С 1 октября все водители должны иметь при себе договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства
Недавно Кабинет министров принял постановление, которое коснется всех граждан Украины, имеющих собственный автомобиль или пользующихся машиной по доверенности. С 1 октября водитель любого транспортного средства, кроме прав, регистрационного талона и техпаспорта, должен иметь при себе действующий договор обязательного страхования гражданской ответственности.
«Если по вине владельца полиса столкнулось пять автомобилей, страховая компания выплатит деньги всем пострадавшим»
Напомним, что несколько месяцев назад правительство ввело новые ставки страхования транспортных средств. Кроме того, постановлением от 18 августа утвержден ряд других существенных нововведений, касающихся регистрации и учета транспортных средств. В частности, установлены новые условия управления автомобилями по доверенности.
Также появилась возможность регистрировать и использовать в течение года автомобиль, который был угнан за рубежом и находится в международном розыске.
Чтобы получить более подробную информацию о нововведениях, «ФАКТЫ» обратились к специалистам. На вопросы, касающиеся страхования гражданской ответственности водителей, мы попросили ответить вице-президента Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Игоря Сахара.
-- В чем особенности этого вида страхования?
-- В данном случае страхуется ответственность водителя перед неизвестным, абстрактным третьим лицом: другим водителем, пешеходом, или организацией, чье имущество может пострадать в результате аварии.
К сожалению, многие понимают выгодность страхования гражданской ответственности, только попав в дорожно-транспортное происшествие. Ведь в случае аварии расходы по возмещению ущерба пострадавшим берет на себя не виновник происшествия, а страховая компания. Причем независимо от количества потерпевших. Например, если по вине владельца полиса столкнулось пять автомобилей, то после экспертной оценки повреждений страховая компания выплатит деньги всем пострадавшим. Если такого полиса у виновного в ДТП нет, то ему придется самостоятельно компенсировать ущерб. А это деньги немалые. Поэтому, мне кажется, что лучше купить годовой страховой полис за 100 гривен, чем потом оказаться в такой ситуации.
Кстати, многие ошибочно считают, что этот порядок распространяется только на случаи столкновения машин. Это не так. Если водитель, застраховавший свою гражданскую ответственность, поломал чужой забор, врезался в киоск или, не дай Бог, сбил пешехода, владельцы поврежденного имущества и пострадавшие люди имеют полное право на получение страховки.
«Пенсионеры платят за страховой полис по более низким тарифам»
По статистике на дорогах Украины ежегодно происходит в среднем 120--150 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут около 5 тысяч и получают травмы 30--35 тысяч человек. Кроме того, ДТП наносят огромные убытки. К сожалению, пока не существует государственной статистики, которая касается имущественного ущерба. Однако, по оценкам экспертов страховых компаний, работников ГАИ и других организаций, ежегодные убытки только от повреждения транспортных средств превышают 1 млрд. 800 млн. грн. При этом в каждом третьем случае водитель не в состоянии возместить ущерб пострадавшим.
А вот за рубежом в случае любой аварии происшествия владельцы поврежденных автомобилей сами составляют приблизительную схему аварии, обмениваются адресами своих страховых агентов и расходятся. Я надеюсь, что со временем и наши водители смогут также быстро решать свои проблемы.
К сожалению, несмотря на присоединение Украины к системе «Зеленая карточка», нашу страну долгое время считали территорией повышенного риска. Только в мае этого года начали выплачивать страховки за поврежденное имущество. А последнее постановление Кабмина может кардинально изменить положение дел. Если, конечно, владелец автомобиля действительно будет нести ответственность за отсутствие полиса.
Кстати, страхование гражданской ответственности введено не только в западных странах, но и во многих бывших республиках СССР. Например, в Белоруссии и странах Прибалтики. Причем в этих государствах были приняты законы о страховании гражданской ответственност не намного раньше, чем в Украине, но там они работают.
Страховые суммы, выплачиваемые в прибалтийских странах, не являются показательными для Европы, но существенно отличаются от украинских. Например, в Эстонии максимальная компенсация при нанесении ущерба здоровью, составляет 62 тысячи немецких марок, а имуществу -- 250 тысяч марок. В Германии -- 5 млн. и 1 млн. марок соответственно.
Показательно в данном случае то, что по статистике 89% водителей Эстонии, Латвии и Литвы не сомневаются в необходимости такой страховой повинности.
-- А какой размер компенсации предусмотрен законом Украины?
-- Максимальная сумма страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью человека, составляет 8 тысяч 500 гривен, а за нанесенный имуществу -- 25 тысяч гривен.
-- Сколько стоит страховка гражданской ответственности?
-- Размер страхового платежа зависит от объема двигателя автомобиля и срока действия полиса. Так владельцам легковых автомобилей придется платить за годовой полис страхования (в зависимости от объема двигателя) от 76 до 146 грн. , а хозяевам грузовиков и автобусов эта услуга обойдется в 177--195 грн.
-- Предусмотрены ли какие-либо льготы для пенсионеров и инвалидов при оплате страховки?
-- Конечно. Пенсионеры платят за страховой полис по более низким тарифам. А инвалидов согласно закону автоматически страхует Моторно (транспортное) бюро страхования, и им ничего оформлять не надо.
-- Что нужно сделать человеку, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность?
-- Необходимо обратиться в страховую компанию, которая имеет право заниматься этим видом деятельности. Кстати, очень многие компании, не входящие в состав Моторного (транспортного) бюро страхования, работают по агентским соглашениям и могут оформлять страховку.
При себе человек должен иметь документ, удостоверяющий его личность, и техпаспорт, на основании которого определяется стоимость страховки. Ее можно оформить на срок от 15 дней до 1 года.
-- Как вести себя имеющему полис водителю, виновному в ДТП?
-- В первую очередь, необходимо вызвать работников ГАИ, а затем сообщить об аварии в свою страховую компанию по реквизитам, указанным в полисе. Если компания имеет собственного эксперта -- аварийного комиссара, он может выехать на место и оценить ущерб. Но в большинстве случаев основанием для определения размера страховки может служить калькуляция, составленная специалистами станции техобслуживания. Хотя страховщики имеют право провести собственную экспертизу, а клиент, в свою очередь, -- пригласить независимых экспертов.
-- Успеют ли страховые компании Украины обеспечить страхование гражданской ответственности всех владельцев автотранспорта до 1 октября?
-- Этим занимаются 66 компаний. Если каждая из них откроет три отделения в каждой области, то к 1 октября они смогут оформить 5 миллионов страховых полисов. Эта работа уже ведется.
Главное, чтобы люди поняли: данный вид страхования предназначен в первую очередь для защиты их интересов.
Мнение работников ГАИ по поводу страхования ГО, нового порядка регистрации доверенностей и прочим нововведениям читайте в ближайших номерах «ФАКТОВ».
«Facty i kommentarii «. 05-Сентябрь-2000. Экономика.
1776Читайте нас у Facebook