ПОИСК
Україна

В скором времени уходить на пенсию придется на пять лет позже

0:00 22 вересня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Но это будет касаться только тех, кто захочет получить пенсию побольше

Пенсионная реформа началась как-то незаметно. Просто в один прекрасный день выяснилось, что почти завершена работа по созданию персонифицированного учета взносов в Пенсионный фонд. И даже законопроект, предусматривающий коренное изменение пенсионной системы, рассмотрен Верховной Радой и (с учетом всех замечаний) уже готовится к повторному первому чтению…

О том, что заложено в новой редакции Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «ФАКТЫ» беседуют с начальником управления пенсионного реформирования и пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной политики Украины Виктором Колбуном.

«При назначении пенсии будет учитываться не трудовой, а страховой стаж человека»

-- Виктор Андреевич, расскажите об основных принципах новой пенсионной системы.

-- Предлагается создать трехуровневую систему пенсионного обеспечения. Первый уровень -- ныне действующая солидарная система: пенсионеров обеспечивает работающая часть населения за счет отчислений в Пенсионный фонд. Однако эта система будет реформирована.

РЕКЛАМА

Второй уровень -- обязательная накопительная система. Она предполагает, что часть пенсионных взносов будет направляться в накопительный фонд и учитываться на персональных пенсионных счетах людей. Дополнительно в к пенсии из солидарной системы будет выплачиваться пенсия из накопительной.

Первые два уровня являются обязательными для всех жителей Украины. Третий уровень -- добровольный -- это страхование в негосударственных пенсионных фондах.

РЕКЛАМА

-- Да, есть о чем поговорить. Что ж давайте начнем с уже знакомой нам солидарной системы. Как она изменится?

-- Изменится подход к определению стажа. В настоящее время при назначении пенсии учитывается трудовой стаж человека. А новая система предлагает учитывать страховой стаж, то есть только тот период, когда из зарплаты перечислялись взносы в Пенсионный фонд. Если же человек проработал, к примеру, пять лет на предприятии, где часть зарплаты платили так называемым «черным налом», то сумма, с которой не были уплачены пенсионные взносы не будет учитываться при назначении пенсии.

РЕКЛАМА

Стоит отметить, что периоды работы до и после вступления закона в силу учитываются по-разному. При определении страхового стажа мужчины, каждый полный год работы в период до введения закона в действие будет учитываться с коэффициентом 2,2%, при определении стажа женщины -- с коэффициентом 2,75%. Кроме того, за каждый год работы свыше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин коэффициент дополнительно увеличится на 1%.

В то же время каждый год работы уже после вступления закона в силу будет учитываться с коэффициентом 0,8%. При этом сумма коэффициентов стажа за данный период не может превышать 40%.

А в целом сумма коэффициентов стажа (начисленная с учетом работы как до, так и после вступления закона в силу) не должна превышать 75%.

Таким образом, пенсия (П) будет начислятся, исходя из процентного отношения суммы коэффициентов стажа (КС) к средней заработной плате человека (З): П = З х Кс.

Схематический пример: женщина имеет полный страховой стаж 20 лет (14 лет до вступления закона в силу и 6 лет -- после). Ее средняя зарплата составляла 270 гривен.

За период работы до вступления закона в силу коэффициент стажа составит: 14 лет х 2,75 = 38,5%.

За период работы после введения закона в действие: 6 лет х 0,8 = 4,8% (не превышает 40%, поэтому не ограничивается).

А в целом ее пенсия составит: (38,5% + 4,8%) х 270 грн. = 43,3% х 270 грн. = 116,91 грн.

«Остается возможность более раннего выхода на пенсию: мужчинам -- в 60 лет, женщинам -- в 55»

-- Будет ли повышен пенсионный возраст?

-- Закон не предполагает однозначного, безальтернативного повышения пенсионного возраста. Люди смогут выходить на пенсию так же, как и сейчас (то есть мужчины -- в 60 лет, женщины -- в 55 лет). Однако выход на заслуженный отдых в этом возрасте лишает их возможности увеличить размер пенсии.

-- Как увеличить?

-- Заложенная в законопроекте методика расчета пенсий такова, что выход на заслуженный отдых в возрасте, предусмотренном новым законом (мужчины -- в 65 лет, женщины -- в 60 лет) предполагает увеличение размера пенсионных выплат.

Кроме того, введение новых возрастных рамок предполагается растянуть на 10 лет (см. таблицу). Если закон примут в этом году и он вступит в силу с 1 января 2001 года, то уже к июлю 2011 года будет достигнут новый возрастной порог.

-- Похоже, что прилагается максимум усилий к тому, чтобы люди позднее выходили на заслуженный отдых…

-- Демографическая ситуация в Украине очень сложна. Если ничего не менять, то государство вскоре просто не сможет полноценно финансировать пенсии. Стоит только отметить, что к 2011 году на 1000 людей трудоспособного возраста будет приходиться около 400 пенсионеров. В свете этого государственная стимуляция более позднего выхода на пенсию вполне объяснима.

К примеру, предусмотрено увеличение размера пенсии в том случае, если человек уже достиг пенсионного возраста (установленного в соответствии с новым законом), но решил уйти на заслуженный отдых позже. Если он отказался получать пенсию, продолжал работать и платить пенсионные взносы, то за каждый полный год отсрочки его пенсия будет увеличена на 8%. Однако в целом она не может превышать 75% среднего заработка.

-- Все эти поощрения, конечно, хороши. Однако пока у нас в стране пенсии ограничиваются максимальным размером (из-за чего практически все получают одинаковые пенсии), эти механизмы работать не будут…

-- Дело в том, что максимальный размер пенсии, которым из-за сложной экономической ситуации в стране пока ограничивается большинство пенсионных выплат, будет постепенно отменен.

-- Что значит «постепенно»?

-- Закон предусматривает ежегодное повышение максимального размера пенсии на определенный коэффициент (который устанавливается в зависимости от динамики роста средней заработной платы в стране) и его последующую отмену.

-- Кстати, сразу бросается в глаза, что коэффициент стажа за время работы после вступления закона в силу значительно ниже, чем до…

-- Это связано с тем, что через несколько лет после принятия закона начнет действовать второй уровень пенсионного обеспечения -- накопительная система. Таким образом, к выплатам из солидарной системы добавятся выплаты из накопительной.

Кроме того, параллельное сосуществование двух систем поможет сбалансировать пенсионное обеспечение наших граждан. Дело в том, что солидарная система менее чувствительна к экономическим изменениям (инфляции, фондовым и финансовым кризисам), но на ней отражается демографическая ситуация в стране. А вот на накопительную систему, наоборот, не влияет уменьшение работоспособного населения, однако она чувствительна к экономическим колебаниям.

«Деньги из накопительной системы не могут быть вовлечены ни в какие рискованные операции»

-- К накопительной системе наши сограждане (пережившие потерю вкладов в Сбербанке СССР) могут отнестись настороженно. Как гарантируется сохранность денег?

-- Дело в том, что введение накопительной системы может произойти только при наличии всех необходимых условий. Во-первых, дефицит бюджета не должен превышать 1% ВВП. Во-вторых, в течение не менее двух лет в стране должен наблюдаться экономический рост (не ниже 2% ВВП). В-третьих, должен быть накоплен позитивный опыт работы негосударственных пенсионных фондов. Кроме того, необходимо, чтобы в стране существовал развитый фондовый рынок и была полностью подготовлена система государственного регулирования и разработана соответствующая нормативная база. Выполнение этих условий создает предпосылки к безопасному и надежному вложению денег.

-- И куда же предполагается вкладывать пенсионные средства?

-- Сразу хочу отметить, что данная система пресекает всякую возможность единоличного и бесконтрольного распоряжения деньгами. Управлять пенсионными средствами будет не одна, а несколько компаний. Причем физически эти деньги им передаваться не будут -- компании получат право только давать распоряжения относительно вложения пенсионных средств.

Кроме того, в соответствии с требованиями закона эти компании не имеют права вкладывать деньги из накопительной системы только в одну сферу. И ни в коем случае не могут вовлекать эти деньги в рискованные операции. Из государственной накопительной пенсионной системы разрешено инвестировать средства только в стабильные и надежные объекты: иностранные ценные бумаги (с высокими рейтингами, приобретать которые можно только на ограниченном числе мировых бирж), ценные бумаги, выпущенные правительством Украины, высоколиквидные акции и облигации отечественных предприятий.

И если какое-то направление окажется менее прибыльным, то это будет скомпенсировано более высоким уровнем доходов от других вложений. Если деньги из накопительной системы реально заработают, их можно будет уберечь от инфляции и даже приумножить.

-- Какую часть пенсионных взносов планируется направлять в накопительную систему?

-- Закон предусматривает, что это может быть не менее 2%, но не более 7%. При этом общий процент взносов в общеобязательную систему страхования не увеличится.

А размер выплат, получаемых человеком из накопительной системы, будет напрямую зависеть от суммы на его персональном пенсионном счету.

-- Когда можно ожидать принятия этого закона и его вступления в силу?

-- Правительство надеется, что закон будет принят уже в нынешнем году и вступит в силу с января 2001 года. По крайней мере именно это время является наиболее благоприятным для начала проведения реформ.


«Facty i kommentarii «. 22-Сентябрь-2000. Экономика.

332

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів