Все девушки из украинской сборной по гандболу могли бы стать первоклассными автогонщицами
В 1980-е годы по заказу ВМС СССР в специальном конструкторском бюро Киева разрабатывали тренажеры, призванные обучать офицеров управлению кораблями на воздушной подушке и крылатыми кораблями -- экранопланами. После развала Союза авторы этих систем, киевляне Владимир Погорелов и Леонид Миронов, при поддержке Министерства транспорта Украины занялись созданием компьютерного комплекса для определения врожденных способностей людей к той или иной профессии. В частности, к работе водителя. Такое тестирование уже прошли сотни людей, в том числе элитные шоферы-профессионалы. Результаты исследований подчас оказывались поразительными.
Хороший спортсмен -- отличный водитель?
-- Тестирование показало, что хорошие спортсмены, особенно представители игровых видов спорта, должны отлично управлять машиной, -- рассказывает Владимир Погорелов. -- Ведь свойственные им быстрая реакция, способность точно и безошибочно действовать в быстро меняющихся сложных ситуациях, соразмерность движений (например, умение дать ювелирный пас) и целый ряд других качеств имеют первостепенное значение для водителя. Подтверждение тому -- тестирование девушек из сборной команды Украины по гандболу. Компьютер выявил, что столь превосходными качествами для умелой езды, как эти девушки, наделены лишь 4--6% из общей массы людей.
-- А как много тех, что совершенно не способны к вождению машины?
-- До пяти процентов. Примерно 50% способны выучиться на водителя-профессионала, оставшиеся процентов тридцать могут управлять личным автомобилем, но работать шоферами им нельзя.
Сейчас в одном киевском ПТУ, готовящем водителей, абитуриенты проходят обследование на нашем комплексе. Если среди них оказываются ребята, которым природой не дано водить машину, директор ПТУ рекомендует родителям определить парня на другую специальность. Кстати, украинское законодательство пока не запрещает заниматься той или иной деятельностью, если тестирование выявило несоответствие врожденных качеств.
-- Что показывает тестирование профессиональных водителей?
-- Еще в 80-е годы профессор Горьковского (ныне Нижегородского) института медицины труда Айзик Вайсман провел тестирование водителей местных автопарков, -- вступает в разговор Леонид Миронов. -- Результаты оказались неожиданными: среди профессионалов, как и в общей массе людей, нашлись 2--5% совершенно не способных к шоферской работе! Парадоксально, но в принципе они могут трудиться за рулем до пенсии и даже не быть в числе худших, не доставляя неприятностей руководству. Психологи объясняют это тем, что такие люди обладают прежде всего повышенной осторожностью -- боятся больших скоростей, избегают обгонов, пытаются не ездить по оживленным дорогам и т. д. Но стоит такому водителю оказаться в сложной ситуации -- избежать аварии крайне проблематично.
Без врожденных способностей профессионалом не стать
-- В чем выражается неспособность водить машину?
-- Например, во время тестирования испытуемому следовало нажимать на педаль тормоза, когда на табло загорался красный свет, газа -- когда зеленый. При высвечивании стрелок, направленных влево или вправо, нужно было повернуть руль в нужном направлении, -- отвечает Леонид Миронов. -- Казалось бы, задание несложное, тем более для профессионального водителя. Но один профи наделал массу ошибок и предпочел уйти, сославшись на больные зубы. Больше он к нам не явился. Интересно, что это был не рядовой водитель -- он возил одного из наиболее известных политиков, народного депутата Украины. И этот шофер оказался не единственным в группе элитных, у которого нет даже минимума необходимых для этой профессии качеств.
Среди более чем ста водителей одного из высших органов государственной власти Украины выявлено несколько человек, неспособных обеспечить безопасное вождение. Превосходные водительские способности обнаружены лишь у двоих -- молодого парня и мужчины, которому уже под 60 лет. Это, к слову, наглядно демонстрирует, что врожденные качества с возрастом практически не меняются, а развить их тренировками, в отличие от мышц, почти невозможно.
-- Почему вы взялись за обследование этих водителей?
-- По словам их начальника, один высокопоставленный руководитель обратил внимание, что шофер его служебной машины потеет за рулем, даже когда на улице не жарко. Он попросил разобраться и протестировать весь состав водителей. Министерство транспорта Украины предложило нам этим заняться. Полученные результаты красноречиво свидетельствуют о необходимости психофизиологического тестирования врожденных качеств шоферов. Ведь 80% аварий происходит из-за ошибочных действий водителей или пешеходов. В ближайшее время наш компьютерный комплекс планируется использовать в рамках государственной программы, направленной на повышение безопасности труда. Он даст возможность определять профессиональную пригодность в различных сферах деятельности.
«Facty i kommentarii «. 19-Октябрь-2000. Жизнь.
215Читайте нас у Facebook