другая…

Тяжело говорить: я не терплю подобных выходок. Было мерзко на душе. При этом у нас с Катей отношения вполне дружеские (как до, так и после этого инцидента). Эту «тему» мы с ней даже не затрагивали.

- Как же все разрешилось?

- Из Львова в Киев приехала целая делегация: руководитель тамошнего спорткомитета, представители спортклуба…

На специальном заседании НОК, проведенном в закрытом режиме (без участия тренеров и каких-либо представителей сторон), было решено устроить «перестрелку». На следующий день, 17 августа, она прошла под Киевом, в Константиновке, на базе «Снайпер». Я победила с результатом 4:1. Первым меня поздравил тренер, затем — полпреды с львовской стороны.

- Инцидент был исчерпан, но осадок, наверное, остался…

- Есть немного. Знаете, была внутренняя злость: доказать, доказать… А вместе с тем — уверенность: справедливость должна восторжествовать.

- Не считаете ли вы, что эта спортивная злость стала дополнительным зарядом и сослужила хорошую службу накануне Олимпиады?

- Да, однозначно — это еще одно испытание, старт, проверка характера на пороге Сиднея.

«От Австралии я ожидала большего»

- Скажите, что больше всего впечатлило в вашем олимпийском путешествии?

- Непростым был перелет: из Киева до Франкфурта — 2,5 часа, затем в Сингапур — 12 часов, а потом на Сидней — 8 с «хвостиком». Почти сутки лету, смена часовых поясов. А уже со следующего после приземления дня начались тренировки с 8 часов утра, подъем — в 6. Одним словом, нас закаляли, адаптировали, приучали… Наверное, поступали тактически правильно. Другие команды «приходили в себя» неделю.

Днем — еще одна тренировка. По вечерам — отдых, развлечения в игровом центре Олимпийской деревни: гонки на машинках, компьютерные игры. Одно из самых ярких первых впечатлений — огромнейшая столовая в нашей деревне. Там было все — от восточной и до западноевропейской, американской, кухни. Причем, круглосуточно!

- И блюда украинской кухни?

- А как же! Например, «котлеты по-киевски». Было там абсолютно все: и вегетарианский стол, и мясной, и рыбный… Поначалу хотелось все попробовать, и все было очень вкусно. Но к хорошему быстро привыкаешь, и уже под конец пребывания мы стали достаточно переборчивы, чтобы не сказать придирчивы.

- А сам Сидней? Поразил?

- Он просто великолепен! Особенно его центральная часть, поразившая небоскребами, а также бизнес-центр. Весь город был в праздничном убранстве, на огромных окнах домов — фотоснимки спортсменов. Люди очень радушные: улыбались, интересовались, из какой команды…

Но, честно говоря, от Австралии я ожидала большего и совсем не так себе ее представляла. Правда, у нас просто не было возможности и, прежде всего, времени увидеть природу, экзотические уголки этой страны. Кроме коала-парка (по соседству с Олимпийской деревней), в котором можно увидеть не только коал, но и кенгуру, мы побывали еще на океанском побережье. Всего один-единственный раз. И все…

- Очень жесткий тренировочный режим?

- Деревня находилась в двадцати минутах езды электричкой от города. Самостоятельно отлучаться нам не разрешали после того, как один из олимпийцев погиб (его сбила машина).

Побывали мы еще в Украинском доме, на встрече с местной украинской диаспорой. Там же чествовали Яну Клочкову.

«Серебро, которое мы завоевали, для нас — чистое «золото»

- Как проходили соревнования?

- Отстреляли «квалификацию», две дистанции по 70 метров. Каждая из них — по 36 выстрелов и, соответственно, 360 очков. После «квалификации» мы были вторыми из 12 команд. Вообще должно было быть 16 команд, а потому все «квалификационные призеры» (в том числе и мы) первый спарринг пропустили. Далее, в четвертьфинале, мы победили итальянок — 230:237, а затем, в полуфинале, турчанок — 240:233. Группа подобралась очень сильная: итальянские лучницы — чемпионки мира, турецкие — чемпионки Европы. Состав у них стабильный, выверенный. О кореянках и говорить не приходится: 15 лет они бессменно лидируют в этом виде…

- Безраздельное первенство?

- Представьте себе, да! Отбор кандидатов в сборную Кореи завершился год назад. Проводился он среди тридцати спортсменок, стреляющих за 1310 (для сравнения: в Украине таких человек восемь). Затем «планку» подняли до 1350, потом — еще выше. И, по известным только им критериям, отобрали в сборную. Среди них — чемпионка предыдущей Олимпиады в личном и командном зачетах Ким Сен Юн.

- И потому «серебро» украинской команды стало неожиданностью?

- Не сказала бы. Во многих изданиях, в том числе и спортивных, пишут об этой неожиданности. Другие позволяют себе рассуждать о лучницах, чуть ли не указывая на то, как и что надлежало делать. При этом выявляется полнейшее незнание специфики данного вида спорта, раздаются лишь сетования на то, что мы «не взяли «золото», хотя могли.

- Лук, из которого вы стреляете, отвечает всем требованиям и его хозяйки?

- Пока не жалуюсь. Работаю этим луком, штатовским, второй год. Он — родной, пристрелянный, известны все его «за» и «против». Натяжение тетивы — 16,5 килограммов.

Оружие у нас — вполне нормальное, можно сказать, современное. Ведь лук должен быть « в работе» не менее полугода, чтоб к нему привыкнуть. А получилось так, что снаряжение наша сборная получила перед Олимпиадой, потому… Сами понимаете! Это стрелы сегодня можно нарезать, а завтра — стрелять…

- Ваши спортивные мечты?

- Хочу увидеть новое стрельбище родного «Локомотива». И, конечно, провести в октябре в Одессе Кубок Украины по стрельбе из лука, да вот более-менее нормальных условий для этого нет. Увы…

918

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів