Директриса средней школы брала с родителей взятки теле- и видеотехникой
Может, это звучит странно, но когда вчитываешься в уголовное дело по обвинению Галины Петровны О, директора одной из киевских средних школ (между прочим, носившей звание «Отличник народного образования»), во взятках, почему-то начинаешь жалеть всех подряд участников этой не очень красивой истории. Безумно жаль родителей, готовых выложить последние деньги за то, чтобы будущее ребенка было безоблачным и беспроблемным. До слез жаль несчастную учительницу, которая, желая сделать доброе дело родителям, стала посредником во взятке, лишилась работы и в итоге сама едва не попала на скамью подсудимых. А что касается самой директрисы-взяточницы Один Бог да ее коллеги -- директора школ знают, какими правдами и неправдами приходилось ей добывать для школы учебные пособия и мебель, линолеум и шторы, телевизоры и компьютеры -- всего и не перечислишь. Что греха таить, самый простой способ решить все эти проблемы -- где попросить, а где и слегка надавить на родителей учеников: «Мы поможем вашей девочке закончить школу с медалью, а вы достаете стройматериалы», «Ваш мальчик перейдет в следующий класс, а вы подарите школе магнитофон». Галина Петровна же решила, что точно таким же способом может добывать нужные вещи и для себя лично.
К сожалению, подобные уголовные дела становятся сегодня типичными. На днях Центр общественных связей МВД сообщил о том, что во Львове разоблачена директор одной из местных средних школ, получившая в качестве взятки видеоаппаратуру стоимостью 1,3 тысячи гривен за то, что выдавала выпускникам аттестаты о среднем образовании с завышенными оценками.
«Для мальчика это была единственная возможность закончить школу»
Игорек, старший сын в семье, доставлял своим родителям немало хлопот. Будучи от природы очень способным мальчиком, он, видимо, слишком бурно переживал проблемы переходного возраста и в какой-то момент просто перестал учиться, решив, что свобода стоит дороже аттестата о среднем образовании. Начал прогуливать, вошел во вкус В итоге Игорь вполне закономерно был оставлен на второй год. Может быть, другого подростка это заставило бы взяться за ум. Но, увы, не Игоря -- комплексуя, ведь отныне ему придется сидеть за одной партой с «малолетками», мальчик вообще неделями не посещал школу. Дело могло закончиться плохо: с такими оценками дорога в следующий класс была для мальчика закрыта.
Мама Игоря, Вера Ивановна нашла, пожалуй, единственный выход из ситуации, позволявший мальчику избежать позорного звания «третьегодник», -- перевела сына в другую школу. Девятый класс, в который пошел Игорь, был в школе самым слабеньким. Правда, с классной руководительницей Игорю повезло: по словам коллег, Наталья Петровна не жалела времени на своих ребят, проведывала их семьи, поддерживала тесный контакт с родителями.
Но увы, Игорь так и не воспользовался шансом начать все сначала. На мальчика жаловались практически все учителя. Например, по физике в журнале против его фамилии стояли одни двойки и пропуски. И в начале мая снова встал вопрос о том, что Игоря придется оставить на второй год.
-- Ко мне пришла мама Игоря и расплакалась, -- рассказывала на следствии Наталья Петровна, классная руководительница мальчика. -- Она умоляла узнать, что можно сделать, чтобы перевести сына в десятый класс. Я объяснила, что этот вопрос может решить только директор школы (директор контролирует всех потенциальных второгодников, особенно выпускные классы). Поговорив с мамой Игоря, я пошла к директрисе, Галине Петровне, и объяснила ей ситуацию. Она мне ответила: «Панасоник». Я не поняла, что это значит. Переспросила. Галина Петровна сказала, что это телевизор, который должна купить «мамаша», причем купить до педсовета, на котором решится вопрос о переводе Игоря в следующий класс.
Узнав об этом, мама Игоря вначале растерялась -- лишних денег на такую дорогую покупку в семье не было. Потом предложила купить телевизор более дешевой марки. Но директриса была непреклонна. Подумав, Вера Ивановна все же решила, что телевизор -- не слишком дорогая плата за будущее сына и уговорила классную руководительницу Игоря поехать с ней в магазин
«Нашей школе очень нужен видеомагнитофон »
-- Я согласилась, потому что очень хотела помочь Игорю, -- оправдывалась Наталья Петровна перед следователем. -- Просто было жалко мальчика -- другого пути закончить школу у него не было.
Выбрав в магазине телевизор, Вера Ивановна отдала его Наталье Петровне и попросила завезти директрисе (они были соседями по дому). Муж Галины Петровны, придя домой, был приятно удивлен, увидев новый телевизор. Внуки объяснили ему, что телевизор принесли родители кого-то из детей и сказали, что им можно пользоваться.
Почему же Галина Петровна просила купить ей телевизор такой дорогой и известной марки? Дело в том, что за три месяца до разговора с классной руководительницей Игоря у нее состоялась почти аналогичная беседа с родителями еще одного девятиклассника.
Сегодня престижно создавать при школах различные специализированные классы. Не осталась в стороне от модных веяний и Галина Петровна -- при ее школе был сформирован специализированный физико-математический класс. Естественно, желающих попасть туда было немало. Загорелись этой идеей и родители мальчика Жени.
-- Я пошла к классному руководителю специализированного класса, но та ответила, что этот вопрос может решить только директор, -- вспоминает Женина мама. -- Я с мужем и учительницей пошли к директору: нельзя ли и нашего мальчика перевести в этот класс? Та ответила, что класс уже сформирован, кроме того, учебная программа там сложная, и Женя может не справиться. Но нас не интересовали оценки сына, главное -- знания.
Галина Петровна, попросив учительницу выйти, осталась наедине с родителями Жени. «Наша школа -- бедная, -- начала она. -- А вы, насколько я знаю, не оказывали школе существенную помощь, не помогли летом с ремонтом». Папа мальчика попытался оправдаться: мол, они с женой с утра до ночи выкладываются на работе, пытаясь заработать какую-то копейку. Галина Петровна перешла к главному: «Нашей школе очень нужен видеомагнитофон для показа учебных программ».
«Мы купили «Панасоник» не лично для директора, а в помощь школе»
-- На следующий день мы купили видеомагнитофон «Панасоник» и принесли в школу, -- вспоминает мама Жени. -- Галины Петровны не было, и муж оставил коробку в приемной директора -- у секретаря. Мы купили «Панасоник» не лично для директора и не как награду за перевод сына в более сильный класс, а как помощь школе.
Естественно, Женю перевели в специализированный класс. На балансе школы видеомагнитофон «Панасоник» не значился. А Галина Петровна в своих показаниях на следствии и суде говорила, что видеомагнитофон «Панасоник», найденный у нее дома, ей подарила на день рождения дочь. Доказать, что она лжет, не удалось.
Как бы то ни было, а новенький телевизор аналогичной марки, купленный мамой Игоря, очень подошел к «домашнему» видеомагнитофону Галины Петровны. И судьба мальчика начала меняться к лучшему.
-- В конце мая директриса сказала, что девятиклассник Игорь будет пересдавать мне задолженность, -- вспоминает одна из учительниц. -- Без личного разрешения директора я не могла бы взять на себя ответственность допустить его к пересдаче учебного материала, тем более, что протоколы пересдачи отдаются директору школы. Надо сказать, что Галина Петровна в течение учебного года не интересовалась успеваемостью Игоря, проявила интерес только в середине мая, перед самым педсоветом, на котором решался вопрос о допуске учеников к экзаменам и переводе в следующий класс.
-- Я предупредила Игоря, чтобы он взял у учителей задания по предметам, которые он должен пересдать, -- вспоминает классный руководитель мальчика Наталья Петровна. -- Думаю, учителя знали: ему нужно поставить нормальную оценку.
На майском педсовете было решено оставить на второй год троих одноклассников мальчика. Игоря перевели в десятый.
А летом он трагически погиб.
-- В сентябре к нам в класс пришла мама Игорька и пригласила ребят домой отметить сороковины его памяти, -- говорит Наталья Петровна. -- На поминках мы разговорились с мамой, и она сказала, что Игорь не проучился в десятом классе ни дня -- получается, она зря покупала телевизор. Я ответила: раз так, то его можно попытаться забрать. И тогда Вера Ивановна попросила меня поехать с ней к директору. Я согласилась -- если бы отказала, то она могла бы подумать, что телевизор я не передавала, а оставила себе.
Директриса без лишних вопросов отдала злополучный телевизор Вере Ивановне.
У старых грехов длинные тени
Вся эта история происходила аж в позапрошлом году. А в начале нынешнего года у Галины Петровны случился конфликт с завучем и несколькими учительницами -- обычное дело в обычном педколлективе. И тогда на свет Божий всплыла история с телевизором и видеомагнитофоном. Видимо, кто-то, кому очень нужно было «утопить» директора, разыскал родителей Игоря и Жени и уломал их подать в милицию заявления о взятках -- спустя полтора года! И следственный маховик раскрутился.
На имущество 56-летней Галины Петровны, срочно отправленной на пенсию, был наложен арест. Наталью Петровну уволили и возбудили против нее дело за пособничество в даче взятки (которое вскоре закрыли по амнистии).
Многие коллеги Галины Петровны, искренне ее жалея, хлопотали перед правоохранительными органами за опальную директрису: «Мы убеждены, что она неспособна на правонарушение. Она никого не принуждала повышать или занижать оценки. Считаем, что это клевета». Учителя, переаттестовывавшие Игоря, смягчили на суде свои показания: дескать, директор не специально хлопотала за мальчика, ведь назначить пересдачу отстающему ученику -- ее полное право.
Галина Петровна свою вину не признала, но получила, с учетом всех обстоятельств, всего три года условно. Личное дело погибшего мальчика таинственным образом исчезло из архивов школы.
Так закончилась история о директоре-взяточнице. Но, может быть, именно сейчас подобная драма разыгрывается в какой-нибудь другой школе? Во всяком случае, пока в нашей стране существуют нищие учителя, эта история, боюсь, будет повторяться с завидным постоянством
590Читайте нас у Facebook